на главную страницу

1 Марта 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота

КОГДА ЗАСТРАХОВАНЫ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ



Права и гарантии военнослужащих в сфере обязательного государственного страхования их жизни и здоровья стали привычными в последние десять лет. Такова специфика военной службы, что она связана с риском для жизни, и государство взяло на себя обязательство материально помочь тем, кто получил ранение или увечье, поддержать семью, потерявшую кормильца. Это особенно важно в условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, нахождения российских военнослужащих в других «горячих точках». Сегодня 14 министерств и ведомств реализуют страховые гарантии в этой области через Военно-страховую компанию. О том, какая работа в области обязательного государственного страхования военнослужащих проделана в прошлом году, какие существуют проблемы, рассказывает генеральный директор ВСК Сергей ЦИКАЛЮК.

     - Сергей Алексеевич, какой объем работы проделала компания в прошлом году?
     
- Всего по 14 министерствам и ведомствам было рассмотрено 56,7 тыс. страховых событий, в том числе по Министерству обороны – 44 тысячи. Сумма страховых выплат вместе с единовременным пособием составила 1,3 млрд. рублей. Это на 30 процентов больше, чем в минувшем году. Здесь сказалось прежде всего то, что с 1 июля прошлого года были увеличены оклады денежного содержания военнослужащих, исходя из которых рассчитывается страховка. В связи с этим у нас довольно напряженными выдались летние месяцы. Хотя нам приходилось работать и более интенсивно, когда велись активные боевые действия в Чечне.
     Хочу сказать, что мы с одинаковым вниманием и ответственностью относимся к любому страховому событию, но все же первоочередными считаем трагические случаи, связанные с гибелью военнослужащих. К сожалению, минувший год не явился исключением и принес нам несколько несчастий, которые с болью в сердце были восприняты многими людьми. Всех потряс террористический акт в городе Каспийске 9 мая, унесший жизнь более 40 человек. Мы оперативно произвели 163 страховые выплаты на сумму 7,1 млн. рублей. Большие жертвы повлекла за собой катастрофа вертолета Ми-26 под Ханкалой, где погибли 118 человек. Нами тоже были приняты экстренные меры для ускорения оформления всех необходимых документов, перечисления денег родственникам погибших. Всего мы тогда произвели около 500 выплат на сумму 31 млн. рублей.
     
- А если сопоставить это направление работы ВСК с другими…
     
- Если брать основные финансовые и страховые показатели, то в 2002 году сохранялась тенденция ускоренного роста по добровольным видам страхования. Объем страховой премии здесь составил 2,3 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем отчетном периоде. Такие темпы роста превышают среднерыночный показатель. Наибольшим спросом пользовались программы по страхованию судовладельцев, космических рисков, имущества и строений граждан, имущества юридических лиц, авиа- и автострахованию. В целом в жизни компании в минувшем году произошло два знаменательных события: Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил благодарность коллективу ВСК за большой вклад в развитие страхового дела, а агентство «Эксперт РА» подтвердило высший рейтинг надежности нашей компании. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих для нас является в первую очередь социально значимой программой, которая играет важную роль в области российской социальной политики в современных условиях. И все наши усилия по расширению страхового портфеля и страховых резервов направлены на формирование финансовой базы для безукоснительного выполнения обязательств ВСК в области обязательного государственного страхования.
     
- Можно ли говорить о каких-то тенденциях, проявившихся в прошлом году?
     
- Как я уже говорил, в прошлом году были увеличены оклады денежного содержания военнослужащих по должности, а с января с. г. - и по воинским званиям, что привело к заметному увеличению страховых выплат. До этого минимальный размер выплаты рядовому, проходящему службу по призыву и получившему травму, составлял 3,6 тыс. рублей, сейчас – 6,8 тысячи. Такое же увеличение выплачиваемой суммы имеет место и в случае досрочного увольнения солдата или матроса в связи с решением военно-врачебной комиссии. Еще более заметно выросли страховые суммы в более тяжелых случаях. Став инвалидом 3-й группы, военнослужащий срочной службы до 1 июля прошлого года получал 18 тыс. рублей, сейчас – 34 тысячи. Родители погибшего при исполнении обязанностей военной службы солдата получат 188 тысяч рублей, почти вдвое больше, чем раньше. В 2 раза увеличились размеры выплачиваемых страховых сумм и для офицеров. Родителями военнослужащих, всеми людьми в погонах это воспринимается как усиление их социальной защищенности.
     Имеет место еще одна тенденция. Из года в год растет число военнослужащих по призыву, на которых оформляются страховые документы. В прошлом году по сравнению с предыдущим этот рост составил 4 процента, а в денежном выражении – 40 процентов. Это означает, что, с одной стороны, командиры стали больше заботиться о своих подчиненных, с другой – солдаты срочной службы, их родители стали лучше знать законы. Значит, приносит свои плоды разъяснительная работа, которую мы ведем вместе с органами военного управления, военной юстиции, военкоматами, в том числе и в средствах массовой информации.
     
- Необходимые справки можно получить и непосредственно в Военно-страховой компании?
     
- Конечно. Только через управление обязательного страхования компании вот уже на протяжении многих лет ежегодно от 60 до 70 тысяч застрахованных и членов их семей получают интересующую их информацию по законодательным и нормативным актам, по оформлению страховых материалов и выплатах, по конкретным страховым ситуациям. У нас организована справочная служба (телефоны 785-24-21, 785-24-22), работает приемная (по адресу: Москва, Кутузовский пр-т, д. 36), где квалифицированные специалисты оперативно и точно ответят на любой вопрос. Ведется и активная переписка, в прошлом году дали ответы более чем на 2 тысячи писем. Необходимую информацию можно получить и на нашем корпоративном сайте (www.vsk.ru) в Интернете.
     Что показательно, люди, получив страховое возмещение, надеясь на помощь, начинают обращаться к нам по другим вопросам – пенсионным, жилищным и пр. Так что мы работаем и как справочное бюро: советуем, куда можно обратиться за помощью, направляем письма в те или иные инстанции. Помогает то, что у нас установлены надежные рабочие связи со всеми министерствами и ведомствами, органами военного управления, военно-врачебными комиссиями и т. д. Это действительно надежная, эффективная система государственной поддержки военнослужащих, пострадавших при исполнении воинского долга, и членов их семей.
     
- Что в последнее время изменилось в вашей работе, в организации выплат?
     
- В самом механизме на протяжении ряда лет принципиально не меняется ничего. Это является свидетельством стабильности и эффективности созданной нами уникальной системы, не имеющей аналогов в стране. Разработанные технологии позволяют рассматривать до 400 комплектов страховых материалов в день. Можем быстро получить любую информацию по региону, в считанные секунды дать необходимую справку застрахованному. Хочу подчеркнуть, что расчетом страховых сумм у нас занимаются только офицеры запаса, уволенные из Министерства обороны, ФПС, ФСБ. Это настоящие профессионалы, имеющие большой опыт службы и работы в области финансов, права и т. д. Коллектив очень стабильный и сплоченный. Все работают не только с высокой ответственностью, но и с душой, поскольку сами хорошо знают, что такое военная служба.
     В целях финансовой безопасности для застрахованных по всей стране мы открываем новые именные лицевые счета в Сбербанке, на которые перечисляем деньги. Конечно, у кого-то уже есть сберкнижка, но во избежание ошибок при зачислении платежей на личные счета застрахованных ввиду сложности их заполнения и больших неточностей при оформлении документов на сберкнижки мы деньги не перечисляем. Вся процедура занимает до 5 дней. Для тех, кто был ранен в Чечне, мы ввели упрощенную процедуру оформления документов – не через командование части, где проходил службу солдат или офицер, а непосредственно в госпитале. Надо сказать, что все дела по страховым событиям, связанным со службой на Северном Кавказе, мы храним все это время. А недавно приняли решение о том, чтобы увеличить с 3 до 5 лет сроки хранения всех документов. Дело в том, что очень часто люди обращаются за справками, т. к. больше нигде не могут найти нужную им информацию.
     
- Сергей Алексеевич, недавно правительством принято решение о проведении конкурса среди страховых компаний на осуществление обязательного государственного личного страхования. Вы опасаетесь конкуренции?
     
- Конкуренция – вещь необходимая в любом деле. Мы и сейчас ведь не единственная компания, работающая на этом рынке, поэтому, естественно, будем участвовать в конкурсах. У нас есть хороший опыт, фундаментальные наработки в этой области, о которых я немного рассказал. И, думаю, любой страхователь, который имел дело с Военно-страховой компанией по этим вопросам, скажет, что давно забыл, что такое головная боль, связанная с жалобами, судами и т. д.
     
- Вы хотите сказать, что у вас нет проблем в работе?
     
- Проблемы есть всегда, но весь вопрос в том, с чем они связаны и какого они масштаба. Самый главный бич – неправильное оформление документов в воинских частях, военных комиссариатах. Ежегодно до 12 процентов неправильно оформленных материалов мы вынуждены отправлять назад, втягиваться в дополнительную переписку. Это по-прежнему главная причина задержек с выплатами конкретным людям.
     Практика нашей работы показывает, что зачастую военнослужащий срочной службы, задержавшийся с лечением по ранению, травме, контузии свыше положенного срока службы, необоснованно увольняется командиром не по болезни, а как выслуживший установленный срок. Тем самым он реально лишается права на выплату страховой суммы по досрочному увольнению и зачастую единовременного пособия в размере 60 окладов. Компания во всех таких случаях вынуждена писать застрахованным и командирам, подсказывая о необходимости изменения такого приказа об увольнении.
     За истекший год нам удалось стабилизировать ситуацию и более надежно закрыть каналы поступления необоснованно оформленных и фиктивных документов. Большую помощь в этом нам оказала Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, флотов, гарнизонов, а также штатные военно-врачебные комиссии. Мы сегодня вынуждены чаще контактировать с Главной военной прокуратурой в связи с проверкой законности приказов командиров частей об исключении военнослужащих из списков личного состава для определения права на выплату единовременного пособия (120 окладов). В прошлом году мы обратились более чем в 70 случаях за помощью по этим вопросам. Практически в половине случаев приказы командиров были отменены.
     Мы очень тесно работаем и с органами военно-врачебной экспертизы. Ежегодно в результате выборочного контроля в штатные ВВК компанией направляется около 2 процентов всех поступающих военно-врачебных справок. Так, в прошлом году возникла необходимость проверить более 800 таких документов. После этого в четверти случаев страховые события в справках, оформленных гарнизонными или госпитальными ВВК, не подтверждены или изменены. Это позволило предотвратить необоснованные выплаты на сумму свыше 1,6 млн. рублей. Только за первое полугодие прошлого года в штатные ВВК были направлены для проверки списки по 10 тысячам травм за последние три года. В марте прошлого года также были выявлены факты фальсификации документов в одном из госпиталей Дальневосточного военного округа.
     
- Как же с этим бороться?
     
- Как я уже сказал, контроль по этим вопросам ведется постоянный – и самой компанией, и правоохранительными органами. И работу ВСК в целом регулярно проверяют различные контрольные органы. К примеру, не так давно завершилась проверка Счетной палаты России, и мне приятно отметить, что недостатков и упущений в нашей работе выявлено не было.
     Вместе с тем уже ясно, что необходимо внесение изменений в ведомственные инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы, в которой, на мой взгляд, должна появиться новая статья о проведении освидетельствования в интересах страхового обеспечения. Мы считаем, что справки ВВК о тяжести травм обязательно должны рассматриваться и, возможно, утверждаться штатными военно-врачебными комиссиями. Опыт показывает, что там, где такой порядок заведен, процент необоснованно оформленных и представленных в Военно-страховую компанию справок существенно ниже. К примеру, в Северо-Кавказском военном округе - 1,5 процента.
     Конечно, в последние годы общими усилиями немало сделано в плане реализации прав и гарантий военнослужащих в сфере обязательного государственного страхования их жизни и здоровья. Но эта работа должна постоянно совершенствоваться, ее организация должна быть понятной и доступной для всех застрахованных.
     Ветераны равны в правах
     За две чеченские кампании в боевых действиях против сепаратистов приняли участие сотни тысяч военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других силовых структур и правоохранительных органов. Ряд субъектов Российской Федерации своими законами признали этих людей ветеранами боевых действий, установив для них дополнительные льготы, кроме тех, которые были установлены на общероссийском уровне.
     Наконец, в 2001 году депутатом Государственной Думы Российской Федерации, бывшим министром внутренних дел России и бывшим командующим Внутренними войсками МВД России Анатолием Куликовым, бывшим воином-«афганцем», потерявшим на той войне зрение, Владимиром Вшивцевым и Московской областной Думой был разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», который был подготовлен в целях социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и органов уголовно-исполнительной системы, принимавших участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, и направлен на совершенствование Федерального закона «О ветеранах» в части определения правового положения участников боевых действий на территории Северо-Кавказского региона.
     Необходимость принятия законопроекта была обусловлена тем, что в Российской Федерации отсутствовало принципиальное государственное решение в отношении значительной категории граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона и лишенных льгот, которыми пользуются участники зачастую куда менее кровопролитных боевых действий на территории иностранных государств. А ведь численность военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения, военного положения, проведения контртеррористических операций, достаточно велика.
     По инициативе депутата Государственной Думы Анатолия Куликова была создана рабочая группа, в которой были задействованы представители Правительства Российской Федерации и ряда министерств и ведомств. 4 марта 2002 года на ее заседании было принято принципиальное решение о том, что Правительство Российской Федерации не будет препятствовать его рассмотрению в первом чтении в Государственной Думе. Автор этих строк, участвовавший в подготовке текста законопроекта, присутствовал и выступал на заседании рабочей группы от имени всех тех, кто проходил, проходит и еще будет проходить службу в Северо-Кавказском регионе, участвуя в контртеррористических операциях по ликвидации банд сепаратистов, и ждет от верховной власти признания своего права считаться ветераном — участником боевых действий.
     Единогласная поддержка законопроекта при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении продемонстрировала, насколько заждалось российское общество официального признания статуса участников боевых действий для тех, кто его защищал в условиях вооруженного конфликта в Чечне и прилегающих регионах Российской Федерации. Поступление в Государственную Думу положительного заключения от Президента Российской Федерации расставило все по своим местам. И во втором, и в третьем чтениях в Государственной Думе, и при его обсуждении в Совете Федерации законопроект нашел единодушную поддержку. 27 ноября 2002 г. закон был подписан Президентом Российской Федерации и зарегистрирован под номером 158-ФЗ.
     Ввиду того, что к этому моменту проект федерального бюджета на 2003 год уже был принят Государственной Думой в третьем чтении без учета необходимости финансирования принятого Федерального закона, он вступает в силу только с 1 января 2004 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker