на главную страницу

4 Марта 2003 года

Оружие России

Вторник

Генеральный директор — генеральный конструктор ФГУП «НПО машиностроения» Герберт ЕФРЕМОВ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ



     Формируя стратегию развития предприятия, мы всегда исходили из того, что научно-производственное объединение машиностроения - федеральное государственное унитарное предприятие со статусом федерального научно-производственного центра, аккредитованное в качестве научной организации и работающее в сфере высоких технологий, не должно терять высокого творческого и научно-производственного потенциала. Функционирование в этом секторе бизнеса всегда крайне сложное, рискованное и дорогое занятие.
     «НПО машиностроения» всегда выступало за нестандартные решения вопросов обеспечения безопасности страны, основанные на оригинальных научно-технических идеях, реализуемых за реальные средства, которыми сегодня обладает государство, с привлечением в перспективные НИОКР средств, получаемых от проведения совместных высокотехнологичных разработок с зарубежными партнерами.
     В течение последних десяти лет предприятию необходимо было расширить диверсификацию своей деятельности, найти новые рыночные ниши, дополнительную загрузку к работам, выполняемым в рамках гособоронзаказа (ГОЗ). Во многом решение этих задач было найдено в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, причем в наиболее наукоемком и высокотехнологичном направлении совместных разработок.
     Разумное сочетание работ по линии гособоронзаказа и ВТС – вот тот стержень развития тематики предприятия в последние годы и на перспективу. ГОЗ, выполняемый предприятием, составляет не более 25 проц. от общего объема работ, и это, по нашему мнению, экономически целесообразно. Более 2/3 общего объема работ составляют работы по линии ВТС. Важнейшим положительным фактором, позволяющим нам вести масштабную маркетинговую политику, является наличие у предприятия права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, включая проведение НИОКР.
     Предприятие в течение последних лет активно реализует инвестиционные проекты в сфере разработки и производства В и ВТ, привлекая в них финансовые ресурсы различных типов: государственные, собственные средства прибыли, средства зарубежных партнеров, заемные средства, в том числе в рамках долгосрочных кредитных линий крупнейших банков.
     Объем работ, выполняемых предприятием в рамках ГОЗ, в 2003 году увеличился по сравнению с 2002 годом в физическом выражении примерно в 1,5 раза, причем расширилась номенклатура работ. И это, безусловно, очень важно и ответственно для предприятия. Однако сохраняются ставшие уже, к сожалению, традиционными недостатки системы ГОЗ. И наиболее существенные из них следующие.
     Гособоронзаказ продолжает оставаться дешевым, а в ряде случаев даже невыгодным для предприятия. Цены работ ГОЗ далеки от реалий рыночной стоимости ресурсов, прежде всего людских. Высококлассные специалисты для выполнения наукоемких, высокотехнологичных работ стоят дорого. Эту простую истину давно пора понять.
     Так и не ликвидирована порочная система образования достаточно большой задолженности государства за выполненный ГОЗ, причем по важнейшим и тончайшим, требующим омоложения состава специалистов работам. Сегодня существует задолженность нашему предприятию за 2002 год по сохранению стоящих на боевом дежурстве в РВСН ракет. И в который раз, уже в новом году, возникла неоднозначная долговая ситуация с неадекватным поведением заказчика и финансовых органов власти. Непонятна беспомощность РВСН и соответствующих департаментов Минфина РФ по ликвидации и недопущению вновь этих долгов.
     Заказчику не удается обеспечить ритмичность авансирования выполнения ГОЗ. Финансирование «сваливается» на конец года, в то время как не менее 50 проц. финансовых ресурсов крайне необходимы в первом полугодии. Нас и всю нашу кооперацию настоятельно подталкивают прекратить работы по сохранению на боевом дежурстве ракетных комплексов, хотя эта работа самая экономная и эффективная для государства.
     Эффективное функционирование оборонного комплекса страны во многом зависит от решения ключевой проблемы – сочетания государственного регулирования ОПК и применения рыночных механизмов. Необходимо и то, и другое.
     И если решать проблему повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий ОПК возможно и необходимо с применением рыночных инструментов, то преодоление межотраслевых, ведомственных барьеров, возникших в результате создания пяти агентств, в принципе невозможно без вмешательства со стороны высшего руководства государства. Мы сейчас стоим перед проблемой такого рода, формируя в соответствии с постановлением Правительства РФ вертикально-интегрированную корпорацию. Вопрос о включении в состав корпорации одного из наших ключевых предприятий-смежников ФГУП ЦНИИ «Гранит» с заводами, более 40 лет работающего с ФГУП «НПО машиностроения» по ракетным комплексам, придется решать у Президента РФ. Именно ломка узковедомственных интересов при создании крупных корпораций – задача государственного регулирования.
     Другой важнейшей и актуальнейшей проблемой является формирование на государственном уровне внятной промышленной политики. Политики, всемерно нацеленной на создание и продвижение рыночного продукта, политики, способной направить банковский капитал на инвестиции в промышленность и прежде всего в сферу высоких технологий.
     Активное стимулирование государством направления денежных потоков в реальный сектор экономики страны, создание работающей промышленности – вот тот рычаг, который позволит решить задачу наполнения бюджетов всех уровней, от федерального до местных, и, следовательно, позволит решить общенациональные задачи развития страны.
     Говоря о реформировании ОПК, следует отметить, что этот вопрос остро поднимался Президентом РФ во время его визита в ФГУП «НПО машиностроения». В ходе обсуждения был сделан вывод, что без опеки этого процесса со стороны Президента РФ реального результата не будет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker