на главную страницу

4 Марта 2003 года

Оружие России

Вторник

Президент Научно-производственного центра (НПЦ) «Технокомплекс» Гиви ДЖАНДЖГАВА: РЕФОРМЫ НЕ РАДИ РЕФОРМ



     Сначала несколько слов о нашей корпорации. В ее состав сегодня входят 16 авиапредприятий Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Курска, Ульяновска, Перми, Казани и Чебоксар. Все они связаны единым производственно-технологическим циклом. Профильным направлением НПЦ «Технокомплекс» является создание унифицированных систем авиационно-космической навигации и управления, в том числе инерциальных систем, комплексов применения бортового оружия. На днях членами корпорации стали три новых предприятия авикомплекса – томилинское НПП «Звезда», жуковское «НИИ авиационного оборудования» и орехово-зуевское «КАМПО». Это позволит корпорации расширить номенклатуру разрабатываемой и производимой техники для авиационно-космической отрасли и снизить себестоимость выпускаемой продукции.
     
Справка «КЗ». Предприятия НПЦ «Технокомплекс» участвуют в выполнении контрактов и работ по программам самолетов Су-30МКК, Су-30МКИ, многофункционального фронтового бомбардировщика Су-32, истребителей Су-27СМ и МиГ-29СМТ, вертолетов Ка-31 и Ка-32, Ми-24ПН и Ми-28Н «Ночной охотник». Сегодня корпорация работает над созданием авионики для самолетов пятого поколения.
     


     Наши показатели в работе были бы весомее и зримее, если бы до сих пор не сказывались последствия системного кризиса, разразившегося в 90-е в стране и в оборонно-промышленном комплексе в частности. Возродить отрасль призваны реформы, но, к сожалению, ощутимых результатов этих преобразований пока не видно. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что до сих пор нет общей концепции развития высокотехнологических отраслей страны, единой государственной научно-технической и инвестиционно-инновационной политики.
     Да, был принят ряд федеральных целевых программ, но они не обеспечены реальным финансированием. Прежде, чем их декларировать, надо определиться, чего мы хотим на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Россия богата сырьевыми и людскими ресурсами, но бедна финансовыми. По экономическому потенциалу мы уже не Советский Союз и даже не РСФСР. И создавать надо не прожекты, а реальные целевые программы развития той или иной отрасли промышленности под единую концепцию промышленной политики исходя из реальных условий.
     Сегодня предлагают: мол, давайте уберем федеральные агентства оборонной промышленности и взамен их создадим что-то новое. А что новое и ради чего? Нельзя заниматься реформами ради реформ, выстраивать структуры под чье-то мнение или чью-то личность. Повторюсь, нужна единая государственная политика, под которую и следует вести преобразования, в том числе и структурные.
     Мы пытаемся отдельно реструктурировать оборонную промышленность, образование, науку, другие отрасли. Однако эффективность этих усилий более чем скромная. Из системного кризиса выходить необходимо только системно. Все преобразования должны быть взаимосвязаны. Не будет подготовленных кадров, опережающего развития науки и технологий - бесполезно заниматься оборонной (и не только) промышленностью. Не будет удобных финансовых механизмов – нет смысла заниматься высокозатратными проектами завтрашнего дня.
     Словом, нужна единая государственная промышленная политика, над чем представители оборонно-промышленного комплекса и других отраслей вместе с правительством сейчас плотно работают.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker