на главную страницу

4 Марта 2003 года

Военно - политическое обозрение

Вторник

США: БЮДЖЕТ ВОЙНЫ

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



С 4 февраля в комитетах конгресса США обсуждается проект бюджета на 2004 финансовый год. По существующему закону конгресс может вносить изменения в проект президентского бюджета, одобряет или отклоняет его, имеет право изменить уровень финансирования, отменить введенные президентом программы или внести им не востребованные. Конгресс также может отменить или ввести налоги и другие источники доходов или внести изменения, влияющие на величину собираемых доходов. Бюджетное решение конгресс должен принимать до 15 апреля каждого года (но иногда по разным причинам утверждение часто запаздывает). Особой критики и проволочек с его принятием в этом году ожидать, видимо, вряд ли стоит – у республиканцев сейчас фактическое большинство в обеих палатах американского конгресса. Но уже сейчас понятно, что усилия и надежды традиционно более сильной в экономике команды демократов, в частности предыдущего президента США Билла Клинтона, обеспечившего рекордный профицит бюджета, оказались тщетными. Администрация Буша-младшего распоряжается результатами экономического подъема очень своеобразно.

     
Цель – мировое господство

     В новом финансовом году, начинающемся 1 октября 2003 года, федеральному правительству США предложено истратить 2,23 триллиона долларов. Согласно последней переписи, проводившейся в США в конце 2000 года, население страны составляло  281 млн. 422 тыс. человек. Значит, на удовлетворение потребностей одного гражданина США приходится около 8 тысяч долларов в год. Однако не улучшение качества жизни американцев является главной задачей представленного бюджета. Цель его, как заявил госсекретарь США Колин Пауэлл, заключается в «укреплении лидерства США во всем мире». А она будет решаться по многим направлениям, что и нашло отражение в тех предложениях и изменениях, которые сделаны в новом бюджете по сравнению с предыдущим.
     Так, на международную деятельность и иностранную помощь госдепартамент США в 2004 финансовом году запросил 28,5 млрд. долларов. На содержание посольств и различных миссий под эгидой госдепартамента США планируют выделить 8,5 миллиарда долларов (при этом закладывается возможность расширения дипломатического персонала за рубежом еще почти на 1.100 новых сотрудников в течение трех лет). На безопасность посольств, которые во многих странах представляют собой просто крепости, США тратят 1,5 миллиарда ежегодно, и эта сумма заложена и в бюджет-2004.
     1,3 млрд. предлагается ассигновать в недавно созданный бюджетный фонд «Вызов тысячелетия». Деньги пойдут на помощь развивающимся странам в целях «освобождения от коррупции, укрепления системы защиты прав человека и становления открытой рыночной экономики». В рамках этого фонда предполагается решать задачу борьбы с экономическими причинами, порождающими терроризм, прежде всего исламский. Общий объем иностранной помощи в 2004 году, как планируется, составит (без учета военной помощи союзникам США) 12,5 млрд. долларов (10 млрд. в 2003 году). В эти расходы пока явно не укладываются обещанные Турции за участие в войне против Ирака 26 миллиардов долларов «экономической помощи». В связи с ситуацией вокруг Ирака дополнительной финансовой помощи уже просят также и другие союзники США в регионе, в частности, Израиль (кстати, объем ежегодной помощи США Тель-Авиву не меняется уже с 1998 года и составляет 2 миллиарда долларов) и Иордания.
     Особый вопрос – помощь странам, вступившим в американскую антитеррористическую коалицию, и ключевым союзникам США в борьбе с терроризмом. Здесь расклад примерно такой: 657 миллионов долларов помощи Афганистану, 460 – Иордании, 395 – Пакистану, 136 – Индонезии и 87 – Филиппинам. Вообще на антитеррористическую коалицию, которая все больше поддерживается денежными вливаниями, США готовы потратить в 2004 финансовом году 4,5 миллиарда долларов.
     Дополнительные 20 миллиардов в течение 10 лет госдепартамент США запрашивает на противодействие угрозам оружия массового поражения – в рамках реализации недавней инициативы «большой восьмерки» по сотрудничеству в деле нераспространения ОМП.
     Остаются в силе и «гуманитарные обязательства» Буша, провозглашенные им в недавнем обращении «О положении государства»: 15 млрд. долларов на борьбу со СПИДом в Африке в течение 5 лет. Дополнительные 200 млн. долларов будут выделены на борьбу с голодом в мире. Общие же расходы по линии минсельхоза вырастут на 1,9 процента (до 74 млрд. долларов), приоритетное внимание будет отдано программам «оздоровления» питания, а также водо- и почвоохранным.
     В бюджете-2004 заложены большие ассигнования НАСА, которые, как планируется, вырастут на 500 млн. - до 15,4 млрд. долларов. Решение об этом было принято еще до катастрофы «Колумбии».
     На сегодня одной из главных потребностей США Джордж Буш считает обеспечение национальной безопасности. Поэтому основными получателями бюджетных средств на 2004 финансовый год являются Пентагон и недавно созданное суперминистерство национальной безопасности. Именно эти ведомства призваны позаботиться в 2004 году о безопасности и борьбе с терроризмом в глобальном масштабе. Планы по этой части впечатляют. В том же министерстве национальной безопасности уже готовят проект системы тотального мониторинга за гражданами и гостями США. Предлагается объединить в единую базу данных всю информацию о платежах (по кредитным картам и чекам), по медстрахованию, выплате и получению разного вида кредитов, водительским правам, прокату автомашин, месту жительства и передвижению на разных видах транспорта, получению разного рода образования… Отслеживание людей и тотальный контроль над их личной жизнью становятся делом принципиальным и решенным. Но все это стоит очень больших денег.
     
Беспрецедентные расходы на армию

     Нынешний президент США идет даже дальше, чем Рональд Рейган, который в 80-х начал новую гонку вооружений. Военный бюджет США увеличивается до 379,9 млрд. долларов (рост на 15,3 млрд. по сравнению с бюджетом-2003). И это – не предел. Джордж Буш призывает увеличить военные расходы в течение последующих 5 лет еще на 120 миллиардов долларов. По его расчетам, в 2007 году Америка должна тратить на эту статью бюджета порядка 451 миллиарда долларов. К 2007 году только затраты США на оружие и боеприпасы должны составить 99 миллиардов долларов. Это на 30 процентов больше, чем сейчас. И говорит о том, что силовые решения задач по сохранению лидерства США в мире явно будут оставаться актуальными и востребованными.
     Почти же 380 миллиардов в бюджете-2004 запрашиваются без учета финансирования войны с Ираком (вопрос будет решаться дополнительно). В военный бюджет также не включены и ежегодные 17 млрд. долларов на военные ядерные программы по линии министерства энергетики, 3,8 миллиарда прямой военной помощи и почти 1,5 миллиарда на «оборонные программы невоенных ведомств».
Ассигнования по родам войск на 2004 финансовый год делятся так: сухопутные войска - 93,7 млрд. долларов (рост на 3 процента), ВМС (в том числе корпус морской пехоты) - 114 млрд. (рост на 3,5 процента), ВВС - 113,7 млрд. (рост 5,7 процента), прочие расходы - 57,9 млрд. долларов. При этом на 73,4 млрд. долларов военное ведомство США закупит оружия. 4,8 млрд. предполагается потратить на военное строительство. Примерно 7,8 млрд. долларов будет истрачено на создание системы национальной противоракетной обороны.      Всем военнослужащим повышается денежное довольствие. Рост зарплаты американских военных составит от 2 процентов (для младших офицеров и рядовых) до 6,2 процента для ряда высших военных должностей. На действующей военной службе находятся постоянно 1.410.000 человек. Впервые за последние семь лет произошло количественное увеличение состава вооруженных сил США. 5,8 млрд. долларов будет направлено на помощь военным инвалидам.
     Пример из быта американского военнослужащего. Сухой паек для его питания на передовой (в более-менее ближних тылах бойцы питаются, как правило, в кафетериях) представляет собой упакованные в камуфляжно-зеленый пластик пакетики с пищей. Вес пайка в водо- и бактерионепроницаемой упаковке, сделанной из магнезия, примерно 500 граммов. При температуре 30 градусов он сохраняет вкусовые и даже цветовые качества пищи три года, при температуре 15-18 градусов - 11 лет. Солдат раскрывает первую упаковку и вливает в нее столовую ложку воды. Вода активизирует магнезий, который разогревает пищу.
     Пища, содержащаяся в каждом пакете, имеет 1.200 калорий. Среди 24 блюд пайка - бифштекс с грибами, равиоли, цыпленок в тайском соусе, маникотти с овощами и черной фасолью, буррито с рисом и мясом и многое другое. К каждому основному блюду добавлены закуска, десерт и салаты, в паек входят также пакетики какао, чая и кофе. Поскольку сейчас в рядах американских вооруженных сил становится все больше выходцев из азиатских и иных экзотических стран, то в пайках предусмотрены блюда их этнической кухни – китайской, японской, тайской, индийской и так далее.

     Пока сохраняются все три основные программы Пентагона по созданию «самолетов будущего», в том числе наиболее спорная программа создания самолета-вертолета V-22 «Оспрей» для морской пехоты. ВВС также получат 5,2 млрд. долларов на покупку 22 ударных истребителей F/A-22 «Рэптор», ВМС - 3,5 миллиарда на приобретение 42 истребителей F/A-18 «Супер Хорнет» и 4,4 млрд. на создание нового многоцелевого истребителя.
     ВМС США получат 2,7 млрд. долларов на новые боевые корабли, в том числе 1,5 млрд. на новый авианосец (вступит в строй в 2007 году). ВМС также получат 1,2 млрд. на переоборудование подлодок типа «Трайдент», несущих сейчас межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками, в обычные подлодки, способные нести до 150 крылатых ракет «Томагавк».
     ВВС получат 3,7 млрд. на приобретение 11 новых транспортных самолетов C-17. Сухопутные войска получат 1,1 млрд. долларов на продолжение работ по созданию разведывательно-боевого вертолета нового поколения «Команч». Значительные ассигнования предусмотрены на экологические программы.
     Война в Афганистане, по подсчетам экспертов, обходится Вашингтону более чем в миллиард долларов в месяц. Неизвестно, во сколько выльется операция против Ирака. Пока Белый дом планирует израсходовать на силовое свержение режима Хусейна от 60 до 95 млрд. долларов. (Война в Персидском заливе в 1991 году стоила около 80 млрд. в нынешних ценах, при этом 80 процентов расходов понесли союзники, которых на сей раз будет явно меньше). В бюджет-2004 уже заложено почти 1,5 миллиарда долларов на пополнение запасов «умных бомб» и других высокотехнологичных и высокоточных боеприпасов: продолжающиеся и начинающиеся военные действия привели к тому, что на американских складах их остается все меньше.
     Вместе с тем обращает на себя внимание смещение приоритетов: вместо модернизации нынешних вооружений акцент сделан на разработку новых поколений оружия. Особенно это касается, например, беспилотных летательных аппаратов, способных как проводить разведку, так и при необходимости атаковать противника. Один комплекс «Предэйторов», состоящий из четырех самолетов и наземной аппаратуры, стоит 25 миллионов долларов. Беспилотный самолет «Глобал хок», сейчас ставящийся на вооружение, стоит намного дороже. «Орудия современной войны эффективны, они дороги, но жизненно необходимы для победы в нынешней войне с террором, - заметил в этой связи Буш. - Закупка этих орудий ляжет бременем на госбюджет, но когда речь идет о защите нашей прекрасной страны, мы мелочиться не будем».
     Вообще вооружение и снаряжение для вооруженных сил США поставляют около 2 тысяч компаний. Однако 90 процентов всех заказов традиционно получают около 50 компаний, из которых львиная доля всех бюджетных денег приходится на 10-15 гигантов. Крупнейшие подрядчики Пентагона – «Локхид Мартин», «Боинг», «Рейтион». В 2004 году «Локхид Мартин» получит заказы на производство истребителей (в частности, истребителя нового поколения F-135 - вместе с «Юнайтид Текнолоджис»), вертолетов «Апач» и различных ракет, в частности «Хеллфайр». «Боинг» участвует в модернизации самолетов F-18, производстве БЛА «Предэйтор», самолетов-вертолетов «Оспрей» (совместно с фирмой «Текстрон») и вертолетов «Команч». «Рейтион» уже получила дополнительный заказ на производство ракет «Пэтриот», AMRAAM, «Хок». Три эти компании по-прежнему делят бюджетные деньги в рамках программы создания системы ПРО США.
     Вообще относительно планов официального Вашингтона по развитию военных расходов американские СМИ приводят показательный пример. Годовой бюджет крупнейшего музея мира Института Смитсониан, расположенного в Вашингтоне, составляет 494 млн. долларов. А только на заказ 12 ракет «Трайдент 2 D5» у компании «Локхид Мартин» (головной офис также находится под Вашингтоном) в 2002 году Пентагоном было потрачено 567 млн. долларов. В 2002 году Смитсониан столкнулся с серьезными финансовыми проблемами и вынужден был отложить на неопределенное время проведение ряда научных проектов.
     
Долги, кадры и счетчик

     Бывший президент США Билл Клинтон в одном из выступлений на закате своего президентства обрисовал экономический прогноз США на десятилетие, то есть до 2011 года. В 2001 году профицит бюджета составил 127 млрд. долларов. В целом же в 2002-2011 финансовых годах ожидаемый профицит федерального бюджета США, по мнению Клинтона, мог бы составить порядка 1,9 трлн. долларов.
     Однако уже в 2002 финансовом году федеральный бюджет США оказался с дефицитом. Причем немалым - около 21 млрд. долларов. Тем не менее американские аналитики еще надеялись, что в следующем финансовом году дефицит может сократиться до 14 млрд. долларов, а в дальнейшем ожидается и профицит бюджета. Но насколько сбудутся эти прогнозы, трудно сказать. Пока же бюджет-2004 сверстан с рекордным дефицитом - называется фантастическая сумма уже в 300 миллиардов долларов. Официально указывается, что дефицит связан с замедлением экономического роста, сокращением налогов и борьбой с международным терроризмом.
     По мнению Клинтона, профицит бюджета, то есть прибыль, необходимо направлять на выплаты по государственному долгу страны. В результате чего США, по его мнению, к 2010 году смогут полностью освободиться от задолженности. Официальная статистика утверждает, что в 2002 году государственный долг США достиг 6 трлн. (!) долларов. Для сравнения: по данным министерства финансов США, в 1995 году госдолг страны составлял 4,88 трлн., в 1990 году – 3,16 трлн., в 1985 году – 2,1 трлн. долларов.
     Эти цифры ломают всю картину привычных стереотипов. Ведь Америка как единственная сверхдержава, как нация в глазах мирового сообщества и себя самой просто не может быть кому-то что-то должна. Слишком силен был в последнее десятилетие отрыв США от остального мира, как экономико-политический, так и социальный и, главное, ментальный. Американцы привыкли быть героями и побеждать в любых джунглях. Они за родным государством как за каменной стеной. Однако 11 сентября эту стену пробило, и с тех пор она продолжает обрушаться.
     Как сообщается, в центре Нью-Йорка на одном из небоскребов запущен электронный циферблат, на котором точно фиксируется государственный долг США. Для того чтобы американцы могли лучше осознать колоссальные цифры, на этом счетчике дана и другая оценка: пересчет долга на каждую американскую семью. Он уже достигает 80 тыс. долларов и продолжает увеличиваться со скоростью примерно 40 долларов в секунду.
     Табло было установлено в Нью-Йорке более 10 лет назад, но во времена президентства Билла Клинтона не работало. Во время его президентства сумма долга стабильно сокращалась, так зачем же народ пугать? Теперь, видимо, решили напомнить. Потому что меры принимать-то надо. И все это в условиях масштабного экономического кризиса и крупнейших финансовых скандалов, превратившихся в кризис доверия - к американской экономике, к американской морали, к американской системе ценностей. Надо отметить, что, конечно, все эти события повергают американскую общественность в шок. Многие ведущие экономисты, такие как, скажем, Джордж Сорос, предрекают США очень быстрый регресс.
     На этом фоне некоторые ключевые в финансовой системе США люди уходят в отставки. Так, подал в отставку, мотивируя, правда, личными причинами (работа в Вашингтоне, а семья живет в Нью-Йорке, приходится ездить, усталость), председатель экономического совета при президенте США Гленн Хаббард. Он, кстати, является главным архитектором программы администрации Буша-младшего по сокращению налогов, стоившей казне десятки миллиардов долларов. Отставка Хаббарда последовала через два месяца после того, как свои посты покинули министр финансов США Пол О’Нил, советник президента по экономическим вопросам Лоуренс Линдсей и председатель комиссии по ценным бумагам и биржам США Харвей Питт.
     
«Рейганомика» и жизнь

     В начале 80-х годов прошлого века нынешний глава федеральной резервной системы США Алан Гринспэн, а тогда член созданного президентом Рональдом Рейганом наблюдательного совета за экономическим развитием и консультант бюджетного комитета конгресса США, придумал модель развития, позволившую американской экономике выйти из затянувшегося кризиса. Модель, в основе которой лежало сокращение налогов и государственных расходов, получила название «рейганомика» по имени президента США, ее запустившего.
     Сегодня ситуация повторяется. Ставка в благом деле оздоровления экономики снова сделана на снижение налогов и сокращение государственных расходов. Любопытно, что Джордж Буш идет проторенной дорожкой – в качестве губернатора он уже организовал подготовку и подписание двух законов о крупнейших в истории Техаса снижениях налогов на общую сумму в 3 млрд. долларов. Теперь же, согласно плану теперь уже американского президента, сокращение налогов, обещанное, кстати, Бушем еще в ходе предвыборной кампании, обойдется США в 344 миллиарда долларов. Всего же за ближайшие 10 лет доходы бюджета США из-за него могут сократиться, по некоторым данным, от 591 миллиарда до 1,5 триллиона долларов.
     Борьба с налогами и снижение государственных расходов (многих, но только не на национальную безопасность) идут на фоне непомерно высоких цен на нефть и беспрецедентного скачка евро, уже ставшей альтернативной площадкой для вложения капиталов. Сравнение нынешних «мирных» показателей экономики США с прошлогодними «военными», наверное, не совсем корректно. Но сравнение это, по мнению экспертов, выглядит ужасающим. Все говорит о том, что после краткосрочной стабилизации, вызванной резким ростом военных расходов и административными мерами государства, экономика США вновь стоит на грани финансового краха.
     Ситуацию усугубляет тот факт, что за последнее десятилетие американская модель стала превалировать во всем мире. А значит, экономический кризис в США грозит обернуться общемировым кризисом. По крайней мере, Америка становится не более привлекательной для капиталов, чем любая другая страна мира. Доллар начинает слабеть из-за необходимости погашения долгов (а счетчик-то тикает). А постоянно слабеющий доллар становится причиной оттока капитала и вообще неуверенности в стране и ее будущем.
     Из кризиса, по мнению экспертов, есть два выхода. Первый - массовые социальные программы времен Великой депрессии. Второй - большая война. Официальный Вашингтон, похоже, свой выбор уже сделал.
     На снимке: десятки тысяч американцев остаются без работы, а на войну США тратят сотни миллиардов долларов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker