на главную страницу

4 Марта 2003 года

Пульс планеты

Вторник

Есть ли «точка возврата» в политике давления?

Сергей СУМБАЕВ.



     Америка перешла «точку возврата», так теперь говорят о политике Вашингтона в отношении Ирака. Сосредоточение в регионе крупной американо-британской войсковой группировки, постоянные сообщения о готовности США начать войну, таинственные заявления «представителей американской разведки» о том, что силовая операция вот-вот разразится, непрекращающиеся претензии к Багдаду могут кого угодно заставить поверить в неизбежность кампании. Однако как нельзя уверенно говорить о том, что войны не будет, так же нельзя и говорить о какой-то «точке возврата», после которой операция становится неотвратимой.
     Вообще же употребление самого понятия «точка возврата» применительно к политике США неверно. У американцев всегда существуют долгосрочные и краткосрочные цели и пути их достижения. Никаких конкретных привязок или определений обычно не делается, все решения принимаются в зависимости от развития ситуации. Так и сейчас. У Белого дома конкретные цели: укрепление влияния на Ближнем Востоке, контроль над Ираком и его нефтью. Если можно добиться этого политико-дипломатическим путем, это будет сделано. Если же ничего, кроме войны, не поможет, будет война.
     Потеря лица американцев волнует меньше всего – интересы важнее. Поэтому пока что, несмотря на различные сообщения, Америка вполне может отказаться от силовой акции. Тем более что к этому ее подталкивают все новые обстоятельства. Взять хотя бы саммит Лиги арабских государств, прошедший в конце прошлой недели в Шармуль-Шейхе. На нем было заявлено о недопустимости военной акции против Ирака. А Объединенные Арабские Эмираты предложили Саддаму уйти в отставку и уехать из страны для общего блага. По поводу второго заявления стоит заметить, что слухи о добровольной эмиграции Саддама ходят давно, настолько давно и настолько упорно, что можно в них поверить. И их реализация стала бы для Вашингтона бесспорным благом. К заявлению о недопустимости войны можно относиться по-разному. Можно назвать это просто словами, за которыми не последует реальных дел. Однако можно предположить, что арабский мир ищет своего рода повод, чтобы показать свое недовольство политикой США. Это не повод для конфронтации, но демонстрация недовольства. Примерно то же, что и с Европой, которая вряд ли предпримет очень решительные шаги, но зато даст понять Штатам, что неплохо бы считаться и с их мнением.
     Еще одно непредвиденное, но вполне логичное событие произошло в Турции, чей парламент не позволил американским войскам использовать территорию страны для нападения на Ирак и создания Северного фронта. Совершенно очевидно, что, с одной стороны, Турция торгуется, пытаясь получить от США максимальную финансовую помощь и поддержку, в том числе и для реформирования собственных вооруженных сил. С другой - Анкара осознает опасность, что в случае разгрома Ирака произойдет усиление курдского сепаратизма. Даже в случае если после достижения своих целей США прекратят поддержку курдских движений, сдерживающий их иракский фактор исчезнет. Правда, можно предположить, что если Анкаре посулят больше и дадут определенные гарантии, то турецкий парламент изменит свое решение. В то же время командующий Центральным командованием США генерал Томми Фрэнкс заявил на днях, что «планы США в отношении Ирака являются гибкими и предусматривают возникновение проблем, подобных отказу Турции от участия в кампании».
     Интересно и поведение Ирака в этой ситуации. В воскресенье советник Саддама генерал Амир Аль-Саади указал, что начатое уничтожение ракет «Ас-Самуд-2» может быть приостановлено, если США не оставят свои угрозы начать войну без поддержки Совета Безопасности. Пока же уничтожено только 10 из 120 имеющихся в наличии таких ракет. Случившееся можно расценивать и как своего рода шантаж, тем более что временный отказ Турции дает иракцам надежду на отсрочку начала боевых действий.
     Итак, 7 марта глава ЮНМОВИК Ханс Бликс представит в СБ ООН очередной отчет о ходе инспекций в Ираке. Возможно, после него США поставят на голосование проект своей резолюции, фактически санкционирующей войну против Ирака. Все будет зависеть от позиции стран - членов Совета Безопасности. Хотя даже в случае прохождения резолюции (маловероятно, но возможно) военная акция вряд ли начнется сразу же. Вашингтон на протяжении последних двух лет использует в отношении Багдада политику постепенного давления, и она приносит результаты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker