на главную страницу

5 Марта 2003 года

Армия сегодня

Среда

Высоты, которые оставлять нельзя

Подполковник Сергей ВОЛКОВ,командир батальона.



     Воспитание – это не просто слова и лозунги, а повседневный, тяжелый и кропотливый труд. И как в любом серьезном деле, в воспитании подчиненных сегодня множество проблем как объективного, так и субъективного характера.
     Человек был и остается абсолютным оружием на войне. Я в этом убедился во второй чеченской кампании. Чем современней техника, тем больше возрастает роль человеческого фактора, и прежде всего роль офицера. Утраченный за последнее десятилетие институт подготовки офицеров-воспитателей, сокращение в военных вузах программ обучения по общественно-гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам принесли свои горькие плоды. Сегодняшние командиры взводов и рот слабо знают, как организовывать и проводить воспитательную работу с подчиненными.
     Однако незнание методики – не самая главная причина недостатков в организации воспитательной работы. Более веская – нежелание большинства молодых офицеров заниматься воспитанием своих подчиненных. В настоящее время у офицеров изменились приоритеты и мотивация службы. Вчерашний выпускник военного вуза, прибыв в часть, в первую очередь задает вопросы: «Где моя квартира? Почему мне так мало платят? Где найти подработку? По результатам социологического опроса, проведенного офицерами Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты в частях центрального подчинения с выпускниками вузов 2002 года, на первый план у каждого третьего опрошенного выходят такие мотивы службы в армии: «Как прокормить себя и свою семью», «получение квартиры или улучшение жилищных условий»... А такие мотивы, как «выполнение воинского долга», «интерес к воинской службе», «получение морального удовлетворения как специалиста и профессионала» отходят на второй план. Не случайно в подчиненном мне батальоне из пяти офицеров - выпускников 2001 года двое уволились из Вооруженных Сил.
     Таким образом, профессионально подготовленный офицер-воспитатель просто необходим в войсках. В батальоне нужен и квалифицированный психолог, и профессионально подготовленные заместители командиров рот по воспитательной работе. Большую помощь мне оказывают офицеры группы воспитательной работы Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты. Но психолог должен проводить работу систематически, а не от случая к случаю.
     К сожалению, на сегодняшний день в войсках сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, налицо снижение качества призывного контингента. Более 40 процентов призывников приходят в армию с низким уровнем образования, нервно-психологической устойчивости, каждый третий злоупотреблял до призыва алкоголем, пятнадцать процентов употребляли наркотики, каждый десятый имел приводы в милицию, два процента имеют судимость, десять процентов новобранцев не желают служить в армии, у тридцати процентов – ослабленное здоровье, каждый четвертый воспитывался в неблагополучной семье. Отсутствие начальной военной подготовки в школе, узость интересов подростков, стремление к легкой жизни, наживе, тунеядству плюс разлагающее воздействие некоторых СМИ, пропаганда разврата, насилия – все это накладывает негативный отпечаток на податливую, неокрепшую психику молодежи.
     С другой стороны, для воспитания и обучения таких военнослужащих нужны высококвалифицированные командиры, их помощники, профессионалы, которые, применяя современные методы и формы воздействия на человека и коллектив, могли бы решать задачи воспитания, поддержания высокого морально-психологического состояния, укрепления воинской дисциплины и правопорядка, что является основой поддержания высокой боеготовности армии. Как ни парадоксально, но в настоящее время опытных психологов, социологов, правоведов очень мало в войсках. Уровень их «зоны ответственности» начинается не ниже полка, бригады. А солдатская жизнь в основном протекает в роте или батальоне. Со своим подразделением солдат ходит в караул, занимается боевой учебой. Да и расположение в казарме никак не рассчитано сразу на весь полк. Поэтому психолога и социолога важнее иметь в батальоне, а не в полку или бригаде.
     У нас любят подсчитывать соотношение офицеров и солдат. Я думаю, не надо бояться, если в низовом звене такое соотношение вырастет в пользу первых. Главное, мы добьемся повышения уровня дисциплины, обстановка в подразделениях станет чище и нравственнее, а значит, будет крепче фундамент профессиональной выучки. Не эту ли цель преследует реформирование?
     В войсках РХБЗ есть четыре научно-исследовательских института, которые имеют отдельные военные городки с населением от 5 до 10 тысяч жителей. В одном из них дислоцируется мой батальон. Вопросами воспитательной работы занимается старший офицер по ОГП и информированию в одном лице. О какой ежедневной кропотливой работе может идти речь? До 1991 года в каждом военном городке были начальник политотдела – генерал-майор, его заместитель и девять сотрудников. Сейчас можно сказать, что в данных НИИ воспитательная работа по всем направлениям свернута - не может ее проводить один человек! На мой взгляд, необходимо эту должность сократить, а ввести должность заместителя начальника НИИ по воспитательной работе и определить штат офицеров-воспитателей. Надо уходить от названия должности «старший офицер по ОГП и информированию», так как по объему выполняемых задач и обязанностей офицер соответствует должности заместителя командира части (базы) по воспитательной работе.
     Нам нужны современные средства обучения и воспитания личного состава. Время громких читок давно прошло, баяны и гитары не удовлетворяют потребностей военнослужащих, денежных средств по статье 2215 не хватает даже на организацию подписки на периодические издания.
     Российский гражданин все отличался высоким уровнем духовности, эмоциональностью и патриотичностью. Когда мой огнеметный батальон готовился к участию в боевых действиях на территории Чеченской Республики, более 40 процентов личного состава приняли обряд крещения. Практически весь личный состав батальона в ходе участия в боевых действиях носил ленты со словами православной молитвы «Живый в помощи Всевышнего...» А перед отправкой в район выполнения боевых задач семь военнослужащих мусульманского вероисповедания с благодарностью и трепетом восприняли напутствие православного священнослужителя, сказав: «Нам это не помешает, а скорее поможет!» И сегодня в процессе воспитания своих подчиненных я стараюсь использовать возможности Сергиево-Посадской Лавры, так как батальон расположен на территории города Сергиев Посад.
     А что происходит вокруг? В Москве и других городах распространяется литература, в которой даются советы, как уклониться от воинской службы. Существуют и действуют различные организации, которые формируют негативное отношение к службе в Вооруженных Силах. Но в правовом государстве должны пресекаться антигосударственные действия. И коль у нас определено Конституцией Российской Федерации, что защита Отечества является священным долгом и почетной обязанностью каждого гражданина, то законопослушные граждане должны это требование выполнять, а государство - пресекать любые действия, идущие вразрез с законом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker