на главную страницу

5 Марта 2003 года

Пульс планеты

Среда

Против общей угрозы – всем миром

Генерал армии Анатолий КУЛИКОВ, депутат Государственной Думы,председатель правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума.



Современный терроризм как проблема не изучен. Что мы можем сказать о его причинах? На мой взгляд, они до сих пор не названы. Видимо, сказываются различные подходы в мировоззрении, сохраняющийся стереотип «холодной войны», разные методологии в оценке современных мировых процессов. И все это в условиях высокой вероятности повторения террористических актов.
Мы мало знаем о пусковых механизмах и конкретных субъектах, стоящих за террористическими атаками. Мы только предполагаем, что это религиозные экстремисты, наркокартели, транснациональные корпорации – как явно преступные, так и внешне благополучные, ведущие борьбу за передел финансовых рынков и потоков.

     Поскольку не названы причины, пусковые механизмы и субъекты, то усилия мирового сообщества в новых условиях во многом неэффективны. Это в равной степени просматривается на примерах антитеррористических операций в Афганистане, Чечне, на Ближнем Востоке и в других традиционных зонах террористической активности.
     Результативность действий антитеррористической коалиции незначительна. Пока решены только военно-технические задачи. В частности, рассеян «Талибан». Нарушено управление его вооруженными отрядами. Но главная задача не решена. Идеологические центры сохранены, сеть боевиков во многих странах мира также осталась, террорист номер один жив и по-прежнему на свободе.
     Что, на мой взглЯд, следует сделать на международном уровне для активизации борьбы с терроризмом?
     Во-первых, необходимы скоординированные усилия по выработке общепринятого понятия терроризма и выявлению комплекса причин, его порождающих. В современной литературе насчитывается более ста определений этого явления, причем существующие сегодня понятийно-правовые конструкции создают немалые трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные признаки, но терроризмом, однако, не являющихся.
     Необходима дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в терактах и содействие им; обязательность мер по ликвидации выявленных экстремистских организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение; неприемлемость политических уступок террористам, различного рода двойных стандартов и так далее).
     Во-вторых, назрела потребность в модельном международном законе о борьбе с терроризмом. Комитет по безопасности Государственной Думы подготовил проект такого закона. Речь идет о защите объектов террористических посягательств, борьбе с финансированием террористической деятельности, информационном противодействии терроризму, международном сотрудничестве в данной области и других качественно новых подходах.
     Что очень важно, работа над этим законом, которую поддержали президенты России и США, проводится во взаимодействии с рабочей группой Конгресса США. Уже прошли три совместных заседания. Есть основания полагать, что после принятия закона парламентами России и США он может стать модельным законом для стран всего мирового сообщества.
     В-третьих, необходимо создать единый мировой антитеррористический центр. Ибо сейчас уже ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которое в подавляющем большинстве случаев происходит за счет «отмывания» грязных денег, полученных от наркосделок, незаконной торговли оружием и так далее. Поэтому следует говорить о таком антитеррористическом центре, который вел бы многоаспектную борьбу с международной преступностью.
     Требуется концептуально изменить подходы к борьбе с терроризмом. Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную и контрразведывательную деятельность. Интересы спецслужб в разных странах, порой даже в рамках одного государства, часто не совпадают. Между тем борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств.
     На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействует полиция разных стран. Может быть, в этой связи было бы рациональным преобразовать в такой центр Интерпол? Для этого потребуется внести в его конституцию и основополагающие принципы деятельности такие изменения, чтобы, помимо разветвленного информационного обмена, Интерпол занимался бы международными расследованиями и международными оперативно-розыскными операциями, имел для этого соответствующие структуры, включая силы быстрого реагирования.
     Эффективная борьба с международным терроризмом немыслима без международной системы соответствующего мониторинга – с обязательным взаимным информированием на правительственном и региональном уровнях, установлением прямых контактов между правоохранительными органами, накоплением данных в специально созданном информационном банке.
     При организации масштабной борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, как показывает практика Афганистана, необходимо разработать международно-правовые основы проведения международных антитеррористических операций. При этом за Советом Безопасности ООН должно быть закреплено право санкций на их осуществление и контроль за их ходом.
     Кроме того, следует принять меры по скорейшей ратификации членами международного сообщества конвенций по борьбе с терроризмом – с последующим внесением необходимых изменений в национальные законодательства. Особый упор при этом сделать на выявление и ликвидацию источников финансирования терроризма. Созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по антитеррору и принятие ею соответствующих решений стали бы еще одним краеугольным камнем в основании борьбы с этим мировым злом.
     Что касается использования вооруженных сил в борьбе с терроризмом, то следует отметить, что это, наверное, крайняя мера. Тем не менее Россия должна быть в дальнейшем готова и к ней. В этой связи необходимо на основе концепции национальной безопасности разработать доктрину национальной безопасности Российской Федерации. В новом документе должны быть определены функции не только Вооруженных Сил и других силовых структур, но и всех институтов власти. Обучение руководителей силовых ведомств и гражданского персонала структур власти (федеральных и региональных) действиям при чрезвычайных обстоятельствах есть смысл осуществлять совместно. Хотя бы на академических курсах. В военных же академиях и военных институтах следует учредить кафедры тактики и оперативного использования войск (сил) в специальных операциях.
     С учетом указанных предложений необходимо будет внести изменения и дополнения в правовую базу, в первую очередь в Федеральный закон «Об обороне». Соответствующие изменения должны быть внесены и в уставы Вооруженных Сил. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не об изменении функций Вооруженных Сил, а лишь об их расширении в условиях новых угроз.
     Шагом в направлении организации всеобщей борьбы с новым злом стала российская инициатива по созданию Всемирного антикриминального и антитеррористического форума, впервые прозвучавшая в 1999 году. За прошедший период к этой инициативе присоединились около 40 стран.
     5 декабря 2000 г. в Венском центре ООН состоялось первое заседание международного оргкомитета Всемирного антикриминального и антитеррористического форума, а 14 февраля 2002 года ВААФ был зарегистрирован в Берлине как международная неправительственная общественная организация. В настоящее время ВААФ уже имеет несколько региональных и национальных отделений.
     Стратегические задачи форума видятся в том, чтобы на основе глубокого анализа криминальной ситуации в мире разрабатывать и предлагать главам государств и правительств, представителям органов законодательной и исполнительной власти, бизнеса, деятелям культуры, средств массовой информации, специалистам судебных и полицейских органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, участникам политических, общественных объединений и движений варианты модельных (гармонизированных) законов по новым видам угроз. А также разрабатывать единые новые методики и технологии борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом, системы антитеррористического всеобуча в разных странах.
     Форум, таким образом, призван привлечь самые широкие слои мирового сообщества к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта. С большой долей вероятности можно предположить, что одним из основных видов войн, которые останутся в XXI столетии, будет борьба с преступностью и международным терроризмом. Чтобы победить в ней завтра, мир должен уже сегодня объединить свои усилия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker