на главную страницу

6 Марта 2003 года

Армия и общество

Четверг

Рыцарь мысли, мастерства и риска

Анатолий ДОКУЧАЕВ.



Началом его будущей славы была Кубань. Тогда впервые советские летчики в широком масштабе применили новое группирование самолетов-истребителей в воздухе, так называемую «кубанскую этажерку», автором которой был Александр Покрышкин. В одном из боев в апреле 1943-го он сбивает четыре Me-109. В двух других поединках уничтожает по три самолета противника. Через месяц, 24 мая, летчик удостаивается звания Героя Советского Союза. На его счету в то время было уже 25 воздушных побед. В советской истребительной авиации в годы Второй мировой войны Александр Покрышкин был наиболее известной фигурой, по сути, лидером. Его слава гремела и за рубежом, в том числе в люфтваффе. Не случайно на той же Кубани в радиосетях фашистской авиации впервые появились предупреждения о появлении русского аса в небе. КП соединений предупреждали своих летчиков: «Внимание! В воздухе – Покрышкин!», а командиры не рекомендовали своим пилотам вступать с ним в бой. Титула лидера он добился не только благодаря личным успехам, но также и выдающемуся тактическому мастерству.

     ВЕСНА 1943-го. Кубань встречала ее уже освобожденной от оккупантов. Немецким войскам удалось задержаться лишь на небольшом клочке кубанской земли - на Таманском полуострове. Перед ним разлившаяся Кубань и непреодолимые плавни, заросшие камышом, с многочисленными болотами, Черное море... К тому же противник здесь организовал развитую в инженерном отношении глубокую оборонительную полосу, названную «Голубой линией». На Тамани гитлеровцы сосредоточили свои лучшие воздушные эскадры.
     Однако к тому времени советские ВВС возмужали. Они не уступали люфтваффе в количестве истребителей на основных направлениях. С осени 1942-го полки начали получать новые эффективнейшие машины – Ла-5, Як-1М, P-39 «аэрокобры», не уступающие по основным тактико-боевым показателям немецким истребителям. Стояла задача - переломить обстановку, вырвать инициативу. Именно здесь проявил свой недюжинный талант, свой исполинский характер Александр Покрышкин.
     Переучившись в 25-м запасном авиационном полку и в марте 1943-го получив в Тегеране американские «аэрокобры», он прибывает с однополчанами на Кубань. 9 апреля «новички» приступают к боевой работе с краснодарского аэродрома. Для командира эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиаполка (до переименования – 55-й истребительный авиаполк) началась кубанская эпопея, ставшая для него звездной. Покрышкин официально сбивает над «Голубой линией» 16 самолетов противника, а фактически, по свидетельству исследователей, около 30 (12-25 - Ме-109, 4-6 — Ju-88, 9-13 — Ju-87, 2 - Fw-190). Проводит несколько выдающихся по результативности боев. Так, 12 апреля 1943-го в районе Крымской он сжигает четыре Me-109. Позднее уничтожает еще три вражеских самолета и доводит счет одержанным воздушным победам за день до семи. Атакует Покрышкин излюбленным «соколиным ударом» - сверху, на высокой скорости, с крутым переменным профилем пикирования, чтобы затруднить прицеливание стрелкам противника.
     24 мая 1943-го Александру Покрышкину присваивают звание Героя Советского Союза (на его счету в то время было уже 25 воздушных побед), а тремя месяцами позже, 24 августа, он получает вторую Золотую Звезду. С осени 1943-го он – помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе, с марта 1944-го – командир 16-го гвардейского. 16-й гвардейский авиаполк дерется в то время в небе над реками Миус, Молочная, над Черным морем, над Днепром.
     Между боями — напряженная учеба, глубокие раздумья над тактикой истребителей… В своих исканиях Александр Покрышкин отрекается от многих устаревших тактических приемов в действиях пары и группы, разрабатывает новую тактику, продиктованную фронтом. В ней кристаллизуются схемы, рожденные в мучительном поиске и вычерченные в ученической тетради, находящейся всегда под рукой, занятия в землянках и тренировочные полеты над аэродромом, коллективный боевой опыт полка, воля к победе, жгучая жажда бить врага без промаха. Боевому почерку Покрышкина становятся присущи такие качества, как решительность, стремление навязать врагу свою волю, творческий поиск новых способов и приемов вооруженной борьбы. Он выводит новую формулу победы в воздушном бою: «высота - скорость - маневр - огонь». Более того, утверждает ее в своем полку. Мастерски владея тактикой воздушного боя на вертикалях и способом «свободной охоты», летчики 16-го гвардейского уничтожают сотни самолетов врага.
     За одним боем, проведенным Александром Покрышкиным на Кубани, наблюдал с земли Александр Силантьев впоследствии маршал авиации.
     Налет немецкой авиации, продолжавшийся уже около двух часов, подходил к концу, когда очередная шестерка «яков» все же пробилась сквозь заслон к эскадрилье «хейнкелей».
     «Мессера», расчищавшие воздух в этом районе, как говорят, дали зевка. После первой же атаки советских истребителей один из девятки фашистов, оставляя за собой дымный шлейф, пошел к земле. Однако окрыленные успехом «яки» не заметили опасности, грозившей им сверху, и получили удар сразу от двух четверок «мессершмиттов».
     Две машины загорелись. Назревала кульминация с трагическим исходом для «яков». Тем более к, севшей на хвосты советских самолетов, восьмерке немцев, похоже, подходила подмога - еще две пары. И вот в момент, когда офицер наведения сообщил летчикам «яков» о грозившей опасности и перешел на прием, внимание офицеров, находившихся на КП, привлек пробившийся обрывок команды, поданной сердитой скороговоркой: «Ведомый! Бей «худых»!..»
     Торопливый басок был искажен шумами, но офицер наведения сразу преобразился, его лицо засияло, чем он заинтриговал всех: казалось бы, чему радоваться? Посмотрев на озадаченные лица специалистов, офицер наведения показал рукой на маячившие сзади «мессеров» точки и выпалил: «Покрышкин!»
     События развивались стремительно. Звено «аэрокобр» буквально падало на противника, но, к изумлению, не на «мессеров», а на «хейнкелей», что продолжали полет к цели.
     Наводчик, боясь, что атакующие «кобры» подставятся «мессерам», тревожно закричал в микрофон: «Сотый», сзади «худые»!
     И все тот же торопящийся, но теперь ворчливый голос: «Вижу, не мешай!»
     Атака молниеносна. Покрышкин бьет по ведущему с близкой дистанции. «Хейнкель» разваливается на куски. Вторая пара покрышкинского звена с ходу сбивает замыкающего. У фашистов паника: оставшиеся без командира «хейнкели» поспешно освобождаются от бомб. А сверху следует атака еще двух пар «аэрокобр» - из второго эшелона покрышкинской группы. В итоге два фашистских пилота висят на парасолях, то есть под куполами своих парашютов.
     - Сколько же их там еще у Покрышкина?
     - Обычно в «этажерке» у Александра Ивановича три «полки», но иногда бывает и четвертая, - ответил офицер наведения экспертам из Москвы.
     «Увиденное потрясло меня, - рассказывал Александр Силантьев. - Результаты боя, простота и глубина его замысла, дерзость и мастерство исполнения, отвага летчиков. Так я заочно познакомился с Покрышкиным, увидел настоящего учителя. Сразу усвоил его «школу» подготовки воздушных бойцов, на всю жизнь запомнил «этажерку».
     Однако исследователи отмечали, что тактические эксперименты давались Александру Ивановичу нелегко. Самым непростым оказалось психологическое «перевоспитание» летчиков, в первую очередь командиров пар и звеньев. Но и эти летчики, не раз становясь свидетелями успешных действий покрышкинской группы, все более убеждались в высокой боевой эффективности новых тактических приемов и усваивали их.
     Так летчик от Бога становится лидером советской истребительной авиации. К нему начинают прислушиваться, изучать его опыт, разработанные им тактические приемы берут на вооружение летчики других авиационных частей.
     
АЛЕКСАНДР Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске, нынешнем Новосибирске в рабочей семье переселенцев из Вятской губернии. Окончив 7 классов школы, он некоторое время работает кровельщиком. Друзья его шутили: специальность подбирал по своей фамилии. Тогда он уже твердо решает стать летчиком и в 1930-м поступает в ФЗУ Сибкомбайнстроя, чтобы через год получить рабочую специальность, без которой тогда невозможно было прорваться в небо. Приобретая навыки слесаря-лекальщика, Саша добивается, чтобы попасть в школу планеризма, действовавшую в Новосибирске. Следующий шаг в претворении мечты – поступить в военное училище и стать летчиком. В 1932-м он по разнарядке ЦК комсомола едет в Пермь, но там узнает, что Пермская школа – школа авиационных техников. Таким образом, отмечают исследователи его боевой биографии, в 1934-м Покрышкин получает нетипичную для летчиков подготовку. Полный сил, красивый, элегантный, в темно-синего цвета форме он прибывает в Краснодар в январе 1935-го для прохождения службы. Первая его должность - техник авиационного звена связи 74-й стрелковой Таманской дивизии - на Кубани.
     Молодой специалист досконально изучает матчасть, становится самым подготовленным в звене в вопросах эксплуатации самолетов, ему поручают даже проводить занятия с летчиками и техперсоналом. А он грезит полетами, забрасывает начальство рапортами с просьбой направить его в летную школу. Руководство дает ему другой шанс – поступить в 1937-м в Военно-инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Тщетно. Упорная подготовка не помогает. В 1938-м появляется новая попытка одолеть знаменитую «Жуковку», но в Москву Александр едет без особого желания. К тому времени он уже твердо решил взять судьбу в свои руки. И воентехник 2 ранга совершает решительный порыв. Возвращается в Краснодар, направляется в аэроклуб ОСОАВИАХИМА. За 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба, экстерном на «отлично» сдает экзамены. Командование ВВС Северо-Кавказского военного округа идет навстречу, дает «добро» на летную школу. И вот поезд мчит его в Севастополь, дальше катером – на северную сторону, а от нее еще 28 км до долины реки Кача, где находилась прославленная школа пилотов.
     В 1939-м будущий ас оканчивает Качинскую военную авиационную школу летчиков имени А.Ф. Мясникова. Назначение получает младшим летчиком в 55-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, неподалеку от советско-румынской границы. К июню 1941-го (летчики полка, летавшие до этого на И-16, осваивали истребители МиГ-З) Александр Покрышкин был уже командиром эскадрильи.
     Первый боевой вылет, состоявшийся 22 июня, не был для него успешным. Из-за недостатка знания внешнего вида своих собственных самолетов его первой жертвой становится Су-2. Нагоняй за провинность был смягчен сложной фронтовой обстановкой в первый день войны. Покрышкин, таким образом, избежал военного трибунала. Правда, уже на следующий день ему удалось реабилитироваться – ведя разведку переправ через Прут, он ввязывается в воздушный бой и уничтожает истребитель Вf109. В тяжелой схватке с пятью самолетами противника его МиГ повреждают, когда летчик отбивает атаку на своего ведомого, но самому Покрышкину везет. Он остается в живых, уходит на бреющем полете и дотягивает на подбитой машине до своего аэродрома. Вот таким было начало карьеры будущего лидера советской истребительной авиации.
     3 июля 1941-го МиГ-3 Александра подбивают огнем зенитной артиллерии, на бреющем он падает в лес, теряет сознание. Вернувшись на четвертый день в родной полк, узнает, что его считают пропавшим без вести. Вот уж радости у друзей было....
     В то время он заводит тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Покрышкин заносит туда свои первые формулы боя, разгадывает, в частности, потенциал бреющего полета. И все-таки вскоре опять, как он вспоминал позже, «нарывается». Пришлось совершить вынужденную посадку в степи под Ореховом, там же, на Южном фронте. Выходил из окружения вместе с пехотинцами... И опять в полку считают его погибшим, даже вещи по давней традиции друзья разбирают на память: пилотку, запасной планшет, книги...
     В жарких боях летом и осенью сорок первого на Южном фронте, когда советские войска отступали, Александр Покрышкин проходит фронтовую небесную школу.
     В один из сумрачных, туманных ноябрьских дней 1941-го перед ним ставится задача найти крупную группировку гитлеровцев, входившую в танковую группу фон Клейста и беспокоившую командование фронта. Два летчика из соседнего полка, вылетавших на разведку, погибли. И вот покрышкинский МиГ-3 в воздухе. Нижний край облачности – три десятка метров. Земля просматривается лишь на небольшом удалении. Все бело от тумана, смешанного со снегом. Летчика беспокоит опасность обледенения самолета, но он продолжает полет. Терпение и мастерство позволяют обнаружить к вечеру немногим более полусотни фашистских танков. Где же основные силы группы? Покрышкин повторно уходит в небо. И обнаруживает под Новочеркасском на снегу следы танковых траков. Они приводят к лесным полосам, где летчик видит десятки огней - костры. А в лесных полосах длинными рядами стояли танки. Более двухсот машин!
     Вот как оценил мастерство, продемонстрированное Покрышкиным в том полете, видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге «Красные соколы»:
     «Танковые дивизии генерала фон Клейста 21 ноября ворвались в Ростов, но надолго задержаться в этом городе немцам суждено не было. Благодаря важным разведывательным данным, которые сумел добыть на своем МиГ-3 Александр Покрышкин, советское командование своевременно узнало о расположении немецких частей и направлении их главного удара. Оно… сумело выбить немцев из Ростова».
     За тот «филигранный поиск» летчик удостаивается первой, причем высокой государственной награды - ордена Ленина.
     «После вручения награды, - рассказыв
     ал позже Александр Иванович, - летчиков и инженеров пригласили на техническую конференцию. Я тоже решил выступить. Высказал свои взгляды на современную тактику боя истребителей. Мое выступление не понравилось кое-кому из руководства дивизии. Но сказал все, что думал...» Он был непокладистым, несговорчивым, если дело касалось вещей принципиальных. А тут речь шла о новых подходах к организации боя, совершенствованию авиационной техники.
     
ВОЮЯ на самолетах, уступавших машинам люфтваффе, в условиях хаоса, Покрышкин довольно быстро научился побеждать - в первый период войны сбил несколько самолетов противника, что было нелегким делом. Некоторые из тех побед в связи с уничтожением полковых документов, к слову, никогда не были ему засчитаны. Имея «острый глаз», летчик делает вывод: метод полета, используемый советскими истребителями, не только не гарантирует успех, но и является самым простым способом гибели. Однако в начале войны голос отважного пилота был гласом вопиющего в пустыне. Правда, в полку Покрышкин переучивает пополнение с И-16 на МиГ-3, знакомит «под ответственность комполка Виктора Иванова» летчиков с тактическими находками, что выносил в воздушных боях 1941-го.
     После тяжелых схваток в начале 1942-го 55-й иап переводится в тыл, а в скором времени переименовывается в 16-й гвардейский. В июне Александр Покрышкин сбивает очередной Mе–109 в первом же боевом вылете на Як-1. До вывода полка на переформирование его счет воздушным победам увеличивается, в конце декабря он сбивает не менее 7 самолетов противника (2 - Ju88, Me–110, 4 - Me–109).
     Официальному признанию как фронтового аса Покрышкину мешали собственная принципиальность и зависть к его победам со стороны штурмана полка, ставшего командиром в конце 1942-го. Для проработки летчика используют различные «формы воспитания». Однажды отозвали представление на присвоение звания Героя Советского Союза и завели «дело», обвинив в нарушении субординации (во время переформирования полка Покрышкин дал отпор в столовой троим подвыпившим старшим офицерам), а также наставлений и
     инструкций по действиям истребителей. Летчик выводится из полкового штата, исключается из партии, и… даже попадает под следствие. Правда «дело замяли». Сказалось мужество, проявленное Покрышкиным в боях в Молдавии. К тому времени он провел около 400 боевых вылетов, сбил около двух десятков самолетов противника.
     После этого судьба более благоволила к нему.
     
ИТАК, в марте 1944-го Александр Покрышкин назначается командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Вскоре после этого он был вызван в Москву. Главный маршал авиации Александр Новиков, высоко ценивший Александра Ивановича, поскольку немцы буквально охотились за ним, устраивая хитроумные «ловушки», решил отозвать его с фронта. И предложил подполковнику-асу должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации. На протяжении целого месяца его уговаривали, но он так и не согласился, утверждая, что более полезным будет на фронте, обучая молодых пилотов непосредственно во время боевых действий. Вскоре после этого летчик назначается командиром 9-й гвардейской Мариупольской истребительной авиационной дивизии.
     16 августа 1944-го Александр Покрышкин первым в СССР удостаивается третьей медали «Золотая Звезда». На счету у него было тогда 55 воздушных побед. Никто до него не был так вознагражден. Американский президент Франклин Делано Рузвельт скажет о советском пилоте: «Покрышкин – несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны».
     В дальнейшем он вновь выполняет боевые вылеты, в которых добивается успеха. Так, в 1944-м сбивает 7 самолетов врага. Дивизия «Саши Покрышкина» ведет бои под Яссами, над территорией Польши, над Прутом, в Львовско-Сандомирской операции, на берегах Вислы. И везде проявляется его искусство воздушного бойца, командира-организатора воздушных сражений.
     ...Противник во что бы то ни стало стремился ликвидировать плацдарм в районе Кюстрина. Командующий 5-й ударной армией генерал Н. Э. Берзарин просил усилить действия нашей авиации. В ответной телеграмме командующий войсками 1-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал: «К сожалению, мы вам не можем пока помочь авиацией, так как все аэродромы раскисли и взлететь самолеты в воздух не могут. Противник летает с берлинских аэродромов, имеющих бетонные полосы»...
     — Мы понимали, — вспоминал позже Александр Иванович, — что весенняя оттепель грозила полностью закрыть боевую работу.
     И тогда полковник Покрышкин принимает решение: использовать пролегающую рядом с аэродромом двухполосную автостраду Бреслау — Берлин, точнее, одну из ее полос шириной девять метров. Вслед за ним, после «усвоения рекомендаций о сложности посадки на автостраду», более ста двадцати самолетов садятся на дорогу, буквально под носом у противника. И начинают наносить удары по врагу, прикрывать наступающие наземные части. Взлет истребителей с автострады, а затем и посадка на нее в истории авиации производились впервые.
     8 мая летчики 9-й гвардейской с радостью докладывали о подходе танковых колонн к столице Чехословакии. Покрышкина и его друзей, приехавших в Прагу, буквально на руках вынесли из автомашины. Засыпали цветами, целовали... Потом был Парад Победы в Москве...
     Во время Второй мировой войны Александр Покрышкин выполняет около 600 боевых вылетов, участвует в 156 воздушных боях, сбивает 59 самолетов противника лично плюс 6 - в группе. И становится вторым по результативности асом в советских ВВС и ВВС союзников, пропустив вперед только Ивана Кожедуба с 62 воздушными победами. Некоторые источники сообщают, что Покрышкин сбил 53 самолета лично и 6 – в группе. Большая же часть исследователей считает, что выдающийся советский ас уничтожил от 70 до 90 самолетов.
     И вновь о высоких человеческих качествах Александра Ивановича. Исследователи отмечают, что он, возглавляя группы, пристально следил за действиями своих подопечных, направлял их, когда создавалась острая ситуация в бою – бросался на помощь. Никто, подчеркиваю, никто из ведомых Александра Покрышкина не погиб, сражаясь с врагом в одном строю с прославленным летчиком. В воздушных поединках он всегда выполнял самую трудную задачу: сбивал командиров групп, наиболее агрессивных пилотов люфтваффе.
     Сослуживцы отмечали его справедливость, требовательность, командирский профессионализм. Я уже отмечал, что у Покрышкина был особый талант убеждать людей в своей правоте и знаниях. Так вот, 30 летчиков, прошедших его школу, стали впоследствии Героями Советского Союза, а шестеро из них удостоены Золотых Звезд дважды. Только на их боевом счету числилось более 500 сбитых самолетов.
     В самом конце войны он вызволяет из лагеря военнопленных в американской зоне оккупации своего любимого ученика Ивана Бабака, сбившего 37 фашистских самолетов, и вторично представляет его к званию Героя Советского Союза. Всеми силами борется за возвращение в полк задержанного особым отделом после побега из плена летчика Григория Дольникова (будущий замглавкома ВВС), которого пытали в плену фашисты и пытались судить советские органы.
     Вместе с тем исследователи отмечают, что Покрышкин был человеком властным, требовавшим от своих подчиненных безусловного послушания. Это рождало много конфликтов, примером чему может служить «соперничество во взглядах» со второй незаурядной личностью в 16-м гвардейском, «четвертым» советским асом Григорием Речкаловым.
     
МОЖНО много рассказывать о жизни и службе легендарного летчика после войны, но скажу коротко только о личной жизни аса. Еще накануне победы под Сталинградом Александр повстречал девушку Машу - фельдшера из санбата. Пришла настоящая, на всю жизнь, любовь. Пронесла ее фронтовая пара достойно. Вместе прожили сорок три года душа в душу. Они гордились своими детьми. Любимыми увлечениями Александра были рыбалка и охота, шахматы, классическая музыка, живопись и книги. Читал он много и с удовольствием. А томик Есенина всю войну летал в кабинете истребителя.
     Умер Александр Иванович 13 ноября 1985-го на руках своей верной Марии. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. На граните памятника Герою (авторы — заслуженный художник РСФСР М. В. Переяславец и архитектор А. П. Семенов) начертаны его любимые слова - вывод всей его яркой, самобытной жизни: «Подвиг требует мысли, мастерства и риска».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker