на главную страницу

6 Марта 2003 года

Пульс планеты

Четверг

Дамам вход не запрещен

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ,«Красная звезда».



Еще сравнительно недавно в вооруженных силах стран НАТО дамам разрешалось служить лишь в медицинских и музыкальных подразделениях. Но на сегодня лишь Люксембург по-прежнему преграждает своим женщинам путь в боевые части, однако этим фактом можно пренебречь, учитывая, что в его армии насчитывается всего-навсего 730 военнослужащих. Двенадцать же государств — членов НАТО позволили своим женщинам служить во вспомогательных войсках, в семи странах им разрешается нести службу в боевых частях, однако в большинстве случаев с известными ограничениями.При этом должности могут быть различные. Например, в Бельгии (доля женщин в вооруженных силах в процентах - 7,1) возможна их служба на всех штатных должностях, кроме службы на подводных лодках, в Дании (4,8%) им доступны все штатные должности, кроме службы в диверсионно-разведывательных группах, во Франции (6,3%) - все штатные должности, в том числе и во вспомогательных войсках, кроме службы в боевых частях, в Греции (4,0%) все, кроме службы в боевых частях, Великобритании (7,4%) — все, кроме службы в боевых частях, используемых в операциях против сухопутных сил противника, а также службы на подводных лодках, в Канаде (11,3%) все, кроме службы на подводных лодках, Нидерландах (7,2%) все, кроме службы на подводных лодках и в корпусе морской пехоты, Норвегии (4,6%) все штатные должности, Польше (0,1%) преимущественно в медсанбатах, США (14,0%) все штатные должности, кроме службы в боевых частях, участвующих в операциях против сухопутных сил противника, и службы на подводных лодках и т.д.

     Надо быть толстокожей
     
- Годна! – раздается в коридоре крик главного медика, и очередная счастливица спешит к телефону, чтобы рассказать родителям и подругам о зачислении ее в ряды бундесвера... Счастливица, хотя в армии ей придется отжиматься, качать пресс, бегать на время кросс, прыгать в длину. Да и не только это.
     19-летняя косметолог Ненси Ватцл из федеральной земли Саксония-Анхальт описала свои наблюдения и переживания в дневнике, выдержки из которого опубликовал журнал «Шпигель»: «За несколько месяцев я уже привыкла к тому, что в армии кричат. Это здесь нормальное явление, и искать ответа на вопрос «почему» бесполезно». Вообще стоит отметить, что проблем у дам возникает очень много. Во-первых, это казарма и все остальное, связанное с бытом, далеким от домашних удобств. Во-вторых, постоянная работа с техникой, оружием, множественные «форменно-уставные» правила. И это под постоянным присмотром «мужской составляющей» армейской среды.
     Однако поток желающих служить не иссякает, и «наступление» прекрасной половины на последний сохранившийся мужской бастион все более расширяется. Так, 2 января 2001 года 244 женщины приступили к службе в боевых частях бундесвера. 151 из них начала проходить первичную подготовку в сухопутных войсках, 76 – в частях ВВС, 17 — на флоте. 2 июля 2001 года еще 302 девушки-новобранца начали проходить первичную подготовку и учиться на унтер-офицеров: 195 – в сухопутных войсках, 35 – в военно-воздушных силах, 72 – в военно-морских силах. К концу 2002 года на службе в немецкой армии состояли уже около 7 тысяч представительниц прекрасного пола (более 2 процентов численности бундесвера).
     «Мои друзья считали, что я сумасшедшая, потому что, по их мнению, я вообще не гожусь для службы в армии», - рассказывает Катя Тёпфер, зачисленная в состав 5-й батареи самоходного артиллерийского дивизиона. «Поначалу особенно трудно было ходить в ногу, да и вставать можно было бы попозже. Физические нагрузки оказались тяжелее, чем я думала», - призналась она. Однако подлинное удовольствие ей доставляет обращение с оружием. Особенно понравилась Кате винтовка G-36.
     Для Даниэлы Айхбаум, дочери профессионального военного из 294-го мотопехотного батальона, решающим импульсом стал «день открытых дверей» в одной из частей бундесвера. «Тогда у меня сразу появилось сильнейшее желание пойти служить в армию», — рассказывает штабс-унтер-офицер Айхбаум. За время службы она поняла, что «женщине необходимо быть толстокожей, чтобы нормально приспособиться к «мужской атмосфере» армии».
     
А начиналось все так…
     
С обычного иска в суд. В 1996 году, когда специалист по электронному оборудованию Таня Крайль попыталась устроиться на работу в ремонтно-восстановительную службу электроники бундесвера, ей отказали, так как она женщина. В этой должности ей пришлось бы среди прочего учиться обращаться с оружием, а это противоречило статье 12-а параграфа 4 конституции ФРГ, согласно которой женщины «ни при каких обстоятельствах не должны нести службу с оружием». При создании бундесвера в 1956 году германские законодатели, помня уроки истории, преследовали цель: обеспечить, чтобы участвующие в войне женщины ни в коем случае не стали мишенью для противника и не могли разделить судьбу военнопленных…
     Таня, которой тогда было 26 лет, не удовлетворилась и обратилась с жалобой в Ганноверский административный суд. При этом она обращала внимание на то, что отклонение заявления о приеме на работу по причинам, связанным с ее полом, нарушает директиву Европейского Совета по реализации принципа равноправия мужчин и женщин. На основании иска Ганноверский суд обратился в Суд Европейских сообществ в Люксембурге с ходатайством о принятии предварительного решения, и тот встал на сторону истицы.
     Решение суда заставило ФРГ внести коррективы в существовавшую до тех пор практику приема женщин на службу в бундесвер. 27 октября 2000 года бундестаг принял 47-ю поправку к Основному закону, которая уже 1 декабря 2000 года была одобрена бундесратом. На пути немецких женщин в армию загорелся зеленый свет – они получили право добровольно служить в боевых частях. Хотя их пока не берут в войсковые части, которые могут вступать в ближний бой с противником, где есть вероятность сражения «лицом к лицу».
     В самом же обществе разгорелись нешуточные страсти. Причем однозначного решения вопроса в глазах немецкой нации достигнуто не было. Кто-то продолжал считать, что главной причиной, побуждающей женщин идти на службу в вооруженные силы, является прежде всего массовая безработица. Другие не склонны были судить столь категорично: «Конечно же, есть разные мотивы, в том числе их привлекает и возможность получить гражданскую профессию в особой атмосфере бундесвера». Эти два мнения не обязательно противоречат друг другу и позволяют, в частности, объяснить, почему каждая третья девушка, желающая служить в армии, родом из новых федеральных земель, где сравнительно много безработных и существует дефицит мест для обучения профессии.
     
Правило односторонних визитов
     
Проявляя заботу о солдатах-девушках, тогдашний министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг в профилактических целях приказал сорвать фотографии голых девиц со стен солдатских шкафов. Вслед за тем и в центре идеологической работы, и в самих войсках прошли семинары, на которых командный состав готовился «без проволочек интегрировать женщин в вооруженные силы» и «открыть перед ними все военные поприща и сферы деятельности». Были организованы курсы для обучения обхождению с представительницами противоположного пола, нацеленные на помощь мужчинам в избавлении от предрассудков и фобий по отношению к однополчанам-женщинам. Уполномоченный бундестага по оборонным вопросам потребовал «наставлять» солдат, в особенности «участвующих в миротворческих операциях».
     С формальной точки зрения совместная жизнь представителей обоих полов в казармах бундесвера отрегулирована наилучшим образом путем внесения изменений в уставы. Они, разумеется, спят в разных помещениях, пользуются раздельными душевыми кабинами и туалетами. При этом девушки сожалеют о том, что они сами могут ходить в гости к своим товарищам по службе, а парни лишены этой возможности. Вначале не было такого правила, но оно оказалось необходимым, так как в коридоре, куда выходят двери «женских» комнат, расположены апартаменты солдат постарше, уже прошедших первичную подготовку. Поэтому, чтобы гарантировать девушкам, к которым проявлялся особенно большой интерес, спокойный сон, было установлено правило односторонних визитов. К слову, «совместная жизнь мужчин и женщин – это не проблема раздельных душевых кабин, а вопрос воспитания и дисциплины», - высказывают общее мнение немецкие военные.
     Упала - отжалась, упала - отжалась, бегом - марш... на полусогнутых... а теперь - приседания... и качаем пресс. Нет, если девушки думали, что с ними будут особенно деликатно обращаться, хотя бы по спортивной подготовке, то они ошибались. 22-летняя Мелани Шполдер, которая твердо решила стать боевым летчиком, говорит: «Меня привлекает именно этот спортивный момент, эта сплоченность в группе и еще то, что ты служишь своему отечеству. И вообще женское равноправие. То что у меня есть возможность показать, что я ни в чем не уступлю мужчинам. Вот поэтому я и пришла служить в бундесвер».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker