на главную страницу

12 Марта 2003 года

Новые книги

Среда

ГИБЕЛЬ И ПОДЪЕМ «ДЕМОКРАТИИ»

Игорь ЯДЫКИН, «Красная звезда».



     После выхода год назад романа «Золото кайзера» в литературном мире и вокруг него всерьез заговорили о появлении на небосклоне современной детективной прозы нового яркого созвездия писателей. Оба его автора – Владимир Руга и Андрей Кокорев вышли из журналистской среды, оба – профессиональные историки, что, несомненно, наложило определенный отпечаток на выбор темы и стиля их первого детища.
     Не секрет, что современный русский детектив переживает ныне глубокий творческий кризис. Несмотря (а возможно, благодаря) на обилие авторов и издаваемого детективного чтива, эта традиционно популярная в России область литературы постепенно превращается в ее не лучшую отрасль, а сам детективный жанр из легкого – в лучшем случае в мелкий. Кроме того, по-видимому, уже закончился недолгий поход ведущих мастеров российской прозы на детективную ниву. Поэтому появление «Золота кайзера» и особенно нового романа Владимира Руга и Андрея Кокорева «Гибель «Демократии» вселило долгожданные надежды читателей на возвращение на круги своя весьма любимого и популярного, повторюсь, для России жанра.
     Конечно же это возвращение не могло не произойти без изменения самого облика и стиля русского детектива. Как и в предыдущем романе этих авторов - «Золото кайзера» (вышел в издательстве ОЛМА-ПРЕСС в 2002 г.) - действие происходит в вымышленной России, где подавлен Октябрьский путч и соответственно победа Октябрьской революции не наступила. Вместо нее в Россию пришла демократия. Ее первым президентом стал генерал Корнилов. Тот же главный герой романа - молодой офицер контрразведки поручик Петр Шувалов - продолжает честно и с достоинством служить Родине.
     После ранения, полученного в погоне за пресловутыми «немецкими деньгами» - «золотом кайзера», Петр отправляется на лечение в Крым. В Севастополе на глазах Шувалова гибнет линкор «Демократия». Характерно: чуть ранее, осенью 1916 года, при таких же обстоятельствах в севастопольской бухте погиб линкор «Императрица Мария».
     Поневоле поручик оказывается в центре событий, связанных с расследованием причин взрыва. Каждая из версий, выдвинутая контрразведчиками Черноморского флота - монархический заговор, диверсия иностранной разведки, акция анархистов, - имеет под собой фактическую основу. С самого начала против Шувалова начинает действовать агент Комитета общественной безопасности Яков Блюмкин. Из-за его козней молодой офицер оказывается в смертельно опасной ситуации, но, вопреки усилиям «комитетчика», сотрудникам контрразведки удается вплотную приблизиться к разгадке тайны.
     Такова сюжетная завязка романа.
     Само обращение детективного жанра к сфере работы российской контрразведки не ново. Помнится, не так давно тот же Александр Бушков в книге «Бульдожья схватка» поместил в центр событий отставного контрразведчика Советской Армии. Но у Руга и Кокорева главный герой романа – не отставной особист, а настоящий контрразведчик, ведущий расследование не примитивной «новорусской» аферы, а по-настоящему сложного и запутанного дела, уходящего корнями в глубоко законспирированную деятельность германской разведки. Авторы, в которых начинают проступать историки, не отрываясь от стремительного действия романа, погружают читателя в историю российской контрразведки, в историю ее побед и поражений. А вместе с нею заставляют по-новому взглянуть на историю самой России, когда эпохи, разделенные почти столетием социальных экспериментов, оказываются как две капли воды страшно похожими друг на друга.
     «Демократический режим, установившийся в России после февральской революции, создал почти идеальные условия для деятельности… шпионов. Заодно с органами МВД революционные массы под горячую руку разгромили отделы контрразведки. Служившие в них офицеры… были изгнаны самым категорическим образом. Набранные вместо них армейские офицеры – полные дилетанты в вопросах розыска – тыкались, словно слепые щенки… Приметой времени стало бессилие контрразведчиков удержать под стражей разоблаченных шпионов. В Петрограде демонстранты с красными флагами (читай: нынешние «правозащитники». – И.Я.) взяли за обыкновение каждую неделю приходить к тюрьмам и устраивать «день открытых дверей»… Агенты «иностранных разведок» практически свободно прибывали в Россию в потоке политических эмигрантов…»
     Здесь же, в романе, убедительно разоблачаются связи большевиков с германской разведкой. По-новому, на уровне исторического расследования, в нем исследуется и проблема возникновения в российском обществе так называемых «новых русских». Как считают авторы, это явление в русской общественной жизни породили не перестройка и последовавшие за нею «реформы». «Новые русские» родились гораздо раньше. Их вывел на свет XX век и Первая мировая война.
     «Новые люди» проснулись богачами… Они хотели, чтобы от них воняло деньгами. Они требовали самых дорогих вин, закусок, швырялись направо и налево шальными «чаями». И все же лакеи служили им нехотя, презирая их. Они, эти «новые люди», почувствовали себя вдруг спортсменами, появлялись на скачках, играя, самодовольно целуя руки у модных кокоток и содержанок, прежде таких заоблачно недосягаемых, а теперь доступных по цене».
     Кстати, в отличие от абсолютного большинства нынешних детективов в любовных эпизодах романа практически отсутствуют «постельные» тона. Позиция авторов на этот счет проскальзывает уже в первых страницах произведения: «Публика устала от переживаний, вызванных войной и революцией, поэтому охотно платила за любое «произведение искусства», помогавшее забыть былые ужасы: живопись с ярко выраженными эротическими мотивами, стишки и песенки с «намеками», театральные постановки, более всего напоминавшие бред эротомана. Свобода слова, завоеванная в феврале 1917 года, обернулась господством самой разнузданной пошлости. Немногочисленные попытки блюстителей общественной морали заклеймить упадок нравов пресекались массированными наступлениями «свободной» прессы – издатели и антрепренеры не хотели терять огромные прибыли».
     Не меньше предостережений из прошлого звучит в создании авторами еще одной исторической параллели. В конечном итоге выясняется, что за взрывом линкора «Демократия» стоит политическая борьба между двумя группировками капиталистов - так называемыми «питерцами» и «москвичами». Для сбора неопровержимых доказательств поручик Шувалов перебирается в Москву, где действует по личному указанию военного министра А.И. Гучкова. Здесь при поддержке друзей поручик не только выходит победителем из схватки с анархистами «матроса Железняка» и разоблачает «скорпионов» продажной прессы. Главное - ему удается добыть необходимые документы, которые помогают раскрыть участников заговора. Попутно контрразведчики раскрывают тайну взрыва, уничтожившего «Императрицу Марию».
     Весьма актуально для сегодняшней эпохи выглядит и описание вечного тормоза российских реформ – знаменитой русской бюрократии:
     «Несмотря на демократические преобразования в России, чиновничество в ней оставалось сплоченной кастой. Велениями Государственной Думы министры приходили и уходили, а легионы бюрократов оставались на местах, ловко манипулируя входящими и исходящими бумагами. Вчерашнему изгою нечего было и мечтать пробиться сквозь монолитное единство традиционных носителей государственного вероисповедания».
     Конечно, прямые аналогии между действием романа и временем нынешним смешны и неуместны. Вводя в сюжетную канву реальных исторических персонажей – Якова Блюмкина, матроса Железнякова, других лиц, в том числе Куприна, писатели как бы пытаются предостеречь нынешних участников исторических событий от повторения прошлых, имеющих обыкновение на российской почве выливаться в величайшие трагедии ошибок. Как и первый роман В. Руга и А. Кокорева, «Гибель «Демократии» сочетает в себе глобальный исторический вымысел с точным описанием историко-бытовых деталей жизни России начала XX века. И в этом – главная прелесть произведения.
     История, конечно, не имеет сослагательного наклонения. Но она обладает свойством возвращаться к нам совершенно неожиданным образом. И наша задача - быть готовыми к этим возвращениям. В этом, собственно, и состоит главная идея романа «Гибель «Демократии».
     Кокорев А., Руга В. «Гибель «Демократии». М., ОЛМА-ПРЕСС (Детектив-проект), 2003.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker