на главную страницу

13 Марта 2003 года

Имена. События. Комментарии

Четверг

Неувядаемый дядя Степа

Юрий ГРИБОВ, «Красная звезда».



Давно уже живет он на улице Воровского, ставшей теперь Поварской. В белесой пушистой шапке, если холодно, а летом с открытой седой головой, высокий и худощавый, неторопливо и как бы торжественно шагает он по писательскому двору мимо памятника Толстому, и, завидя его, все прилипают к окнам, слышатся уважительные голоса:
     – Михалков показался! Сергей Владимирович! Дядя Степа идет!
     Известно, что Сергей Владимирович Михалков дворянского происхождения. Он принес из своей родословной щепетильную порядочность, честность, доброту, ту внутреннюю культуру, которую и тремя университетами не приобретешь. Трудно сказать, кем бы он мог быть при царизме, а вот советская власть, оценив его творчество, воздала ему самые высокие почести: он Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и многих Государственных премий, академик, орденов разных у него почти как у маршала, всегда он был при больших должностях, при депутатстве, на слуху и на виду. Все награды и звания он добыл многолетним упорным трудом, редким талантом. Михалков - живой классик, один из лучших детских писателей не только России, но и всего мира.
     Работает Михалков, как он сам говорит, постоянно, без выходных и праздников.
     Мне посчастливилось больше десяти лет быть в подчинении у Сергея Владимировича. Я был тогда главным редактором «Литературной России» и секретарем правления. Никогда не забыть литературные заседания, которые Михалков вел с присущим ему юмором, тактом, шармом. А сколько было поездок по необъятной России! У Михалкова был нюх на способных людей, на таланты. Помню, как в Архангельске на выездном секретариате он поддержал вологодского поэта Николая Рубцова, который находился тогда в депрессии...
     Он всегда кому-то помогал, за кого-то хлопотал. Бывало, прямо на заседании снимет трубку «вертушки», представится и коротко изложит суть дела. К нему с почтением относились самые крупные начальники: раз Михалков просит, значит, надо...
     Иногда, завершив дела, он за чаем, расслабившись, охотно рассказывал о своей жизни. Первая его поэтическая книжица называлась «Дядя Степа». Эта небольшая поэма о милиционере по фамилии Степанов и по имени Степан пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Она имела огромное воспитательное значение. Многие молодые парни надели форму стражей порядка. Все министры внутренних дел, которых пережил Сергей Владимирович, считали за честь пообщаться с Михалковым, выдавали ему особое удостоверение, которое открывало любые двери...
     Не думал тогда молодой Михалков, что его «Дядя Степа» выдержит миллионные тиражи, войдет в каждый дом, где есть дети. Он и сам под влиянием своей столь популярной книжки стал дядей Степой...
     Михалков в какой-то степени считает себя человеком военным. У него даже есть об этом раннее стихотворение:
     
Пером – оружием своим,
     Что я в руках держу, –
     Всем честным людям трудовым
     Я, как солдат, служу.

     Он офицерскую форму надел еще до войны, участвовал в походе наших войск в Западную Украину. А потом, когда война началась, оказался на Южном фронте в армейской газете «Во славу Родины». В Одессе его сильно контузило. Но он быстро оклемался, и вскоре его увидели уже в авиационной форме, с «капустой» на фуражке, с удостоверением газеты ВВС «Сталинский сокол». Он мотался по всем фронтам и победу встретил подполковником. Сейчас Михалков полковник в отставке, армию любит и не забывает...
     Мне тоже довелось послужить в «Сталинском соколе», откуда вышло немало уважаемых военных писателей. В первый же день меня привели в небольшой кабинет, где стояло два стола и книжный шкаф, и гордо сказали:
     – Вот здесь майор Михалков и капитан Эль-Регистан написали Гимн Советского Союза...
     После демобилизации Сергей Владимирович целиком погрузился в литературную жизнь. Он истосковался по человеческой гражданской теме. После «Дяди Степы» дух воспитательства возрос в его душе, обрел разнообразные формы. Он видел, что людские пороки, вся эта пошлость, бескультурье, подхалимство, обман, перестраховка, двурушничество, жадность мешают обществу, тормозят его развитие. И Михалков взял на вооружение два острых разящих жанра – сатирическую пьесу и басню. Темы рождались из жизни, глаз у него был зорок. Первые же басни, такие как «Заяц во хмелю», «Лиса и бобер», «Дальновидная сорока», «Слон-живописец», прочитанные, а вернее разыгранные такими неповторимыми артистами, как Игорь Ильинский и Иван Любезнов, клали, что называется, слушателя на обе лопатки. Сидящие в зале «лисы» и «бобры» чувствовали себя как бы раздетыми. Михалкова стали называть в народе вторым Иваном Крыловым...
     Люди валом валили и на пьесы, и на комедии Михалкова. Зал сотрясался от смеха, видя игру на сцене. Одни названия представлений говорили о заложенных в них мощных зарядах разоблачений: «Пощечина», «Круглый стол с острыми углами», «Все могут короли», «Балалайкин и Ко»...
     А знаменитейший «Фитиль», внедренный Михалковым на киноэкране? Это как «катюша» на фронте, от которой нельзя было укрыться. Администраторы, чтобы спасти хилые картины от пустых залов, давали иногда в нагрузку «Фитиль», как компот на закуску...
     Есть у Сергея Владимировича и газетная публицистика, большому писателю не обойтись без этого жанра. Ведь Михалков еще и серьезный политик, крупный общественный деятель. Ему не раз приходилось высказываться по разным вопросам в газетах, на радио и телевидении...
     Литературный сан не наложил «бронзового» отпечатка на характер и умное чело Михалкова. Он всегда доступен, улыбчив, располагающ. Он был близок с такими корифеями, как Корней Чуковский, Алексей Толстой, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Аркадий Гайдар... С Александром Фадеевым много раз ездил на охоту, вел с ним длинные задиристые беседы...
     – Друзей много не бывает, – вздыхает Сергей Владимирович, вспоминая прошлое. – Время не идет, а летит. Иных уж нет, а те далече, говаривал Пушкин. Наш Союз писателей много сделал для воспитания народа... Советская литература - одна из лучших в мире. Мы следовали русской классике...
     Имя Сергея Михалкова включено в Международную энциклопедию выдающихся деятелей науки, культуры и политики. Казалось бы, только радоваться надо, что мы имеем такого великого мастера. Но в свое время писатели, объявившие только себя истинными демократами, незаконно собрались в фадеевском кабинете и стали оскорблять Михалкова: дескать, он литературный генерал, рьяно служивший советскому строю...
Я был на том заседании и видел, как Сергей Владимирович строго поджал губы, осуждающе покачивал головой, затем произнес несколько резких и удивительно точных, соответствовавших ситуации слов.
     Нет, он не уединился, не ушел в себя от обиды, как это делают подчас слабовольные мнительные люди. В Михалкове проснулся боец, взыграла та созидательная воля, какую ощущал он на фронте. Он видел, что смутное время, дикий рынок, торопливое и подчас вороватое «углубление реформ» выплеснули на поверхность грязную пену, и она может затопить ростки нового, очернить то положительное, что было в прошлом. Прав мудрый Расул Гамзатов, сказав, что в того, кто выстрелит в прошлое из пистолета, будущее пальнет из пушки...
     Михалкову не в чем каяться, он жил и работал у всех на виду, его творчество близко к народному. Ежедневно звучит по утрам на радио прекрасная музыка Гимна нашей страны. С его, Михалкова, словами.
     Он может гордиться своими сыновьями – Андроном и Никитой. Известные кинорежиссеры постоянно в делах и замыслах.
     – Мне что-то не приглянулась «Курочка-ряба», – сказал я однажды Сергею Владимировичу при встрече.
     – И мне она не очень нравится. Но в творчество сыновей я не вмешиваюсь. У них свой взгляд, и нам, старикам, надо с этим мириться. Конечно, мы спорим, обсуждаем многое с разных позиций, и это нормально, полезно для всех.
     Сергею Владимировичу Михалкову исполняется 90 лет. Просто не верится.
     – Сергей Владимирович, – пристаю к мэтру, – что вас на плаву держит? Какие снадобья? Собратья по перу удивляются...
     – Пусть не удивляются, не увлекаются застольями, а работают. Работа в радость – лучшее снадобье.
     Михалков в свои очень серьезные годы, как и раньше, идет в определенные дни на очередное заседание сообщества писателей. Все здороваются с ним издалека. Кажется, сам дядя Степа шагает. Неувядающий дядя Степа, любимый народом.
     

На снимке: авторы Гимна Советского Союза Г.Г. ЭЛЬ-РЕГИСТАН, А.В. АЛЕКСАНДРОВ и С.В. МИХАЛКОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker