на главную страницу

13 Марта 2003 года

Армия и общество

Четверг

Не сетуя на трудности

Полковник Александр БУГАЙ. Полковник Виктор ШЕРШНЕВ.



Как мы уже сообщали, недавно 2-я общевойсковая армия отметила свое 60-летие. О нынешних проблемах этого прославленного объединения рассказывает его командующий - генерал-майор Алексей ВЕРБИЦКИЙ.

- Алексей Иванович, что больше всего тревожит нынче командарма?
     - Тревожит многое. Особое внимание командование армии уделяет совершенствованию форм и методов работы органов управления по руководству подчиненными частями и подразделениями. В центре внимания - части постоянной готовности. Чтобы обеспечить их готовность к выполнению задач в соответствии с предназначением, к подготовке и проведению занятий с подразделениями активно привлекаются наиболее подготовленные офицеры штаба армии, начальники родов войск и служб соединений и частей.
     В ходе недавней инспекции были изучены и оценены разработанные в армии документы планирования. Ранее проверяющие из вышестоящих штабов, а их до комиссии Военной инспекции Минобороны в штабе армии работало немало, не высказывали нареканий к представляемым офицерами управления документам планирования. Считалось, что они разработаны в полном объеме и с высокой штабной культурой. Инспекция подтвердила: в целом документы планирования соответствуют предъявляемым требованиям. Вместе с тем не все планы и не по всем направлениям отработаны качественно. Многие из документов, как посчитали проверяющие, составлены формально, почти слово в слово повторяют прошлогодние.
     Проверяющие проконтролировали и выполнение практических мероприятий плана перевода армии с мирного на военное время, а также оценили способность частей и подразделений выполнять боевые задачи по своему предназначению. Во время контрольной отработки нормативов и задач командиры и штабы воинских частей и соединений армии приобрели хороший практический опыт. Проверяемые оказались способными провести эти мероприятия в установленные сроки.
     - Как организована профессиональная подготовка офицеров объединения?
     - В управлении армии она проводится с учетом реального уровня подготовки и характера служебной деятельности каждого из офицеров и в первую очередь направлена на поддержание их профессиональной компетентности на уровне, обеспечивающем уверенное выполнение должностных обязанностей в мирное и военное время.
     Вместе с тем командованию армии предстоит повысить качество плановых мероприятий оперативной подготовки офицерского состава, поднять уровень знаний тех, кто руководит учениями и тренировками. Пока же мы вынуждены констатировать недостаточный уровень профессиональной подготовки офицеров полкового звена при низком общем уровне подготовки офицеров звена «взвод - рота (батарея) - батальон (дивизион)». Им зачастую не хватает твердых профессиональных навыков в управлении подчиненными, что в конечном счете негативно отражается на слаженности в боевой работе. В ходе контрольных занятий по боевой готовности многие из проверяемых офицеров полкового звена не стремились решать задачи самостоятельно, проявляя инициативу, а ждали указаний вышестоящего штаба и лишь дублировали их.
     Для сохранения и совершенствования навыков боевой работы в воинских частях и соединениях постоянной готовности мы намерены в первую очередь поднять качество командирской учебы. Одним махом устранить недостатки невозможно. Понимаем, что нас ждет долгая, кропотливая работа.
     - А как организована боевая подготовка?
     - Зимний период обучения мы начали без раскачки. Вижу стремление командиров всех уровней в полном объеме выполнить планы и программы боевой подготовки. Основные усилия мы сосредоточили на слаживании штабов соединений и частей, подготовке батальонных тактических групп, целенаправленной и плановой подготовке личного состава соединений и частей. В соединениях и частях постоянной готовности - на одиночной подготовке военнослужащих, подготовке их к действиям в составе отдела, взвода, роты (батареи), батальона (дивизиона).
     Занятия с личным составом, подразделениями и воинскими частями проводятся в полном объеме. К их проведению привлекаются офицеры управления армии. В объединении многое делается для совершенствования форм и методов проведения занятий в поле, на полигонах и танкодромах. Для этих целей эффективно используется полевая учебная материально-техническая база.
     В настоящее время в частях и соединениях армии не слышно разговоров о том, что подразделениям не хватает горючего на боевую учебу. В последнее время в ходе учений офицеров активно обучаем не только на стационарных, но и на подвижных пунктах управления. Их реальные перемещения и перемещения узлов связи на местности стали важными этапами КШУ и КШТ. В войсках наконец вспомнили, что такое многокилометровые марши.
     - В каком направлении совершенствуется кадровая политика?
     - Основные усилия работы с офицерами и прапорщиками направлены на поддержание необходимого уровня укомплектованности соединений и частей и в первую очередь частей постоянной готовности. Много внимания уделяем индивидуальной работе с офицерами, чтобы не допустить их досрочного увольнения. Кстати, средний возраст офицерского состава в объединении - 28 лет.
     Общая укомплектованность соединений и частей армии офицерскими кадрами сегодня составляет 95 процентов. Укомплектованность офицерских должностей в частях постоянной готовности достигла 97 процентов, что отвечает требованиям министра обороны.
     В ходе формирования объединения командованию пришлось решать и проблему укомплектованности первичных офицерских должностей. Тогда оперативно доукомплектовать должности командиров взводов в основном удалось за счет призыва на военную службу на два года офицеров запаса, окончивших гражданские вузы. В 2002 году еще 318 офицеров запаса пополнили наши ряды, и их общее количество в частях и соединениях армии превысило 780 человек.
     Следует сказать о качестве подготовки офицеров на военных кафедрах гражданских вузов. Оно оставляет желать лучшего. Иной сержант, прослуживший полгода после окончания учебного подразделения, способен увереннее командовать взводом, чем призванный в армию из запаса против своего желания лейтенант - вчерашний студент. А ведь сегодня, к примеру, в артиллерийских частях объединения 84 процента командиров взводов - это офицеры, призванные из запаса на два года. Они с трудом и порой без всякого желания справляются со служебными обязанностями. Не лучше обстоят дела и в подразделениях связи и ПВО. Из-за военной неграмотности и непрофессионализма командиров взводного звена страдает общее дело.
К сожалению, некоторые офицеры досрочно увольняются в запас из-за нежелания служить. Но здесь наметились положительные тенденции. В 2002 году из 264 лейтенантов лишь 10 вчерашних выпускников военных вузов обратились к командованию с просьбой об увольнении. Несомненно, на желании молодых офицеров продолжить службу после окончания военных институтов в первую очередь сказалось повышение денежного довольствия. Но следует сказать и о кропотливой индивидуальной работе, которую проводим с молодыми офицерами. Командиры соединений и частей, прежде чем подписать рапорт на увольнение в запас, лично беседуют с каждым из лейтенантов, пожелавших расстаться с армейской службой, и многих убеждают отказаться от опрометчивого шага.
     Тревожит недоукомплектованность соответствующих должностей прапорщиками. Особенно остро ощущается нехватка прапорщиков на должностях техников, командиров и старшин подразделений, хотя тыловые должности укомплектованы полностью. Эта проблема характерна не только для нашей армии. Она типична для всех Вооруженных Сил. Для того, чтобы привлечь прапорщиков на командные и технические должности, им, считаю, необходимо платить больше. Или хотя бы дифференцировать оплату труда тех из них, кто сутками пропадает на полигоне, и тех, кто трудится на складе.
     Следует сказать и о том, что прапорщики, имеющие соответствующее образование, опыт работы с людьми, у нас назначаются и на офицерские должности. Правда, в армии таковых всего 30.
     - А как решается в объединении жилищная проблема?
     - В гарнизонах, где дислоцируются наши части и соединения, она чрезвычайно остра. Сегодня каждый второй офицер и прапорщик объединения не имеет собственной квартиры. Количество очередников на получение жилья постоянно растет. На сегодня их в армии 1.223, причем 9 человек стоят в очереди с 1993 года.
     Наиболее критическая ситуация сложилась в Самарском гарнизоне. С учетом всех бесквартирных военнослужащих, а не только тех, кто служит во 2-й общевойсковой армии, их список насчитывает более 1.500 человек. При этом в 2002 году в округе построено и сдано в эксплуатацию 5 жилых домов. Четыре из них на 220 квартир - в Самаре. Это вдвое меньше, чем в 2001 году. Почти все квартиры выделены уволенным в запас офицерам.
     Подсчет показывает: если строительство жилья будет продолжаться теми же темпами, семья военнослужащего в Самарском гарнизоне въедет в предоставленную ей квартиру в лучшем случае через 5 лет. Реально же этот срок может растянуться до 9 - 10 лет из-за того, что значительная часть жилого фонда сегодня предоставляется в первую очередь семьям военнослужащих, увольняемых в запас, а также льготникам.
     Чтобы удовлетворить потребности в жилье соединений и частей армии, необходимо ежегодно строить около 1.000 квартир и приобретать по ГЖС еще 900 - 950.
     Нас особенно беспокоит рост числа бесквартирных военнослужащих в закрытых военных городках. В Рощинском и Тоцком гарнизонах, где квартируются части постоянной готовности, сегодня проживают, по разным оценкам, от 30 до 50 процентов семей, не имеющих или потерявших связь с Министерством обороны. Их отселения в другие регионы в последние годы практически нет. Чтобы обеспечить отселение в нужных объемах, следует предоставить 1.200 квартир. Силами округа справиться с этой задачей без ущерба для выполнения программы строительства жилья для военнослужащих не представляется возможным.
     В итоге в Рощинском гарнизоне не имеют жилья 153 семьи военнослужащих, в Тоцком - более 400. При этом жилищный фонд в этих военных городках содержится на средства Минобороны, а ведь используют его и люди, утратившие связь с армией. Решать этот вопрос, на наш взгляд, необходимо путем выделения дополнительных жилищных сертификатов для этой категории жителей закрытых военных городков.
     В Самаре имеет место и проблема с передачей жилого фонда в муниципальную собственность. В военных городках Самарского гарнизона в настоящее время имеется 151 жилой дом на 1.297 квартир. 70 процентов проживающих в них семей уже не связаны с военным ведомством, а коммунальные услуги им вынуждены оказывать сотрудники КЭЧ. Почти год назад в администрацию города направлены документы на передачу жилых объектов в муниципальную собственность, но местные власти не торопятся принимать их на свой баланс.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker