на главную страницу

15 Марта 2003 года

Армия и общество

Суббота

АВТОРИТЕТ, ХАРАКТЕР, МАСТЕРСТВО

Полковник Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



Среди строителей трудно встретить людей случайных, для которых эта профессия была бы не более чем эпизодом в жизни. Разумеется, я имею в виду людей, знающих цену мастерству. Этот созидательный, интересный труд позволяет раскрыться и умению, и характеру человека, что роднит его с высшими проявлениями творческой деятельности. И поэтому среди строителей можно встретить людей, которые, посвятив этой благородной специальности всю жизнь, добиваются за годы работы значительных результатов и высот. Один из них – генерал армии Александр Давыдович Косован.

     Он родился в первые месяцы военного лихолетья – 26 октября 1941 года – в станице Ахтырской Абинского района Краснодарского края. С детства мечтал быть военным, как рассказывает сам, хотел носить морскую форму. Моряком так и не стал, но все же мечта его сбылась: в 1966 году попал в Вооруженные Силы. До этого окончил школу рабочей молодежи, одновременно работая каменщиком на стройках города Джамбула в Казахстане. Затем поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт, а после его окончания был направлен для прохождения службы в Центральное управление специального строительства Министерства обороны. И хотя подготовка, полученная в НИСИ, была блестящей и знания по военной специальности «Инженер по строительству и эксплуатации мостов на автомобильных дорогах» потом оказались нелишними, но во многом лейтенанту Александру Косовану приходилось начинать с нуля. Он попал в Ужур, где тогда на дежурство ставились боевые ракетные комплексы.
     Задача была не только масштабной, сложной, но и относительно новой. Прошло всего несколько лет после создания нового вида Вооруженных Сил – Ракетных войск стратегического назначения. Развертывание наземной группировки межконтинентальных баллистических ракет проходило в сжатые сроки. С инженерно-строительной точки зрения это была принципиально новая проблема: нужно было не просто построить шахтные пусковые установки, командные пункты, которые сами по себе были уникальными сооружениями, но и надежно защитить их от возможного ядерного удара противника. При этом применялись не имевшие аналогов в мировой практике технологии, конструкции и материалы. Одновременно создавалась инфраструктура для обеспечения эксплуатации сложной ракетной техники, объекты соцкультбыта для военнослужащих и членов их семей.
     Если учесть еще и то, что ракетные гарнизоны строились в глухих местах, где до этого зачастую даже не ступала нога человека, то можно представить себе весь комплекс испытаний, которые выпали на долю молодого офицера-строителя. И надо сказать, что он выдержал их с честью, с первых шагов службы проявив себя грамотным, исполнительным, думающим специалистом. Да и в целом это был звездный час военно-строительных частей, незадолго до этого внесших весомый вклад в открытие космической эры человечества, где первопроходцем стал Советский Союз.
     Возможно, именно в эти далекие годы и родилась присказка, которую мне не раз потом доводилось слышать на военных стройках: «Военные строители могут и ракету построить. Нет только гарантии, что она с первого раза взлетит». Это, конечно, шутка, но за ней стоит глубокий смысл. Стоит только вдуматься: конструкторы уникальных систем вооружений, военной техники создают совершенно разные по своим параметрам, условиям эксплуатации и т.п. системы – для ВВС, ВМФ, РВСН, ПВО, ПРО, а строители каждый раз своими силами должны найти решения по их размещению, эксплуатации, обеспечению безопасности. То есть им гораздо реже, чем другим, приходится идти по накатанным схемам, аккумулируя и переосмысливая техническую мысль многих научных коллективов.
     Александр Косован в этом убедился на своем опыте, через некоторое время попав на строительство принципиально иного и тоже совершенно секретного объекта, который значился под шифром 1456. В районе озера Балхаш 32-е управление инженерных работ вело строительство специальных объектов системы СПРН. К началу 70-х годов в пустыне вырос целый город, известный теперь как Приозерск, а в радиусе десятков километров от него были разбросаны технологические площадки, на которых ударными темпами велись работы. Сроки были таковы, что не позволяли не то что расслабиться - военные строители не знали ни праздников, ни выходных.
     Сослуживцы вспоминают, что как-то перед Новым годом Александр Давыдович, будучи начальником участка, завершил очередную планерку за пару часов до боя курантов. Затем он поздравил сослуживцев с праздником, сказал: «А мне пора ехать к семье, в Приозерск». До Приозерска было 150 километров, и теоретически еще можно было успеть к полуночи домой. Конечно, если не будет никаких происшествий в дороге. А они случались не так уж редко.
     Генерал-лейтенант Анатолий Владимирович Гребенюк, сменивший недавно генерала армии Косована на посту начальника строительства и расквартирования войск – заместителя министра обороны Российской Федерации, рассказал мне такой эпизод. Будучи лейтенантом, он ехал как-то раз с майором Косованом из Приозерска в Балхаш. Александр Давыдович – за рулем. Отъехали 15 километров – отказали тормоза. Что делать: возвращаться назад и чинить машину или двигаться вперед – а это более ста километров по обледенелой дороге?
     Косован, не раздумывая, принял решение: ехать вперед. Был ответственный момент сдачи системы оборотного водоснабжения, и их ждала комиссия. Риск на дороге был для него делом второстепенным. Сколько решений, требующих личного мужества, довелось принимать ему в своей жизни? Наверное, очень много. Но, думается, достаточно привести еще один пример, когда во время волнений в Сумгаите он пошел в разъяренную толпу вести переговоры с одним пистолетом в кармане…
     Александр Давыдович Косован прослужил на Балхаше 16 лет. Это была не просто работа на износ. Зимой донимали жестокие морозы с сильным ветром, а летом – жара и пыльные бури. А что хуже всего – не было нормальной питьевой воды. Ее развозили в бидонах из-под молока по домам, и самое страшное было, уснув в кузове машины, забыть там свой бидон с драгоценной влагой…
     Сколько здоровья оставили в казахской степи офицеры, сумевшие в короткие сроки ввести в строй уникальную систему предупреждения о ракетном нападении, которая и сейчас служит нашей стране! Александр Давыдович никогда не жаловался, но последние годы болячки, «заработанные» на Балхаше, давали знать о себе все чаще. И при этом он не позволял расслабиться ни на один день, работая в привычном для себя режиме – по 15 - 18 часов в сутки. Как тут не вспомнить одну из любимых поговорок заместителя министра. «Мы – военные строители, нас никому не согнуть!» – часто говорил он. А потом, после небольшой паузы, с улыбкою добавлял: «А если согнуть – не разогнуть!»
     Жесткие сроки, переходящие в авралы, всегда были постоянными спутниками строителей, а военных – тем более. И Родина требовала полной самоотдачи, и некоторые командиры любили опираться только на силу приказа. Не раз бывало и так, что офицеры-строители по нескольку дней не спали, а когда шла сдача объекта, неделями не могли попасть домой, хотя жили буквально через дорогу. Годы, проведенные на Балхаше, не только сформировали характер Александра Давыдовича, но и сделали его руководителем, способным решать задачи любой сложности и оперативности.
     Уже будучи главным инженером строительного управления Приволжского военного округа, он получил задачу от командующего генерал-полковника А. Ряхова в течение месяца сдать полностью «проваленный» одним из УНРов жилой дом, в который к Новому году должны были заселиться офицеры ПВО, заступающие на боевое дежурство. При этом присутствовал заместитель командующего войсками округа по строительству и расквартированию войск округа генерал-майор А. Катков. Он сказал Косовану: «Сдашь в срок – будешь генералом. Готов свои штаны с лампасами снять и вручить».
     Я думаю, Александр Давыдович прекрасно понимал, что так не бывает, до генеральского звания ему нужно было пройти еще одну ступеньку – начальника строительного управления. А в те времена порядок продвижения по службе был строгий. Да и никто не верил, что за месяц можно построить дом практически с нуля. Но работу главный инженер организовал так, что все скептики были посрамлены. Панели отделывали прямо на заводе, а затем монтировали на стройплощадке, поскольку дело было зимой. Мало того что все сделали в срок, так еще и асфальт сумели положить с соблюдением всех технологических норм. Командующий за это вручил Александру Давыдовичу часы со своей руки.
     А генералом он стал уже во время службы в Закавказье, где сначала был начальником УИРа в Баку, а затем заместителем командующего Закавказским военным округом по строительству и расквартированию войск. Им очень много было сделано по ликвидации последствий землетрясения в Армении, в частности к началу учебного года был сдан первый объект – средняя школа.
     А вскоре он достиг и верхних ступеней служебной лестницы. В нашей новейшей истории сменились всего восемь заместителей министра обороны по строительству и расквартированию войск – генерал-полковники В. Белокосков и А. Шебунин, генерал армии А. Комаровский, маршалы инженерных войск А. Геловани и Н. Шестопалов, генерал-полковники Н. Чеков и А. Соломатин. И до марта этого года – генерал армии А. Косован. С именем каждого замминистра связан целый этап в развитии Вооруженных Сил и военно-строительных частей. На долю Александра Давыдовича Косована выпало время и широкомасштабных реформ, и выполнения конкретных, ответственных задач по строительству объектов военного и гражданского назначения. С одной стороны, не знавшая аналогов реформа военно-строительного комплекса, акционирование ряда строительных организаций, разработка новых принципов обеспечения жильем, в том числе в рамках программы «Государственные жилищные сертификаты», а с другой – ввод объектов, повышающих боевую мощь ПВО, постановка на боевое дежурство ракетных полков, оснащенных «Тополями», обустройство наших войск в Чеченской Республике, подготовка многочисленных объектов к эксплуатации в зимних условиях и многое-многое другое.
     А ведь до этого он пять лет был первым заместителем начальника строительства и расквартирования войск и занимался решением тех же задач стратегической важности. Мне не раз доводилось летать с Александром Давыдовичем в командировки и наблюдать за стилем его работы. Когда график уплотнен так, что на планерку на каждом из объектов приходится буквально полчаса, а нужно выслушать всех присутствующих – от заказчика, от науки, от субподрядчиков и т. д., начинаешь понимать уровень необходимой для этого квалификации. А он еще всегда успевал все объекты осмотреть, в казармах побывать, поговорить с офицерами и военными строителями, поощрить лучших из них. Так было, к примеру, в Плесецке, где в прошлом году начались широкомасштабные работы по модернизации российского космодрома. Так было на многих других объектах, где генерал армии Косован, обычно немногословный, с ходу принимал стратегически важные решения.
     К примеру, мало кто знает, что, когда в 1996 году в Бологом ставили ракетную часть на боевое дежурство, уже практически было принято решение сделать это в полевом варианте – до конца года оставалось 4 месяца, финансирование было на уровне 30 процентов от необходимого и никто не верил, что можно что-то успеть сделать. Александр Давыдович, в то время первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск, молча обошел площадку и произнес: «Сделаем все в капитальном варианте. Если не успеем, я сниму погоны».
     Когда задача была выполнена в срок, главком РВСН генерал армии Игорь Дмитриевич Сергеев, впоследствии министр обороны России, сказал: «Я хочу лично поздравить и вручить подарок каждому военному строителю».
     Так под руководством Александра Давыдовича Косована создавались тысячи важнейших объектов. И все они сделаны на совесть. Достаточно сказать, что сейчас продлевается срок службы знаменитых ракет «Сатана», для которых старты он строил, еще будучи лейтенантом, в самом начале своей блестящей карьеры. И в том, что срок службы этого грозного оружия увеличен втрое, есть немалая заслуга военных строителей.
     Государство высоко оценило заслуги генерала армии Косована: он награжден орденами «За военные заслуги», Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах», многими медалями. Он удостоен почетных званий «Заслуженный строитель Российской Федерации» и «Заслуженный строитель Казахстана». А буквально на днях Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о награждении его орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Хочется верить: впереди у Александра Давыдовича новые свершения на любимом поприще.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker