на главную страницу

15 Марта 2003 года

Заметка обозревателя

Суббота

СИНХРОНИЗАЦИЯ: ДУБЛЬ ДВА

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



«Рогора хар?» - скажет вам при встрече каждый второй грузин. В переводе на русский: как дела, как живешь? Не особо рискуя ошибиться, предположу, что к своим ближайшим соседям – абхазам, из Тбилиси с этим дежурным вопросом не обращались давно.

     ПОНЯТНО, что дела в непризнанной республике идут неважно. Как, впрочем, и в признанной, обласканной международным сообществом Грузии. И где хуже – еще неизвестно. Но известно – почему. В том числе и потому, что последствия жестокого вооруженного противостояния голыми декларациями не ликвидируешь. Здесь нужна долгая, тонкая, кропотливая работа. К ней Москва и призывает подступиться грузинскую и абхазскую стороны.
     Тбилиси на словах вроде бы не против. Посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе в ходе недавней встречи с журналистами подчеркнул, что президенты обеих стран удовлетворены итогами сочинских переговоров, впервые проведенных в таком формате. Как признался посол, это было не только интересно, но и «весьма неожиданно». Для многих сюрпризом стало то, что в Сочи приехали представители Абхазии, которые в последнее время регулярно сетовали на то, что «без меня меня женили».
     Зураб Абашидзе отметил, что в Тбилиси с интересом восприняли новый подход к решению абхазской проблемы. Напомним, заключается он в том, чтобы продвигаться вперед параллельно: по политическому и экономическому направлениям. Ибо без второго не вытянешь первое. Без экономической реабилитации пострадавшего региона не вернешь к «родному пепелищу» беженцев. Стороны договорились начать работу над восстановлением сквозного железнодорожного сообщения от Сочи до Тбилиси и далее – до Еревана. И одновременно вернуть грузинских беженцев в Гальский район Абхазии.
     ИДЕЯ ТАКОЙ синхронизации была озвучена Владимиром Путиным еще во время киевской встречи с Эдуардом Шеварднадзе. Когда в Тбилиси вовсю бурлили страсти по поводу пресловутой электрички, начавшей курсировать между Сочи и Сухуми. Непонятно, почему в Тбилиси зациклились на электричке. В конце концов, из Сочи в Сухуми ходят и автобусы. А жители Западной Грузии не меньше абхазов ратуют за восстановление железнодорожного сообщения с Россией.
     И, кажется, этот аргумент возымел действие. Ни президент, ни посол Грузии в РФ «электричку раздора» уже не поминают. Больше того, по словам посла, «грузинская сторона никогда не возражала против восстановления железной дороги» и даже готова взять на себя частичное финансирование этого проекта. Речь-де шла только о том, чтобы учитывались интересы беженцев.
     Поиску взаимных компромиссов способствовал и… энергокризис в Грузии. Тбилиси не меньше Сухуми заинтересован в проведении ремонтных работ на ИнгуриГЭС, расположенной на административной границе Грузии и Абхазии. Символично, что сейчас в ее эксплуатации задействованы как грузины, так и абхазы. Делить им нечего – лишь бы станция хоть как-то дышала, давала свет и тепло. Между тем некоторые сегменты этого огромного комплекса пришли в негодность. Интерес к ИнгуриГЭС проявляет и Россия, которая в пиковые периоды когда-то тоже получала отсюда электроэнергию.
     НО ЕСЛИ с экономическим вектором появилась хоть какая-то определенность, то политический процесс грузино-абхазского урегулирования пребывает в полном тумане. В Сухуми по-прежнему слышать не хотят ни о «плане Бодена» (бывшего спецпредставителя генсека ООН), предполагающем разграничение полномочий между центром и автономией, ни об установлении федеративных отношений, ни об особом статусе Абхазии в составе единой Грузии. Но здесь уже не просто ссылаются на то, что народ многонациональной Абхазии на референдуме высказался за суверенитет, а говорят о необходимости строительства фундамента некоего «содружества», в котором мирно уживались бы все.
     Иными словами, Сухуми дает понять, что единственным вариантом «совместной жизни» может стать некая новая политическая конфигурация. То есть чем ближе и лояльней будет Грузия к России, тем сговорчивей станет Абхазия, не мыслящая своего будущего без теснейших политических, экономических, культурных связей с северным соседом, даже предлагающая установить с ним ассоциированные связи. И наоборот – нарастание центробежных тенденций в отношениях Грузии с Россией поставит крест на перспективе мирного урегулирования конфликта с мятежной автономией.
     Увы, но понимания этих процессов в Тбилиси пока не наблюдается. Акцент здесь пока делается на другое. На то, что Грузия вступила в ВТО и вынуждена играть по правилам этой организации. На то, что сочинский разговор предваряла женевская встреча в рамках «клуба» стран - друзей Грузии, где в ходе коллективного «мозгового штурма» и были выработаны рекомендации по решению абхазской проблемы, в целом созвучные тому, о чем говорилось в Сочи. На то, что в абхазском руководстве имеют место внутриполитические противоречия и якобы неясно, что в позиции Сухуми рассчитано на «внутреннее потребление», а что – на «внешнее».
     НАДЕЯТЬСЯ, однако, на то, что противоречия в стане абхазцев кардинально изменят ситуацию, по меньшей мере несерьезно. Все противоречия, как правило, улетучиваются перед лицом общей опасности. Так не разумней ли заняться развенчанием мифа о том, что такая опасность существует, а не ожидать, что «рано или поздно сухумским властям придется пойти навстречу»?
     Проблема и в том, что далеко не все в Тбилиси готовы принять рекомендации международного сообщества о преобразовании Грузии в федеративное государство. Критические стрелы в «план Бодена» метали многие грузинские политики, в том числе те, которые «дышат в спину» Шеварднадзе, срок президентских полномочий которого истекает совсем скоро. «Молодые волки» из числа грузинской оппозиции критикуют главу государства за «соглашательство», требуя ужесточить позицию в абхазском вопросе.
     Нет единства по данному вопросу и в парламенте, полифонию мнений в котором грузинский посол сравнил с самобытным национальным многоголосием. Зураб Абашидзе (человек с прекрасным чувством юмора) даже «теоретически не представляет вопроса», в котором не могли бы усомниться его земляки, обладающие статусом депутата. Кстати, ряд из них уже поставили под сомнение целесообразность сочинских инициатив, в том числе по… восстановлению железнодорожного сообщения с Россией. Шеварднадзе даже пришлось убеждать в такой целесообразности лидеров парламентских фракций.
     Нет никакой гарантии, что парламентарии одобрят и новый подход к продлению мандата миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта. «Красная звезда» не раз писала, что существующий механизм ничего, кроме головной боли, не приносит. Каждые полгода приходится запускать одну и ту же процедуру, связанную с согласованием мандата в рамках глав государств СНГ. В Сочи президенты вроде бы пришли к пониманию того, что срок действия мандата должен автоматически пролонгироваться, если ни одна из конфликтующих сторон не возражает против этого. Казалось бы, чего проще и удобней? Ан нет, в грузинском парламенте тоже зазвучали «возмущенные» голоса.
     Мягко говоря, не в восторге от достигнутых в Сочи договоренностей и тбилисская «партия войны», призывающая к новому походу против Абхазии. Лидер «верховного совета Абхазской автономной республики в изгнании» Тамаз Надареишвили и его сторонники не вписываются в новую стратегию урегулирования. «За бортом» остаются и грузинские «партизаны», пообещавшие взрывать мосты и пускать под откос эшелоны в случае возобновления железнодорожного сообщения с Россией. Вот здесь Тбилиси явно не удастся усидеть на двух стульях. Как нельзя быть «немножко беременным», так нельзя и выстраивать новую жизнь с абхазами, закрывая глаза на действия «лесных братьев» в Гальском и Зугдидском районах, какими бы «гуманными» целями те ни прикрывались. Однако никаких гарантий на сей счет Грузия пока не дает.
     А при отсутствии подобных гарантий вряд ли возможна и реализация такой тбилисской инициативы, как формирование в Гальском районе смешанной администрации, распространение на этот район формата миротворческой операции. Ибо одним-двумя терактами можно перечеркнуть договоренности на самом высоком уровне.
     …Так уже было в 1998-м. Тогда и беженцы в массовом порядке потянулись через Ингури, и ЕС грозился выделить под их возвращение кругленькую сумму. Но кое-кому мирный сценарий пришелся не по вкусу. И в мае они написали свой – кровавый и бессмысленный, последствия которого Грузия расхлебывала долго.
     Не сглазить бы снова…



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker