на главную страницу

15 Марта 2003 года

Культура

Суббота

Музыкальный глобус



     
Как создать рискованное предприятие

     Cейчас один из самых модных стилей у клубной молодежи – серф. Достаточно послушать «Нож для фрау Мюллер», чтобы врубиться в то, как это весело и прикольно. А кто придумал этот стиль?
     Из письма Марины Лудневой.
     Пошел пятый десяток, как был изобретен серф – чирикающая, как бы качающаяся на волнах гитара с четко прописанным ритмическим рисунком ударных и упрощенным до предела, но всегда эффектным басом. Из современных исполнителей к этой модели музыки тяготеют Blondie, The B-52’s, The Go-Go’s. Изобретателями же серфа по праву считают американских The Ventures. Это потом уже были The Shadows, The Beach Boys, Дик Дэйл и Дуэйн Эдди. Сегодняшний рассказ – о зачинателях простого и жизнерадостного музыкального течения.
     Будущие создатели первой рок-группы планеты Дон Уилсон и Боб Богле в 50-е годы в Сиэтле обслуживали бетономешалку в строительной компании, пока в 1959 году им не пришла в голову мысль скрасить свой досуг выступлениями на местных танцульках в качестве гитарного дуэта. Музицирование настолько увлекло 23-летних парней, что в январе 1960-го они, пригласив в партнеры басиста Ноки Эдвардса и барабанщика Хоуи Джонсона, создали квартет с амбициозным названием The Versatones («Многосторонние»).
     Уже в феврале на созданном по этому случаю собственном лэйбле «Голубой горизонт» квартет выпустил первую продукцию – вещичку «Печенье и кола». Как и положено, первый блин (видимо, благодаря кулинарной направленности песни) получился комом – на пластинку никто не обратил внимания. Но уже следующее творение – версия композиции Джонни Смита «Гулять – не бегать» – принесло музыкантам всеамериканскую славу. Кстати, возможно желая избавиться от оказавшегося неудачливым названия, The Versotones взяли себе новое, не столь выспренное - The Ventures («Рискованное предприятие»). Приятели же уговорили диск-жокея крупнейшей сиэтлской радиостанции KJR Пэта О’Дэя сделать их новую композицию заставкой для новостей.
     Очарованные мелодией слушатели многочисленными письмами и звонками заставили Пэта включить песню в плэй-лист радиостанции. Таким образом, в августе «Гулять – не бегать» заняла 2-е место в национальном хит-параде, пропустив вперед лишь сладкую балладу Элвиса Пресли «Это сейчас или никогда». Группу тут же взяла под свое крыло крупная звукозаписывающая компания «Свобода», перевезла The Ventures в Лос-Анджелес и начала выпускать альбомы перспективного квартета. До конца 60-х коллектив был в фаворе, записывая по два, а то и три успешных альбома в год. Музыканты шли на поводу у публики, исполняя, в соответствии с изменениями моды, то рок-н-ролл и шейк, то твист и биг-бит, то психоделию и тяжелый рок. Но все это звучало свежо, романтично, ритмично.
     В сентябре 1962 года, сразу после попадания в хит-парад композиции группы, сопровождавшей кинокартину «Лолита», сославшись на нервное истощение, состав покинул Джонсон, и за барабаны сел Мел Тэйлор. Богле решил переключиться на бас, окончательно уступив ведущую гитару Эдвардсу. Тот в свою очередь в 1968 году удалился из группы ради сольной карьеры и был заменен Джерри Макги. В 1969 году The Ventures на время стали квинтетом, приняв в свои ряды клавишника Джонни Дэррилла из The Five Americans. К тому же музыканты выступили новаторами, впервые в истории электрогитары применив фузз-бокс (в композиции «2000 пчел»).
     70-е оказались не столь счастливыми и плодоносными. Любителей инструментальной гитарной музыки оставалось все меньше – появились новые, усложненные стили. Но The Ventures не собирались сдаваться. Новый прилив сил группа ощутила с возвращением в ее состав в марте 1972-го «блудного сына» Эдвардса (Макги нашел себе работу в любимой группе Эрика Клэптона Delaney & Bonnie). В том же году квартет в последний раз попал в американский хит-парад с альбомом «Наслаждение/The Ventures играют классику» (146-е место). Ощутив спад интереса к себе на родине, The Ventures по примеру тех же Deep Purple, Cheap Trick, Japan обратили свой взор на Дальний Восток и поехали прокатиться с концертами по Японии. Там они пришлись ко двору и даже ассимилировались, исполняя в том числе композиции, написанные для них тамошними музыкантами. Опять успех, миллионные тиражи пластинок. Оказывается, в мире нет места лучше, чем Страна восходящего солнца – там можно в почете пережить все рок-революции. Но есть на этом Солнце и пятна – во время очередных гастролей от пневмонии умер барабанщик Мел Тэйлор…
     Подсчитано, что в творческом багаже The Ventures более 70 альбомов, проданных общим тиражом 130 млн. экз. И это еще не все – в 2000 г. великолепно (без скидок на славу и возраст) играющая группа выпустила еще один альбом, который на фоне нового интереса к серфу оказался весьма актуальным.
     Игорь ЕРЕМЕЕВ.

     

Разные исполнители «King Of The Road» Mazur Media/Концерн «Группа «СОЮЗ»
     Это уже четвертый по счету альбом-сборник ностальгической музыки для автомобилистов из серии «Поют колеса рок-н-ролл». К первым трем – «Дорога в 60-е», «Ритмы дорог» и «Лето в городе» – добавился еще один: «Король дороги» (названный так по заглавной композиции этого компакт-диска в исполнении Роджера Миллера). Что и говорить, слушаешь ставшие сегодня классикой песни Пола Анки, Пэта Буна, Хелен Шапиро, Адриано Челентано, The Tremeloes, The Searchers и других - и чудится тебе, что звучат они не в вишневой девятке, а в открытом спортивном форде 50-х годов.
     



Fankerfogt «Survivor» Synthetic Symphony/SPV
     Выразительная антиутопия с ярко прочерченной ритмической линией. Гибрид модной ныне музыки электро-боди с индастриалом. Композиции, начинающиеся как дискотечные, вдруг трансформируются в голый эксперимент – будто с осеннего дерева в момент сдувает золотистую листву. Все 12 вещей сотворили в студии Геррит Томас (инструменты и вспомогательный вокал) и Йенс Каштель (вокал). В треках «Падший человек» и «Красная королева» их поддерживает гитарист Томас Кролл.
     





Saint Etienne «Finisterre» Mantra Recordings
     Мелодичный европейский поп-инди-дэнс. Один философ как-то сказал, что «все зависит от вашего окружения». Для британского трио Saint Etienne окружение заключается в изменчивости. Они непостоянны, а это заставляет слушателя выбирать собственный вариант интерпретации услышанного - то ли перед ним модные завсегдатаи глэмовых дискотек, то ли продвинутые корифеи студийного звука. Предлагаемая работа как раз такого плана, но в ней слышны и отголоски начала 90-х с примесью даба, хауса и сэмплированных вставок. Saint Etienne всегда подчеркивали, что поп-музыка без внимания к мелким деталям не может быть интересна.
     



Kansas «Device-Voice-Drum» SPV GmbH
     На этом DVD cодержится концерт знаменитой американской группы Kansas в Aтланте, штат Джорджия. Альбом также включает в себя интервью с музыкантами и обширную дискографию группы, которая образовалась в Toпеке в начале 70-х. Музыканты оставили свою отметку в мировой истории рок-музыки. Более 30 миллионов проданных пластинок. На протяжении 70-х и 80-х Kansas находились в чартах ведущего американского музыкального журнала Billboard более 200 недель. Песня группы «Carry On Wayward Son» является настоящим штампом или клише классического американского рок-радио. В 1997 году эта песня была названа наиболее часто звучащей на радио композицией рок-формата.
     



Петрушевская/Inquisitorum «№ 5. Середина Большого Юлиуса» Концерн «Группа «СОЮЗ»
     Это совместная работа ансамбля Inquisitorum - представителей новой фри-джаз-рок волны – и известной писательницы, живого классика русской словесности, лауреата премии «Триумф-2002» Людмилы Петрушевской. Необычное звучание альбома объясняется тем, что музыканты во время записи не ограничивались традиционным для современной музыки набором инструментов. Кроме старых аналоговых синтезаторов, барабанов, саксофонов, «примоченных» гитар и скрипок, на записи можно услышать следующие «инструменты»: пружины, канализационные трубы, автомобильные двери, лай собак, гул Мирового океана, стук колес немецкого паровоза «Frihter» (1934 г. производства) и свист американских солдат в районе Персидского залива (записан в октябре 2002 г.). Тексты и вокал Людмилы Петрушевской органично сливаются с музыкой и создают монолитную концептуальную работу.
     Диски предоставлены отечественным концерном «Группа «СОЮЗ».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker