на главную страницу

15 Марта 2003 года

Авиация России

Суббота

Портрет «Технокомплекса» в интерьере реформ

На вопросы «Красной звезды» отвечает президент Научно-производственного центра «Технокомплекс» Гиви ДЖАНДЖГАВА

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



     Для истребителя пятого поколения
     – Гиви Ивлианович, ваше объединение ежегодно пополняется новыми членами. Вот и на недавнем заседании совета директоров НПЦ в состав «Технокомплекса» были приняты три новых предприятия. В чем смысл постоянного укрупнения корпорации?
     – Этот процесс не является самоцелью. Главное для нас – объединение под одним крылом предприятий, участвующих в кооперации по разработке и производству бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для летательных аппаратов. Все они «связаны» единым научным, технологическим, производственным циклом, единой идеологией создания авионики. Сейчас в НПЦ 16 предприятий. В феврале мы приняли в состав «Технокомплекса» ОАО «НПП «Звезда» (Томилино), ФГУП «НИИ авиационного оборудования» (Жуковский) и АО «КАМПО» (Орехово-Зуево), что, несомненно, будет способствовать повышению экономической эффективности работы объединения и его дальнейшей диверсификации.
     – Вы участвуете в разработке авионики для истребителя 5-го поколения. Как сейчас обстоят дела на этом важнейшем направлении?
     – Как известно, тендер на его разработку выиграл АВПК «Сухой». По тематике, которой занимается НПЦ «Технокомплекс», также объявлялся конкурс. Это касается пилотажно-навигационного оборудования и информационно-вычислительной системы. По предварительным данным, «Технокомплекс» будет участвовать в их разработке как головное объединение в кооперации с другими предприятиями. Кроме того, вместе с фирмой «Сухой» мы создаем кабину этого самолета. Был тендер и по обзорно-прицельной оптико-тепловизионной системе истребителя пятого поколения. Победило в конкурсе предприятие «Технокомплекса» Уральский оптико-механический завод (УОМЗ). Разрабатываем мы для истребителя пятого поколения и систему управления оружием, топливомерный комплекс, систему аварийного покидания самолета.
     На сегодняшний день у нас есть научно-технический задел по всем этим направлениям. В нынешнем году мы уже планируем создать действующий макет, прообраз бортового оборудования будущего самолета. Постараемся макет кабины истребителя пятого поколения создать к Международному авиакосмическому салону - 2003 («МАКС–2003»), который состоится в августе в подмосковном городе Жуковский.
     - Но ведь сейчас большое внимание уделяется и модернизации существующего парка летательных аппаратов.
     - Мы уже модернизируем ряд самолетов и вертолетов Су-27СМ, Ми-24ПН, МиГ-29СМТ, участвовали в тендере по модернизации вертолета Ми-8. Наш НПЦ разработал три варианта, которые может выбирать заказчик в зависимости от его платежеспособности. Причем эта программа рассчитана так, что поначалу можно сделать малую модернизацию, а при появлении у заказчика средств ее можно наращивать. Это так называемая открытая архитектура модернизации, позволяющая постоянно совершенствовать бортовое оборудование.
     Когда тендер подстегивает
     – Что дает вам проведение конкурсов на разработку того или иного авиационного оборудования?
     – Поначалу я в принципе был против проведения тендеров, но опыт показал, что они подстегивают, стимулируют участников на достижение эффективного результата. Конечно, критерии, порядок и культура проведения тендеров – все это нам предстоит еще освоить. Надо освободиться, с одной стороны, от формализма, с другой - от субъективизма, набраться опыта, который формировался на Западе десятилетиями.
     Но, если говорить в целом, такие конкурсы полезны. С одной стороны, это вроде бы лишняя работа, а с другой – она мобилизует коллективное творчество, сплачивает смежников, в дискуссиях и спорах выясняются недочеты, находятся оптимальные решения.
     Что касается истребителя пятого поколения, то мы на первом этапе будем закладывать ряд наработок, которые у нас появились в процессе разработки и модернизации летательных аппаратов поколения «четыре плюс» для МО РФ, Китая и Индии. Конечно, многие направления, которые будут через 10 лет, особенно в электронике, в вычислительной технике, их технологиях, предугадать трудно. Они развиваются гораздо быстрее других отраслей. Для нас сейчас самое главное – выбрать правильное, не тупиковое направление работ, не ошибиться, не отстать от мировых тенденций технологического развития.
     В боевой состав ВВС
     – Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов на одной из недавних пресс-конференций критиковал многих разработчиков авиатехники за то, что каждый пытается навязать свой вариант модернизации, убеждая, что он лучший...
     – При ограниченных финансовых ресурсах многим приходится искать заказы в смежных областях. Конечно, нам всегда кажется, что у соседа в огороде редиска краснее. Метание, перепрофилирование – это убыточный процесс. Предприятия, по возможности, должны заниматься своим профильным делом, где они профессионалы. А если займешься чем-то другим, непрофильным, там, во-первых, тебя не ждут, а во-вторых, там уже многие годы специалисты занимаются своим направлением.
     Магистрально-модульные бортовые системы с открытой архитектурой мы начали создавать более 15 лет назад. Перестройка и реформы нас застали, образно говоря, с поднятой ногой на следующую ступеньку совершенствования бортового авиационного комплекса. Но потом все оборвалось, гособоронзаказ упал до величин, близких к нулю. Несмотря на это, мы на скудные средства все эти годы упорно продвигали свои идеи, добиваясь при этом максимальной унификации оборудования, включая вертолетную и беспилотную тематики. И, можно сказать, эту линию мы «вытянули». В Китае летает уже более 50 самолетов поколения «четыре плюс», 10 истребителей поставили в Индию, вертолет
     Ми-24 ПН модернизировали для российских войск, с фирмой «Камов» разработали комплекс Ка-31 для Индии, истребитель Су-27СМ модернизируем для отечественных ВВС с АВПК «Сухой» и т. д.
     Словом, за последние три года мы, используя принцип унификации, наладили серийное производство бортового оборудования летательных аппаратов, и отдельные системы производятся серийными заводами достаточно большими партиями. Конечно, это не тысячи, как в советское время, но серия из сотен систем уже позволяет и отработать технологии, и загрузить заводы, и добиться рентабельности производства.
     Что касается модернизации истребителей Су-27 для отечественных ВВС, то на базе научно-технического задела, который получили от работ по китайскому контракту, имея готовые субблоки, удалось в очень короткий срок, за несколько месяцев, совместно с кооперацией предприятий выполнить задание. В декабре 2002 года в Комсомольске-на-Амуре подняли в воздух две модернизированные машины и их в начале года перегнали в Подмосковье. Сейчас идет доработка «математики» бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и начинаются летные испытания. Мы надеемся, что в июне-июле получим предварительное заключение, и в этом году первые, планово модернизированные истребители
     Су-27СМ уже будут находиться в боевом составе ВВС.
     Главнокомандующий ВВС РФ был у нас и высоко оценил это направление работ.
     Вопросов больше, чем ответов
     - В нынешних экономических условиях, при дефиците бюджетных средств нелегко создавать авиатехнику нового поколения. С какими проблемами вы сталкиваетесь при этом?
     - В Минпромнауки ведутся работы по формированию концепции и стратегии развития различных направлений промышленности. ОПК как таковой изолированно от всего промышленного комплекса страны сейчас существовать не может.
     Например, Александровский завод во Владимирской области делает микросхемы, которые идут в качестве комплектующих для наших блоков питания. Они применяются практически во всех системах. Этой зимой завод заморозили в прямом смысле этого слова, в результате мы остановили все производство. А это, в свою очередь, сказывается на выполнении контрактных обязательств перед заказчиками.
     Сегодня модно говорить о недопущении технологической зависимости от зарубежных фирм. Мол, используем западную (или восточную) элементную базу, потому и технологически зависимы. Но на примере с Павлово-Посадским или Александровским заводами я хочу спросить: что опаснее - технологическая зависимость от внутренних поставщиков или от внешних? С зарубежными поставщиками, как правило, у нас все в порядке: мы берем индустриальную (невоенную) элементную базу, она сравнительно дешевая и продается практически во всех «магазинах», а на борту самолета создаем условия для ее адаптации.
     А вот у нас в стране периодически что-то пропадает. Например, в процессе выполнения контракта по истребителю Су-30МКК (для Китая) мне пришлось заниматься 3-4 банкротствами предприятий. Это наши поставщики-смежники, которые делают для корпорации «Технокомплекс» определенные элементы, а их выставляют на продажу как должников за электроэнергию. По одному из них нам пришлось дойти аж до Администрации Президента РФ.
     Получается, что мы находимся в ситуации, когда более зависимы от состояния собственных, российских предприятий, нежели от западных. Многие наши поставщики «вымирают», не имея заказов. Предприятия, производящие реле, провода, электрорадиоэлементы, подшипники, смазку, находятся на четвертом-пятом уровне кооперации и до них договорные деньги сверху доходят долго и в малых количествах, да и заказы небольшие. Когда в стране кризис, действует правило: в первую очередь вымирают инфраструктура и «дальняя» кооперация.
     - Какой же вы видите выход из ситуации?
     - В Минпромнауки создаются концепции и стратегии развития различных отраслей промышленности: лесной промышленности, металлургии, станкостроения, автомобилестроения, деревообрабатывающей промышленности и так далее. Но если мы все федеральные программы сложим, то получится, что программ много, а денег в стране недостаточно.
     Похоже, что на сегодняшний день ресурсы развития посткризисной экономики после 1998 года практически исчерпаны. Темпы спада в промышленности ныне выше темпов обновления и развития основных фондов конкурентоспособного уровня. То есть промышленность разваливается быстрее, чем восстанавливается.
     Но поставлена задача - реализация основных преобразований в экономике до полномасштабного вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
     Это проблематично ввиду отсутствия достаточных временных, материально-финансовых ресурсов и кадрового потенциала. Сказывается и недостаточная организация (развитость) внутреннего и внешнего рынков, высокая степень инерционности инновационно-инвестиционных процессов. К этому я бы еще добавил слабую управляемость в промышленности и экономике в целом.
     Проблема серьезная. Большинство наших предприятий-смежников, не конкурентоспособных на мировом рынке, могут погибнуть, и «оборонка» останется без поставщиков. В столь ограниченное время в существующих условиях достичь конкурентоспособности по всем отраслям практически невозможно.
     Даже если мы сейчас начнем вкачивать деньги в какие-то отрасли, мы все равно не успеем. Продукция машиностроения, новые технологии создаются в среднем за 10 лет, а не за 1-2 года. Например, авиационный комплекс разрабатывается, если очень спешить, в лучшем случае за 10 лет. Желаний (программ) много, а возможностей мало - не можем мы сейчас развивать все и вся.
     По данным Минпромнауки, в 1998 году рентабельность предприятий в среднем была 5,4 процента, а доля убыточных предприятий - 40,3. Но это был год кризисный. Впоследствии ситуация стала выправляться и к 2001 году рентабельность достигла 17,1%, а доля убыточных предприятий снизилась до 26,4 процента. А что же в 2002 году? Рентабельность предприятий вновь упала до 12,5 процента, а доля убыточных предприятий возросла до 40,9 процента, т. е. больше, чем в кризисном 1998 году.
     Судя по всему, небольшие ресурсы, в том числе организационного плана, уже исчерпаны, ничего нового не предложено, а основные производственные фонды все стареют и изнашиваются. Надо предпринимать срочные меры.
     Есть ли выход?
     - Сейчас возникает необходимость формирования концепции промышленной политики государства. Представляется важным принятие экстраординарных мер - сформировать льготные условия финансирования развития промышленности. Для этого должна быть создана соответствующая нормативно-правовая база, и нужно организовать жесткое и рациональное управление промышленностью.
     В условиях недостаточных финансовых ресурсов необходимо выделить и развивать основные (базовые) направления промышленности, которые, что очень важно, используют отечественные ресурсы. Распылять средства нерационально вообще, а в условиях ослабленной экономики тем более.
     Допустим, мы делаем хорошие большегрузные автомобили. КамАЗы пользуются спросом на международном рынке. А вот легковые машины уже и на внутреннем рынке имеют проблемы со сбытом. Зачем же вкладывать бюджетные деньги туда, где мы не имеем перспектив? А ведь мы пытаемся вкачивать финансы и в другие бесперспективные для нас отрасли промышленности. Хотим создавать свои телевизоры, в разработке которых мировая промышленность ушла на десятилетия вперед.
     Известно, что торговля оружием - в экономическом и политическом плане выгодное дело. И Россия на мировом рынке вооружений конкурентоспособна. Наши самолеты, стрелковые комплексы и другие вооружения пользуются спросом во многих странах. Так давайте и займемся этим прибыльным для России делом. Тем более что производство вооружений - это не только бизнес, но обороноспособность страны.
     Надо форсированно развивать, я бы сказал, восстанавливать профессиональный и управленческий потенциал. Мы дожили до того, что нам уже и к станку поставить некого. Многие ПТУ закрыты, специалистов молодого возраста, управленцев, менеджеров современного типа тоже недостаточно. С учетом этих проблем и надо сформировать среднесрочную и долгосрочную промышленные программы.
     Дело чести
     -Мы уже видим, что промышленность стоит на краю, в том числе и оборонная. В связи с этим я приведу такой пример. Вы приходите в церковь и кладете деньги в копилку. При этом вас кто-нибудь спрашивает: откуда взялись эти деньги? Нет. Вы даете деньги на Божье дело, и с вас никто налоги не берет. Сейчас для нас дело чести, «Божье дело» - восстановить промышленность и обеспечить обороноспособность. И если физическое или юридическое лицо вкладывает деньги в развитие промышленности, это должно приветствоваться и ничем не облагаться.
     А реально дело обстоит так, обозначу лишь некоторые «болевые точки». Мы сделали хорошую патенточистую разработку по зарубежному контракту. Получили за это в качестве вознаграждения от авиазавода деньги, которые хотели бы потратить на развитие производства. Но из этой суммы надо более половины отдать в виде налогов. И вместо того, чтобы развивать производство, создавать авиационные системы нового поколения на все сто процентов, мы получаем финансовые ограничения более чем наполовину. Неужели непонятно, что это невыгодно ни нам, ни в конечном счете государству.
     Более того, допустим, дают нам аванс, и с него берется НДС. Вроде бы дают оборотные средства для производства, но с него же изымают деньги. Где логика? В результате производство еле дышит, а с упущенной прибыли в бюджет государства не поступают дополнительные налоги. Получается замкнутый круг, в убытке оказываются и предприятие, и государство.
     Есть и такая проблема. Бюджет очередного года начинает верстаться с первого квартала предыдущего года. Вот сейчас, в апреле, мы должны представить все данные на 2004 год. Создается бюджет, начинаем заключать контракты. Но при их исполнении вдруг выясняется, что начинают расти тарифы на электроэнергию, другие энергоносители. Контракты трещат по швам. Если формируется госбюджет, в нем должны быть заложены и тарифы, исходя из которых мы и будем заключать контракты.
     Далее. Чтобы промышленность работала и выполняла бюджетные задания в первые месяцы года, нужно выплачивать как минимум 40% аванса от госзаказа. Трудно назвать год с таким авансированием госзаказа. Где предприятиям находить оборотные средства? Приходится брать в банках кредиты под большие проценты. На этой неорганизованности банки зарабатывают, а оборонная промышленность беднеет.
     Кто должен решать эти вопросы? У нас много руководителей, которые вроде бы отвечают за оборонную промышленность, начиная от федеральных агентств и выше. Но Минфин им не подчиняется, и следовательно сложно, а порой невозможно влиять на процессы выполнения госзаказа, реструктуризации и развития ОПК.
     Словом, проблем много. Их не решить в одночасье. Но все-таки решать надо оперативно, чтобы через 10-15 лет не оказаться на задворках мировой экономики.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker