на главную страницу

15 Марта 2003 года

все о льготах и правах

Суббота

«Они не ведают, что творят...»

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     Эта фраза принадлежит председателю Уральского окружного военного суда генерал-майору юстиции Петру Украинцеву. Сказана она в адрес авторов проекта федерального закона «Об изменении подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, административных дел о правонарушениях, совершенных военнослужащими, и гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих».
     Согласно предлагаемому проекту, предлагается изъять из законодательства РФ любое упоминание о военных судах. Проще говоря, отправить «в отставку» и предать забвению саму структуру ныне действующей системы военных судов.
     Кроме прочего, в статье 11 предлагаемого проекта закона «Об изменении…» подчеркивается, что находящиеся в производстве военных следователей, военных прокуроров и военных судов уголовные, гражданские и административные дела подлежат передаче следователям, прокурорам и судам, в территориальную юрисдикцию которых входит расследование и рассмотрение этих дел.
     К этому же проекту депутаты прилагают пояснительную записку, где главная мысль звучит дословно так: «Военные суды… будучи формально независимы от органов военного управления и командования воинских частей и соединений, на самом деле находятся от них в реальной, довольно жесткой зависимости, поскольку обеспечение социальных гарантий военных судей,.. присвоение им высших воинских званий, обеспечение их жильем напрямую зависит от Министерства обороны. Военные судьи... – часть офицерского корпуса. Это обстоятельство нередко служит поводом для подозрений (причем нередко основательных) в необъективности судей… в разрешении конфликтов между офицерами и солдатами, между военными и гражданскими лицами».
     На Интернет-сайте разработчики документа предлагают пользователям высказать мнение о предлагаемом законопроекте. Вот как по просьбе корреспондента «Красной звезды» прокомментировал «новаторскую» идею генерал-майор юстиции Петр Украинцев:
     - Следует сразу отметить, что Федеральный конституционный закон «О военных судах в РФ» расставил все точки над «i» еще в 1999 году. В соответствии с его положениями входящие в судебную систему страны военные суды являются судами общей юрисдикции и формируются сегодня не по экстерриториальному (с привязкой к военным округам, флотам и т.д.), а по территориальному признаку. Сегодня наш Уральский окружной военный суд и подчиненные ему гарнизонные суды действуют в границах Уральского федерального округа. Более того, мы обслуживаем как войска Министерства обороны, так и воинские подразделения Приволжско-Уральского регионального округа Внутренних войск, части и подразделения соединения Уральской армии ПВО и ВВС, а также подразделения ФАПСИ. Кроме того, один из наших военных судов дислоцируется за границей, где обслуживает войска 201-й мотострелковой дивизии и пограничной группы Федеральной пограничной службы в Таджикистане. Спрашивается: каким образом единственный в УрФО военный суд, действуя с вышеперечисленными «силовиками» в рамках одной территории, может быть зависим от целого ряда командующих различных министерств и ведомств?
     Следует отметить, что все указанные войска и подразделения выполняют задачи государственной важности по обеспечению безопасности страны и граждан. Поэтому в них как нигде должен быть высокий уровень дисциплины, законности и правопорядка. Военные суды, будучи максимально приближенными к войскам, своей деятельностью способствуют этому, а их независимость гарантируется законом, который как раз и предлагается отменить.
     В качестве доказательства независимости окружного военного суда напомню, что нам в своей практике не раз доводилось отменять приказы главы МЧС, министра обороны России, командующих войсками Приволжско-Уральского военного округа и Уральского округа Внутренних войск. Сегодня у нас в производстве рассматриваются дела по достаточно высоким чинам «силовиков». В частности, на скамье подсудимых находится командир бригады. Расследуется уголовное дело, где в качестве обвиняемых проходят представители финансовых органов. Будь военный суд зависим от военного руководства, вряд ли существовали бы подобные прецеденты.
     Одним из самых абсурдных заявлений является заявление авторов проекта о том, что в подследственности и подсудности военных находятся дела в отношении лиц, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, таможенных органов, органов внутренних дел. Дела в отношении названных категорий лиц неподсудны военным судам по закону.
     Теперь по поводу так называемой необъективности судей. Не является тайной, что по результатам 2002 года только военными судами России было рассмотрено 114 тысяч жалоб и исковых заявлений военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления. Так вот, 97 процентов из этих жалоб и заявлений было удовлетворено в пользу заявителей и истцов, то есть военнослужащих! Что еще лучше конкретной цифры может сказать о независимости и объективности военного суда?
     Об этом же, кстати, 24 января текущего года на торжествах, посвященных 80-летию Верховного суда РФ, высказался Президент Российской Федерации, подчеркнув в своем выступлении, что «…надо и дальше добиваться, чтобы люди знали, понимали и верили в то, что суд сегодня – это центр защиты их прав и законных интересов. Это – центр поиска справедливости». И военные суды, невзирая на позицию, мнение и амбициозность отдельных руководителей с крупными звездами на погонах, стоят на защите интересов каждого военнослужащего.
     Следующий момент. «Реформаторы» предлагают передать находящиеся в производстве военных судов дела в руки местных следователей, прокуроров и судов. Это откровенная демонстрация незнания специфики деятельности военных судов. Пусть мои слова не воспримут как обиду гражданские коллеги, но сегодняшние мировые судьи – это, как правило, вчерашние юрисконсульты, преподаватели юридических колледжей и даже милиционеры. А армейская среда – это особое, не схожее с остальными поле деятельности. Его отличает изобилие приказов, директив, инструкций, распоряжений, наставлений и разъяснений, возведенных порой в ранг закона. Только служивый человек, имеющий за плечами не один десяток лет армейской службы и всесторонне познавший «историю данной проблемы» день за днем, год за годом, в состоянии разобраться в дебрях существующей законодательной базы и вынести по конкретному делу абсолютно правильное решение.
     А кто будет рассматривать уголовные, гражданские и административные дела за границей? В закрытых гарнизонах? Данная подсудность законодательно закреплена исключительно за военными судами, так как это связано с определенными секретами, наличием у военных судей специальных допусков. Но и там, куда доступ крайне ограничен, работа ничуть не легче.
     Одна из особенностей работы военных судей состоит в том, что в отличие от своих гражданских коллег мы в воспитательных целях активно используем открытые судебные процессы в частях в присутствии личного состава по наиболее актуальным делам. Причем такие процессы сопровождаются видеосъемкой с последующим показом в подразделениях, подготовкой приказов командования с объявлением приговоров об осуждении.
     А то, что в своем деле грамотности и профессионализма военным судьям не занимать, говорит такой факт. 21 января 2003 года в Москве на итоговом совещании перед председателями областных, краевых, республиканских судов, окружных и флотских военных судов выступил полномочный представитель Российской Федерации в Европейском суде по правам человека Павел Лаптев. Он отметил, что в поисках справедливости российские граждане, в том числе и военнослужащие, все чаще обращаются в Страсбургский суд. С недавнего времени европейская Фемида вместе с копиями судебных документов требует на изучение копии протоколов судебных заседаний. По словам Лаптева, Европа приятно удивлена мотивированностью вынесенных военными судами приговоров, полноте и всесторонности проведения ими судебного следствия, что объективно отражено в протоколах судебных заседаний. Тогда же председатель одного из областных судов признался, что на образцах приговоров и решений военных судов учит своих судей грамотности и правильности написания судебных документов.
     В ходе рабочих встреч свое удовлетворение работой военных судов не раз высказывали Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и председатель Военной коллегии Верховного суда РФ – заместитель председателя Верховного суда РФ генерал-полковник юстиции Николай Петухов и заместитель Председателя Государственной Думы по законодательству Елена Мизулина.
     И наконец, небольшая ремарка по поводу упомянутых в проекте федерального закона «Об изменениях…» судебных приставах. Пусть будет известно «реформаторам», что такой категории, как судебный пристав, в штате военных судов никогда не значилось. Это еще один штрих к вопросу о компетентности.
     Выходит, авторы законопроекта «стряпали» на скорую руку пакет изменений в вышеперечисленный перечень законов или выполняли чей-то политический заказ в уже начавшейся предвыборной гонке, пытаясь обеспечить себе высокий рейтинг. А о том, что сегодня именно военные прокуратуры, военные суды во взаимодействии с командованием ведут огромную работу по оздоровлению ситуации в войсках, они предпочитают умалчивать.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker