В 2006 году Российская Федерация и ее Военно-морской флот отметят знаменательную дату - 100-летие своих подводных сил. Их появление связано с Указом императора Николая II от 6 (19) 3.1906 г. о внесении изменений в классификацию судов военного флота, куда вошел разряд подводных лодок (пл). Первое соединение - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве (Лиепая). Бригада включала в себя 1-й и 2-й дивизионы (11 подводных лодок), плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».
Основоположник строительной механики Иван Григорьевич Бубнов с 1900 г. возглавлял комиссии по проектированию и строительству подводных лодок. Совместно с инженером-механиком флота И. Горюновым и лейтенантом М. Беклемишевым спроектировал и построил подводную лодку «Дельфин» (1904 г.). Затем были разработаны еще пять проектов подводных лодок: «Касатка», «Минога», «Акула», «Морж» и «Барс».
В первую мировую войну 1914-1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. В ходе ее подводными лодками было потоплено около 60 транспортов противника. А к концу войны подводные лодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.
В послевоенный период перед развивающейся республикой встала задача восстановления Военно-морского флота, и уже 8 ноября 1923 г. был создан «Научно-технический комитет морской» (НТКМ), на который возлагалось проведение научно-исследовательской и экспериментальной работы в области морской техники и изыскания методов и средств борьбы на море, восстановление и совершенствование сохранившихся кораблей и образцов вооружения. На основе выработанной комитетом методики разработки новых проектов подводных лодок было выполнено около 40 эскизных проектов подводных лодок водоизмещением от 1.100 до 3.000 тонн.
В СССР наибольшее развитие подводные силы флота получили в 30-е годы прошлого столетия. За период с 1930 по 1939 год для флота было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.
Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управление ими осуществлял командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью - подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.
В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 по 1954 год было построено 154 подводные лодки при плане 352, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 г. были построены 260 подводных лодок проектов 613, 611, 615А, началось активное строительство атомных подводных лодок.
Получив в 1958 г. в боевой состав флота первую советскую атомную подводную лодку проекта 627 «К-3» («Ленинский комсомол»), Военно-морской флот уже к 1961 г. имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и с учетом царской России свыше 1.000 дизельных подводных лодок.
С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами - носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ, обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно-стратегические и стратегические задачи. Оперативное объединение подводных лодок на океанском или морском ТВД обычно состоит из нескольких соединений (эскадр) подводных лодок и обеспечивающих их береговых и плавучих баз.
Во всех ведущих морских государствах велись и продолжаются серьезные научные исследования по определению облика национальных ВМС ХХI века. Приоритетным направлением в формировании боевого состава флотов наступившего века по-прежнему остается развитие подводных сил.
В частности, США вынуждены даже подкорректировать свои первоначальные прогнозы по численности подводных лодок и вместо 45-50 атомных многоцелевых подводных лодок считают необходимым содержать 55-68 лодок до 2015 года и 62-76 лодок до 2025 года. В этих целях предусматривается замена активных зон на 4-х ПЛА, предназначенных к списанию и продление сроков службы ПЛА типа «Los Angeles» до 33 лет. Обследование технического состояния ракетных подводных лодок выявило возможность продления срока их службы с 30 до 42 лет.
В обозримом будущем строительство и модернизация подводных лодок будут направлены на увеличение глубины погружения и скорости, уменьшение шумности и следности, совершенствование энергетических установок, оружия и электронного оборудования.
Глубина погружения современных подводных лодок достигает 400-600 м и более. Ее увеличение может быть достигнуто применением новых высокопрочных материалов и внедрением передовых технических решений, в частности, конструктивного оформления забортных отверстий и уплотнений.
Снижение шумности и следности подводных лодок идет по пути совершенствования формы и покрытия корпуса, технологии изготовления и эксплуатации механизмов и движителей.
Одной из основных тактических характеристик подводной лодки является ее скорость в подводном положении. Повышение скоростных качеств определяется эффективностью ее энергетической установки и гидродинамическими свойствами корпуса.
Развитие оружия подводных лодок наряду с типом энергетической установки определило их классификацию и боевые возможности.
Торпеда является традиционным оружием, сохраняет свое значение как эффективное средство поражения, и используется практически на всех проектах подводных лодок. Развитие торпедного оружия идет по линии повышения надежности, увеличения скорости, глубины и дальности хода, уменьшения массы и габаритов, совершенствования систем наведения.
Основное оружие ракетных подводных лодок стратегического назначения - морские баллистические ракеты. Их развитие должно обеспечить повышение точности и дальности стрельбы, совершенствование наведения и противодействия системам противоракетной обороны, повышение надежности и упрощение эксплуатации.
Баллистические ракеты морского базирования, в отличии от моноблочных наземных ракет, могут иметь разделяющиеся боеголовки. На подводной лодке на одну ракетную шахту по статистике приходится около 10 человек, а при наземном базировании - в 15-20 раз больше.
Основу морских стратегических ядерных сил России в настоящее время составляет группировка ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 667 и 941. Именно эти корабли обеспечили возможность паритетных соглашений с США в рамках программ ограничения стратегических вооружений. С каждым новым проектом непрерывно снижались относительные величины водоизмещения и стоимость постройки на тонну стартовой массы ракеты и на один боевой блок.
Им на смену планируются более совершенные подводные лодки IV поколения. В настоящее время строится головной корабль - «Юрий Долгорукий», который по сравнению с подводными лодками II и III поколений имеет существенно лучшие гидродинамические характеристики и акустические параметры.
Применение всего комплекса баллистических ракет даже одна такая подводная лодка способна нанести противнику значительный урон, ощутимо подорвать военно-промышленный потенциал, ослабить его возможности к продолжению вооруженной борьбы, то есть добиться стратегических результатов.
Характер боевых действий ракетных подводных лодок стратегического назначения в значительной степени определяется характером начального периода войны. При безъядерном варианте начала военных действий эти подводные лодки, сохраняя готовность к нанесению ядерного удара, не будут вступать в противоборство с морским противником и до применения своего ядерного оружия будут стремиться к максимальному сохранению скрытности.
Для сохранения скрытности имеется обширный арсенал средств и возможностей, начиная с применения малошумных ходов и смены районов патрулирования, кончая разного рода демонстрационными действиями, отвлечением противника обеспечивающими силами, созданием ложных районов, маршрутов патрулирования и другими мероприятиями. Эта же тактика сохранится и с ограниченным применением тактического ядерного оружия. В это время носители стратегического ядерного оружия будут всячески стремиться сохранить свою боеспособность, а силы охранения - обеспечить их боевую устойчивость.
Состав и планы развития группировки ракетных подводных лодок стратегического назначения определены указом президента Российской Федерации, решением Совета безопасности и постановлением Правительства России. С учетом тенденций договорного процесса по стратегическим вооружениям доля ВМФ в общем составе стратегических наступательных вооружений России может превысить 50 процентов. Этому компоненту Военно-морского флота в стратегической ракетно-ядерной триаде страны принадлежит высший приоритет. Руководством государства, Министерства обороны и командованием ВМФ постоянно уделяется неослабное внимание проблемам его строительства и развития. Совместно с промышленностью нами выработаны единые, согласованные подходы к реализации выработанных решений по срокам, объемам и стоимости работ на период до 2010 года.
Несмотря на наличие ряда проблем, намеченная программа развития морских стратегических сил выполнима. Мы надеемся, что в тесном взаимодействии с промышленностью нам удастся большинство из этих проблем либо решить полностью, либо максимально нивелировать их влияние на достижение итоговых показателей развития группировки морских стратегических ядерных сил на уровне 2016 года, что позволит успешно решать задачу ядерного сдерживания любой агрессии против Российской Федерации.
В составе ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе - подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений. Развитие этого оружия идет по пути дальнейшего увеличения дальности стрельбы ракет, возрастания их возможностей по преодолению систем противовоздушной обороны и поражению заданных целей.
В настоящее время происходит замена выслуживших установленные сроки многоцелевых подводных лодок и ввод в состав флота новых многоцелевых атомных и дизельных подводных лодок. Они будут оснащены современными высокоэффективными видами оружия для действия по надводным и подводным целям, а также береговым объектам (в том числе в неядерном снаряжении) в зависимости от поставленных задач.
Основу группировки многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ составляют подводные лодки III поколения. Наряду с торпедами и ракетоторпедами все они могут являться носителями крылатых ракет.
Многоцелевые атомные подводные лодки ВМФ III поколения, по сравнению с атомными подводными лодками типа «Los Angeles», обладают лучшими основными характеристиками, такими как ударный потенциал, глубина погружения, скорость подводного хода и маневренность. Главным достижением, реализованном в III поколении многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ, является высокая акустическая скрытность. Впервые атомные подводные лодки России и США имеют равные шансы на успех в дуэльной ситуации.
Высокие боевые качества наших подводных лодок позволили им эффективно нести боевую службу, успешно преодолевать противолодочные рубежи и осуществлять длительное слежение за иностранными ПЛ типа «Оhio». Многоцелевые атомные подводные лодки ВМФ III поколения воплотили в себе самые современные достижения науки, техники и технологии, этим проектом был открыт новый этап отечественного подводного кораблестроения.
Мы уже приступили к созданию новейших многоцелевых атомных подводных лодок IV поколения, строится головной корабль - «Северодвинск». Эти подводные лодки, предназначены для действий в океанской зоне совместно с существующими и строящимися атомными подводными лодками III поколения.
Первоначально, в рамках IV поколения, для морских сил общего назначения разрабатывались три специализированных проекта многоцелевых атомных подводных лодок различного назначения:
- для решения противолодочных задач;
- для борьбы с авианосными соединениями;
- для уничтожения надводных кораблей и транспортных судов.
Новые геополитические реалии и экономические факторы заставили отказаться от многотипности и узкой специализации. Был выбран единственный проект - универсальная многоцелевая атомная подводная лодка, обеспечивающая возможности решения противолодочных и противоавианосных задач, способная наносить удары по конвоям и береговым целям крылатыми ракетами большой дальности. В перспективе эти подводные лодки, вооруженные высокоточным оружием, могут играть роль сил стратегического неядерного сдерживания. Их скрытность оценивается весьма высоко, на уровне, не уступающем новейшим подводным лодкам США типов «Seawolf»и «Virginia». Такие подводные лодки в будущем составят ядро нового ВМФ России.
В состав подводных сил ВМФ входят также дизельные подводные лодки. Большую их часть составляют подводные лодки проекта 877. Они отличаются повышенной акустической скрытностью.
В настоящее время в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях строится головная дизельная подводная лодка нового проекта. Эти корабли предназначены для действий в морской зоне. При их проектировании был внедрен ряд новых технических решений по компоновке механизмов и оборудования, гидроакустические и радиотехнические комплексы и средства нового поколения, интегрированные в автоматизированную систему боевого управления, более эффективные энергетические установки. В итоге, по сравнению с проектом 877, будут достигнуты значительно большие боевые возможности.
В ХХI веке совершенствование подводных лодок будет обеспечиваться за счет внедрения новых передовых технологий, разработанных на основе научных достижений, известных, в большинстве своем, уже сегодня. Именно существующий научный потенциал будет, в основном, определять состав и состояние перспективных подводных сил. Главным принципом в их строительстве и развитии должен стать обоснованный прагматизм. Это должно привести к созданию универсальных кораблей и обеспечиваться увеличением сменности боезапаса и расширением его номенклатуры. Значительная часть необходимых для этого технических решений уже реализуется в строящихся в настоящее время атомных подводных лодках IV поколения.
Для успешного решения поставленных задач подводная лодка должна по данным разведки или своими средствами обнаружить противника, определить его местоположение, согласовать свои действия по месту и времени с другими силами, преодолеть противодействие и занять позицию стрельбы, выполнить залп в пределах досягаемости оружия, уклониться от противника и восстановить свою боеспособность для решения последующих задач.
Все это требует точных расчетов на базе добывания, обработки и отображения больших массивов внутренней и внешней информации. И обеспечивается радиоэлектронными средствами подводных лодок.
В настоящее время совершенствование гидроакустических средств идет по линии изучения и более полного использования особенностей гидрологических режимов морей и океанов, увеличения мощности излучателей и повышения чувствительности приемников, повышения скрытности активных гидроакустических средств, совершенствования процессов обработки гидроакустической информации, а также создания широкой номенклатуры средств гидроакустического противодействия.
Навигационная аппаратура подводных лодок совершенствуется в направлении повышения точности счисления пути и определения своего места в море, что является основой для успешного боевого маневрирования и применения оружия.
Средства радиосвязи обеспечивают доведение приказов и другой информации до подводных лодок в любых условиях обстановки, в том числе в подводном положении. С этой целью созданы уникальные системы глобальной радиосвязи в сверхдлинноволновом и сверхнизкочастотном диапазонах, широко используются другие системы дальней, в том числе спутниковой связи, разработаны специальные средств связи с высокой скрытностью использования.
Широкое внедрение радиоэлектроники неизбежно ведет к необходимости комплексной автоматизации процессов управления механизмами и оружием подводных лодок на базе совершенствования имеющихся и установки новых электронно-вычислительных машин. Их развитие происходит в рамках боевых информационно-управляющих систем.
В течение ХХI века сфера морских боев и сражений все больше и больше будет перемещаться в глубины морей и океанов, а главной силой ВМФ России и военно-морских сил ведущих морских держав по-прежнему будут являться атомные подводные лодки, оснащенные высокоэффективным оружием, способные действовать во всех районах Мирового океана и обеспечивать решение задач морской деятельности государства.
Россия обладает мощным научным и проектно-конструкторским потенциалом, многолетним опытом проектирования, строительства и эксплуатации подводных лодок, квалифицированным личным составом подводного флота. У нас есть все возможности и впредь оставаться одним из лучших подводных флотов мира.