на главную страницу

19 Марта 2003 года

Армия и общество

Среда

Корабли должны ходить в море

Капитан 2 ранга Алексей КОМАРОВ.



     Имя Святого Георгия Победоносца большому десантному кораблю, которым я имею честь командовать, перешло в наследство от его героических предшественников. Это уже седьмой корабль с этим именем на борту в трехсотлетней истории Российского Военно-морского флота. Дважды экипаж БДК завоевывал Почетный кубок губернатора Мурманской области «Лучшему надводному кораблю Северного флота», семь раз объявлялся лучшим кораблем соединения десантных кораблей по видам боевой подготовки. В активе экипажа - дальний морской поход к берегам Западной Африки, деловой визит в порт Роттердам, участие в многочисленных учениях Северного флота, перевозка грузов, последняя из которых была на архипелаг Новая Земля.
     И то, что простому «номерному» БДК присвоили имя «Георгий Победоносец», святого покровителя столицы нашей Родины, не случайно. Пять лет назад командование корабля и руководство департамента государственного и муниципального имущества правительства Москвы подписали договор о дружбе и шефских связях. И с тех пор североморцы постоянно ощущают заботу москвичей, которые прилагают немало усилий к тому, чтобы мы, их подшефные, могли поддерживать боеготовность корабля. К примеру, только в прошлом году в День ВМФ заместитель руководителя департамента государственного и муниципального имущества Москвы Владимир Белов, замечательный человек, бывший военный, «афганец», подарил экипажу от имени шефов телевизор, видеомагнитофон, приставку «караоке», различные канцелярские принадлежности.
     Для нас же, североморцев, имя «Георгий Победоносец» на борту корабля - это не только великая честь и доверие. Когда на «десантник» приезжают чуть ли не первые люди государства, то офицеры и мичманы, которых, вероятно, еще лет пять-шесть назад в душе точил червь сомнения: мол, а вообще нужны ли мы кому-нибудь, наша служба здесь в Заполярье? - совсем по-другому воспринимают даже свой флотский статус. «Да, мы нужны, - говорят. - И не такие уж мы «мелкие сошки» в глазах власть имущих».
     Раньше задумывался: «Зачем шефам это самим нужно?» Честно говоря, первое впечатление было, что в Заполярье, как в заповедник, приезжают на нас посмотреть, Крайний Север. Но люди-то серьезные, высокие государственные мужи, которые, я убежден, искренне верят в необходимость оказания шефской помощи и заботы о служивых. Как всегда, в принципе и было на Руси. Они видят, что флот действительно есть, корабли ходят в море. Но проблемы есть, и их нужно решать.
     Порой у шефов, особенно которые едут к нам на флот в первый раз, возникает вопрос: «Что же морякам везти в подарок?» Вроде бы военные, у них же все должно быть. А когда узнают, что у нас проблемы, к примеру, с поставкой элементарных лампочек, у них как бы по-новому глаза открываются.
     Конечно, не могу пожаловаться на обеспечение корабля, когда уходим на две-три недели в море. Не было такого, чтобы перед походом нам не дали того, что необходимо. По минимуму, конечно.
     Поэтому хотелось бы «взять» от шефов несколько больше, чем только моральная и материальная помощь экипажу. Скажем, как ни крамольно покажется, попробовать перевести шефство в русло оказания помощи в поддержании технической готовности и как следствие - боеготовности корабля.
     «Георгию Победоносцу» в этом году исполнится 19 лет с момента ввода в боевой состав ВМФ. Для кораблей такого проекта это достаточно зрелый возраст. Соизмеряя с человеческой жизнью, - примерно 55 - 60 лет. Образно говоря, пора либо выходить на пенсию, либо становиться в ремонт. А в последний раз средний ремонт корабль проходил в 1993 году. И у нас уже вышло два межремонтных срока: раз в пять лет по руководящим документам положено проводить средний ремонт. Правда, сейчас классификацию изменили и называют все это поддерживающим ремонтом. Но и в этом случае у нас уже все мыслимые сроки вышли. Есть ли в душе тревога за техническую судьбу, будущее корабля? Конечно, мы не утонем, так как прошли доковый (корпусной) ремонт. Ходить будем, но в категории хождения на «честном слове». Проблема здесь - нет запчастей или же обеспечение ими сведено до минимума. При этом обстановка на «Георгии Победоносце» по технической готовности лучше, чем на других кораблях бригады: они еще старше нас, однако и им тоже ничего ни дают.
     Помощь шефов в такой ситуации была бы как нельзя кстати. На примере «Георгия Победоносца» могу сказать, что большие финансовые вложения в корабль, около 100 тысяч рублей, москвичи сделали в 1998 году. Тогда благодаря первому заместителю мэра Москвы Олегу Толкачеву и Владимиру Белову они нас очень поддержали. Мы смогли покрасить большую часть корабельных помещений, улучшили быт моряков и произвели ремонт корабельных систем, которые постоянно функционируют и соответственно чаще «летят».
     Разумеется, мы не надеемся только на шефские капитальные вложения. У москвичей и так много подшефных кораблей, частей на Северном флоте и в Заполярье: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», атомная подводная лодка «Даниил Московский», наш большой десантный корабль, мотострелковая бригада ЛВО. Когда произошла трагедия «Курска», знаю, что Москва, ее жители также не остались безучастными к судьбам семей погибших подводников.
     И все-таки вопрос, связанный с оказанием посильной шефской помощи в плане поддержания технической готовности корабля, на мой взгляд, может иметь место. Согласен, что это не в компетенции командира корабля. В настоящий момент, я считаю, вопрос оказания посильной технической помощи должен быть актуальным в масштабе государства. Раз мы пока не строим новые корабли, нужно поддерживать и беречь старые. А если корабль на ходу, значит, он выйдет в море и выполнит поставленную задачу. К тому же когда стоим у стенки, то экипаж просто не видит конечной цели своего обучения, теряется смысл всей нашей службы.
     Корабли должны ходить в море, а не ржаветь у причалов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker