Перейти на главную страницу

26 Марта 2003 года

Новости

Среда




В Ираке запахло Вьетнамом

    «Оговорку» в психологической войне против Ирака американцы сделали чуть ли не на следующий день после нападения. Президент Буш в своем очередном обращении к нации сказал, что начатая военная кампания - это далеко не прогулка и что она потребует самоотверженных действий армии, равно как и напряжения страны в целом. Разницу в боевом настрое все, разумеется, почувствовали сразу. Столкнувшись с ожесточенным сопротивлением, а не с массовыми плясками во славу «освободителей», политическое руководство Соединенных Штатов мгновенно сняло с употребления тезис о быстром разоружении режима Саддама Хусейна. В общем, на испуг Ирак не взяли.
    Пустыня, конечно же, не джунгли. На открытых пространствах преимущество бронированной техники и авиации очевиднее. В то же время менее эффективны партизанские действия. Поэтому трудно предположить, что в Месопотамии американцы завязнут так же, как в Индокитае. Да и соотношение сил слишком уж разительное. И тем не менее современная, мощная американо-британская военная машина буксует на глазах всей мировой публики. Горят танки и бронемашины, падают вертолеты и самолеты, гибнут и попадают в плен военнослужащие. Соответственно появляются первые признаки разочарования среди тех, кто «целиком и полностью» поддержал военную интервенцию. А у кого-то соответственно возникает желание поискать на стороне виновников неудачи.
    Обвинение России в том, что она якобы поставила Ираку приборы ночного видения, чем и затруднила реализацию блицкрига, наверное, в этой увязке и следует искать. Тем более что на такого рода обвинения американцы горазды. Ответов высших должностных лиц России ждать не пришлось. Президент Путин в ходе телефонного разговора с президентом Бушем «инициативно затронул эту тему», о чем сообщил агентству ИТАР-ТАСС пресс-секретарь главы Российского государства Алексей Громов. Владимир Путин, по его словам, напомнил, что российская сторона, внимательно относясь к подобного рода озабоченностям, неоднократно предоставляла информацию об отсутствии таких поставок. Президент РФ также отметил, что речь идет «о бездоказательных и публичных утверждениях, способных лишь нанести ущерб отношениям между двумя странами». Более того, по словам Громова, «американской стороне были адресованы встречные вопросы по аналогичным проблемам, ответы на которые до настоящего времени не получены».
    Отвергнуто и обвинение в адрес российской фирмы «Авиаконверсия» о поставках Ираку передатчиков активных помех для подавления спутниковых приемников. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал это попыткой переложить проблему «с больной головы на здоровую». «Насколько мне известно, никаких материальных доказательств о поставках Россией такой техники нет и не сомневаюсь, что их не будет», - заявил спикер. Он отверг предположение о том, что российская фирма поставляла специальную технику в обход санкций ООН. По его мнению, развитие военной операции, которая пошла «не по запланированному сценарию», может объясняться, в частности, тем, что в Ираке, находившемся долгое время в изоляции, произошла консолидация внутри нации и иракские вооруженные силы оказывают сопротивление коалиции.
    Между тем, как стало известно, Джордж Буш запросил у конгресса 74,7 млрд. долларов на войну с Ираком. Вопрос о дополнительных ассигнованиях глава американской администрации обсудил в понедельник с лидерами конгресса. Из указанной суммы 62,6 млрд. долларов предполагается выделить министерству обороны США на проведение военной операции в Ираке. Смета составлена из расчета, что кампания продлится не более 30 дней.
    Отдельной строкой в запросе фигурируют 7,8 млрд. долларов на оказание помощи Афганистану, Израилю и другим американским союзникам, а также на усиление мер безопасности в американских посольствах за рубежом. 1,7 млрд. долларов предполагается выделить на восстановление Ирака и еще 543 млн. долларов - на оказание гуманитарной помощи иракскому населению. Еще 4,2 млрд. долларов пойдут на усиление мер безопасности в США.
 ||  Вадим МАРКУШИН.



Асимметричный ответ иракского народа

    «Иракский крестьянин сбил из ружья вертолет американских ВВС «Апачи» под Кербелой (90 км к югу от Багдада)». Эту новость распространили буквально все ведущие информационные агентства планеты. Столь пристальное внимание очередной боевой потере американо-британских войск не случайно. Дело в том, что повредить хорошо бронированный летательный аппарат, этакий «летающий танк», можно, но очень сложно, а из стрелкового оружия практически не реально. Тем не менее пуля-дура смогла «нащупать» в вертолете именно ту изюминку, которая и повлияла на его судьбу.
    Телевидение Ирака показало и двух взятых в плен пилотов того самого вертолета, при этом было заявлено о том, что при атаке 32 машин сбито было две из них, просто один вертолет приземлился на территории, уже захваченной союзническими войсками. Такая же информация прошла и в «Нью-Йорк таймс», причем указывалось и то, что вернувшиеся на базу машины были в результате боя сильно повреждены. Центральное командование ВС США подтвердило потерю только одного вертолета, заявив, что, скорее всего, это была вынужденная посадка вследствие каких-либо технических неисправностей. Между тем гибель вертолета - еще один большой плюс в копилку «иракской составляющей» информационной войны против союзников и очень маленький минус применительно к силам и средствам врагов Саддама.
    К слову сказать, по многим тактико-техническим характеристикам АН-64 «Апачи» считается в Пентагоне лучшим на сегодня ударным вертолетом. Даже несмотря на то, что за ними в последнее время закрепилась не совсем хорошая слава: дескать, ломаются часто и много требуют внимания к себе на земле и в воздухе. Вертолет разрабатывался для ударов по переднему краю противника. После доработок стал основным средством для борьбы с танками и БТР. Вооружен 30-миллиметровой автоматической пушкой (625 выстрелов в минуту, боезапас - 1.200 снарядов). На четырех пилонах может нести до 16 ПТУРС типа «Хеллфайер» или 76 НУРС для поражения других наземных целей. Максимальная скорость - 365 км/ч, дальность - 482 км (с подвесными баками - более 1 тысячи км). Спецоборудование позволяет наносить удары в любую погоду днем и ночью. Кроме вооруженных сил США (807 вертолетов), АН-64 имеют Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12), ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт. Вертолеты «Апачи» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 году и во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году, когда было задействовано 228 вертолетов АН-64, и в Югославии, где их изрядно потрепали сербские летчики.
    Очередная боевая потеря, а с каждым днем войны в Ираке их в американо-британских войсках становится все больше, говорит о многом. В частности, заместитель командира 101-й воздушно-штурмовой дивизии США бригадный генерал Бенджамин Фрикли вынужден был признать, что на подступах к Багдаду Саддам Хусейн «ведет асимметричную войну» против американских войск. По его словам, бои в районе Кербелы показывают, что Ирак применяет новую тактику и использует обычное стрелковое оружие против американской высокотехнологичной. «Это не бой танка против танка», - сообщил бригадный генерал, когда иракские солдаты обстреливали американские вертолеты с крыш зданий, применяя ручные гранатометы и автоматы. Судя по всему, столкнувшись с таким «непредвиденным противодействием», Пентагону теперь придется пересматривать свою тактику и вызывать авиацию для дополнительной поддержки вертолетов «точечными» бомбардировками иракских позиций с воздуха.
 ||  Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



«Балдинская коллекция»: где ей быть?

    Спор вокруг судьбы коллекции рисунков и картин, вывезенных после Великой Отечественной капитаном Советской Армии Виктором Балдиным из Германии, временно разрешен – Генеральная прокуратура внесла в него свое веское слово. Однако дебаты продолжаются, и, кто знает, может, в самое ближайшее время наши музеи лишатся этой прекрасной коллекции шедевров мирового значения (Тициана, Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Делакруа, Буше, Коро, Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и др.), стоимость которой совокупно, по разным оценкам, составляет от 30 миллионов до полутора миллиардов долларов.
    
- Через пролом я увидел груду одинаковых паспарту: по ним ходили, их разглядывали. Поднял несколько рисунков – золотым тиснением на них значились имена… Тициана, Рубенса, Дюрера… - так описывал те далекие события Виктор Балдин. - Я быстро понял их уникальную ценность и доложил командованию своей инженерно-саперной бригады, располагавшейся рядом с замком графа Кенигсмарка у города Кирица. Но там было не до рисунков – войсковая часть отправлялась на Родину.
    В страшной спешке ночью офицер вырезал рисунки, складывая их в огромный трофейный немецкий чемодан. А по дороге ему пришлось для спасения коллекции выменивать и покупать у солдат рисунки из подвала того же графского замка. К примеру, за голову Христа кисти Дюрера он отдал новые хромовые сапоги. Три года Виктор Балдин хранил чемодан под кроватью в своей комнатке в Загорске, где работал реставратором, и только в 1948 году передал свой багаж - 362 рисунка и 2 картины (Дюрера и Гойи) в дар Государственному музею архитектуры. В 63-м сам стал директором этого музея, проработав там 25 лет. С начала семидесятых Виктор Балдин пытался возвратить коллекцию в Бремен. Писал лично Брежневу, Лигачеву, Горбачеву. В 1990-м ему предложили рассказать эту историю по телевидению, тогда же «Правда» и напечатала статью о судьбе «бременской коллекции», которую с тех пор стали называть еще и «балдинской».
    В 1991 году коллекция была передана из Музея Щусева на баланс Минкультуры СССР. Через два месяца рисунки были направлены на временное хранение в Эрмитаж, где состоялся их показ в рамках выставки «Западноевропейский рисунок XVI-XX веков из собраний Кунстхалле в Бремене». Государственная комиссия неоднократно рассматривала вопрос о передаче коллекции и в 1994 году постановила «считать возможным возвращение балдинской части коллекции бременского Кунстхалле правительству ФРГ как незаконно вывезенной с территории Германии». Но Госдума объявила мораторий на принятие любых решений, касающихся перемещенных ценностей. Потом долго принимали закон об этих ценностях. На принятый Думой вариант накладывали вето сначала президент Борис Ельцин, затем и Владимир Путин.
    - Учитывая важность данного вопроса для Российской Федерации и в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре…», предлагаю… принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства с целью недопущения незаконного распоряжения собственностью РФ, - пишет в своем докладе первый заместитель генпрокурора Юрий Бирюков. - Российская Федерация приобрела право собственности на указанные произведения в силу приобретательской давности на основании статьи 225 ГК РФ… Право собственности Художественного сообщества города Бремена документально, как того требует закон, не подтверждено. Представленные немецкой стороной документы свидетельствуют о том, что коллекция экспонировалась в бременском Кунстхалле.
    Однако, помимо юридических перипетий, дело это имеет еще одну сторону. Моральную. Бывший вице-премьер, а сейчас полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко высказалась против передачи Германии «балдинской коллекции», заявив, что «это эмоциональный и чувствительный вопрос - наша страна понесла огромные потери и разрушения в войну, из нее вывезли огромное количество культурных ценностей». Комментируя высказывания ряда видных деятелей, оценивших действия Балдина в 1945 году как «безнравственные», она также пояснила, что «безнравственным было разрушение Петродворца, похищение Янтарной комнаты, блокада Ленинграда, а также тысячи разрушенных городов и колоссальные жертвы среди населения нашей страны». Полпред допускает передачу Россией Германии культурных ценностей в обмен на аналогичные действия, но при этом подчеркивает, что «мы имеем право и можем ставить условия по возврату наших ценностей, так как именно мы заплатили за ту войну наибольшую цену».
    Проблематика «трофейного искусства» должна рассматриваться в широком контексте германо-российских отношений – такова принципиальная позиция как немецкой, так и российской сторон. Германия не признает российский «Закон о перемещенных культурных ценностях», считая его противоречащим международным правовым нормам, но полностью признает свой моральный долг перед российской культурой, это факт. Проблемных вопросов в процессе «компенсации» национальным культурам обеих государств их потерь будет еще много. Однако на сей счет показательна и интересна международная практика: в настоящее время греки настаивают на том, чтобы англичане вернули им мраморы Парфенона, которые с начала XIX века (!) хранятся в Британском музее. Издатель Майкл Дейли заметил, что притязания Греции являются проявлением «эгоистического национализма», ведь Британский музей посещают сотни тысяч туристов со всего мира…
    Следствием этой передачи стал бы передел во всем музейном мире, это общепризнанный прогноз. Ведь практически все крупные музеи, возникшие из королевских и аристократических коллекций и лишь в XIX и XX веках ставшие публичными и государственными, формировались не всегда законно. Английский колониализм, наполеоновские войны, американский капитал и так далее... Итальянцы начнут требовать у французов «Мону Лизу», а египтяне - писца Каи, далее станут шуметь иранцы, марокканцы и т.д. Если это произойдет, то больших музеев не станет, а любителю искусства придется путешествовать по миру или, скорее всего, листать альбомы. Кстати, совсем недавно крупнейшие музеи мира подписали пакт о неделимости коллекций и требуют теперь разработки договора о государственном иммунитете.
    Что касается «балдинской коллекции», то депутат Госдумы Николай Губенко предложил, например, сделать это на основе равноценного обмена, разрешенного законодательством. В качестве «бартера» определены восстановительные работы в новгородском музее-заповеднике и его филиалах, разрушенных во время войны и нуждающихся в технико-финансовом обеспечении, несколько творений из коллекции, а также проведение или обеспечение каких-либо восстановительных работ. Но только после реальной оценки отдаваемого и получаемого взамен.
    Реституционные отношения между Россией и Германией составляют особую статью. Минкультуры РФ представило электронный каталог ценностей, пропавших в ходе Великой Отечественной войны, и сегодня списки похищенных нацистами картин, скульптур, книг, архивов и других музейных экспонатов будут доступны каждому пользователю Интернета. Вопрос состоит в том, насколько готова и способна Германия отвечать на жест доброй воли России, ведь многие из похищенных ценностей находятся в частных коллекциях.
    Возвращение культурных ценностей - обоюдная обязанность Германии и России – таково совокупное мнение ряда известных деятелей культуры. Кроме того, рассматривать такого рода отношения с Федеративной Республикой Германия следует не только исходя из политических выгод и соображений, но и четко помня историю своего народа, историю российской культуры.
 ||  Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ,«Красная звезда».


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker