на главную страницу

27 Марта 2003 года

В армии союзной Белоруссии

Четверг

Структуры тыла меняют облик

Валерий КОВАЛЕВ, «Красная звезда».



27 марта в белорусской армии впервые отметят День тыла вооруженных сил. Этот профессиональный праздник установлен приказом министра обороны республики как признание заслуг тех, кто решает непростые задачи обеспечения войск материальными ресурсами, необходимыми для организации боевой учебы, службы, быта военнослужащих. В канун события корреспондент «Красной звезды» встретился с заместителем министра обороны по тылу – начальником тыла ВС РБ генерал-майором Иваном ЧИКАЛОМ.

– Иван Дмитриевич, свой профессиональный праздник вы и ваши подчиненные встречаете, образно говоря, на марше. белорусская армия находится на завершающем этапе реформирования. Серьезные преобразования осуществляются и в ее тыловых службах. В чем суть этих преобразований?

     - Да, проводимая ныне в наших вооруженных силах реформа в полной мере касается и армейского тыла. Главные усилия направлены на совершенствование системы управления, организационно-штатной структуры тыла, оптимизации численности и дислокации тыловых частей и организаций и, самое главное, на совершенствование системы материального обеспечения войск.
     Преобразования начались в конце 2001 года, когда начальнику тыла были подчинены департамент Железнодорожных войск и весь строительно-эксплуатационный комплекс. В структуре тыла появилось и вновь созданное Главное управление строительства и эксплуатации (ГУСЭ), в которое вошли прежде самостоятельные строительное управление, управление капитального строительства и квартирно-эксплуатационное управление. Существовавшая прежде должность заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск была упразднена, а его штаб расформирован. Преобразования в строительно-эксплуатационном комплексе, переведенном «под крыло» тыла, будут продолжены. Мы намерены акционировать все военно-строительные организации, УНР, стройпредприятия с тем, чтобы они могли самостоятельно зарабатывать средства «на жизнь», а впоследствии вообще вывести их за рамки вооруженных сил. В перспективе ставится задача полностью снять с армии все функции по строительству и содержанию жилищно-коммунального хозяйства. ГУСЭ тыла будет заключать договоры с подрядчиками, а они возьмут на себя заботы по строительству объектов военной инфраструктуры, жилья и обслуживанию ЖКХ. Разумеется, произойдет это не сразу. На столь кардинальные преобразования потребуется время, а главное, деньги. Без них подрядчика не наймешь. Но в конечном итоге мы, я уверен, к этому придем.
     В целях совершенствования системы управления все прежние службы преобразованы в управления (вещевое, продовольственное, горюче-смазочных материалов и др.). Ряд структурных подразделений укрупнили путем объединения. В частности, на базе службы военных сообщений и автодорожной службы создали военно-транспортное управление. Оно отвечает за планирование и организацию подвоза материальных ресурсов, прикрытие и техническое обеспечение железных дорог, автомобильных коммуникаций. Для этого управлению подчинены автомобильные части, части Железнодорожных войск, комендатуры ВОСО, дорожно-мостовые и комендантские части и подразделения.
     Ведется работа по оптимизации оргштатной структуры тыловых частей и организаций. Мы значительно сократили количество складов и баз и соответственно численность военнослужащих, рабочих и служащих, занятых на них. К примеру, из семи продовольственных складов центрального подчинения осталось лишь три. Меньше стало вещевых складов, баз и складов ГСМ. Мы пошли по пути создания мощных тыловых баз, обеспечивающих продовольствием, горючим, вещевым имуществом войска Западного и Северо-Западного оперативных командований. Каждая из них отвечает за своевременную и полную подачу всего необходимого на своих операционных направлениях. В свою очередь при крупных соединениях и гарнизонах созданы центры тылового обеспечения, на которые возложены задачи по снабжению материальными ресурсами всех близлежащих частей независимо от их подчиненности. Это позволило существенно улучшить систему тылового обеспечения войск, сделать ее более стройной, компактной, лучше управляемой и, что немаловажно, значительно менее затратной.

     - В числе основных направлений реформирования тыла вооруженных сил вы назвали совершенствование системы материального обеспечения войск...

     – Мы хотим сделать ее более эффективной и экономичной. Прежде всего за счет использования местной экономической базы в районах дислокации войск. В частности, сейчас проводим эксперимент по отработке новой системы продовольственного обеспечения по двум сценариям. Первый заключается в том, что командиру части выделяются необходимые денежные средства и предоставляется право организовать питание личного состава, включая закупку продовольствия и приготовление пищи с использованием местных поставщиков и структур общественного питания различных форм собственности. Такая система, к слову, эффективно действует в армиях некоторых европейских государств. В этом случае командир избавлен от подвоза и хранения продуктов, содержания солдатской столовой и поваров. Он лишь заключает договоры с поставщиками, предприятиями общепита и контролирует качество питания военнослужащих.
     По второму сценарию командиру выделяются средства только на закупку продовольствия у поставщиков в районе дислокации части, а приготовление пищи в солдатской столовой, ее содержание, работа поваров остаются в компетенции специалистов тыла. В чем тут выгода? Командиру не нужно обременять себя заботами о подвозе и хранении продовольствия. С тем, какому из этих вариантов отдать предпочтение, определимся по завершении эксперимента. Но, согласитесь, это очень заманчиво – полностью снять с командиров повседневные заботы об организации питания личного состава.
     Планируем также провести эксперимент по обеспечению воинских частей горюче-смазочными материалами путем заключения договоров с местными гражданскими поставщиками. Предварительные расчеты показывают, что в этом случае значительно сокращается плечо подвоза и, как результат, - экономия все того же топлива... Но, повторюсь, окончательные выводы о переходе на ту или иную систему обеспечения будут сделаны только после тщательного и всестороннего анализа результатов этих экспериментов.

     - Сохранились ли в белорусской армии подсобные хозяйства при воинских частях?

     - Да, они по-прежнему существуют. Но министр обороны поставил задачу оставить только те из них, которые рентабельны. В прошлом году мы провели анализ финансово-экономической деятельности подсобных хозяйств. Оказалось, что в ряде частей затраты на их содержание превышают реальную отдачу, полученную за счет продукции, поступающей на довольствие военнослужащих. В результате 38 убыточных подсобных хозяйств были ликвидированы. В нынешнем году эта участь постигла еще 21 хозяйство. Зато те, что остались, рентабельны, производимые в них мясо, молоко, яйца, овощи позволяют экономить значительные средства на закупках продовольствия. Кстати, в наших подсобных хозяйствах больше не используется труд военнослужащих, теперь там работают исключительно вольнонаемные. И это, как правило, специалисты своего дела.

     – Недавно газета министерства обороны «Во славу Родины» сообщила, что вскоре в белорусской армии будут введены новые нормы питания...

     - Верно. Сейчас эти нормы проходят согласование в правительстве республики. В соответствии с ними будет значительно увеличен и улучшен ассортимент продуктов, входящих в солдатский паек. Предлагается ввести в рацион военнослужащих сосиски, колбасу, сметану, творог, сгущенное молоко, минеральную и фруктовую воду, кофейный напиток... Ранее были разработаны и введены в действие новые, улучшенные пайки для мобильных и специальных войск. Забота о качественном и калорийном питании личного состава и впредь будет одной из важнейших наших задач.

     – У входа в штаб тыла вооруженных сил я увидел на посту солдата в шинели и кирзовых сапогах советского образца...

     – Можете не продолжать, вопрос ясен. Да, некоторая часть наших солдат и сержантов носит шинели и сапоги, доставшиеся в наследство от Советской армии. Ничего страшного в этом не вижу, люди ведь не раздеты. У нас все еще имеются на складах запасы старого обмундирования. Было бы просто не по-хозяйски в нынешних экономических условиях отправить их в утиль или сгноить на складах «НЗ». Пока носятся старые шинели и сапоги, мы накапливаем запасы нового обмундирования. Через год-полтора запасы закончатся, и весь личный состав будет одет в новую форму одежды.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker