на главную страницу

28 Марта 2003 года

Тема номера

Пятница

Военную безопасность
государства гарантируем

На вопросы «Красной звезды»
отвечает министр обороны Российской Федерации
Сергей Иванов



     - Сергей Борисович, исполнилось два года вашего пребывания на посту министра обороны Российской Федерации. Как вы оцениваете результаты деятельности Министерства обороны по строительству и развитию Вооруженных Сил за прошедший период?
     
- Как вы помните, почти четыре года назад, 30 июля 1998 года, Президент Российской Федерации утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года». По сути данный документ должен был стать стратегией военного строительства на период до 2005 года. Однако в силу ряда причин принятая концепция не получила должной реализации. Как следствие - структура военной организации оставалась громоздкой и неэффективной.
     Вот почему потребовалось внесение коррективов в проводимую государством политику в области военного строительства, незамедлительное принятие мер, взаимоувязанных и с угрозами безопасности страны, и с реальными возможностями ее экономики.
     Новые подходы были выработаны на августовском и ноябрьском заседаниях Совета Безопасности 2000 года. Принятые на них решения нашли отражение в утвержденных Президентом России Плане строительства и развития Вооруженных Сил на 2001-2005 годы, Государственной программе вооружения на 2001-2010 годы, Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года.
     За прошедший период руководством Министерства обороны проведена большая и сложная работа. Сразу скажу, что в целом положительные результаты этой работы во многом обусловлены активной поддержкой военнослужащих армии и флота, их добросовестным и ответственным отношением к тем задачам, которые перед ними были поставлены в связи с проводимыми в Вооруженных Силах преобразованиями.
     Сделать удалось многое. Прежде всего проведен значительный объем мероприятий, направленных на совершенствование структуры, состава и численности Вооруженных Сил, создание условий для роста тех качественных характеристик, которые определяют эффективность выполнения войсками задач обороны страны, защиты ее национальных интересов при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
     Исходя из характера и уровня существующих и прогнозируемых угроз военной безопасности России, были уточнены задачи и состав группировок войск и сил на стратегических направлениях, приняты меры к повышению боевых возможностей соединений и воинских частей постоянной готовности. Заложены основы по подготовке Вооруженных Сил к решению задач по противодействию международному терроризму.
     Можно с уверенностью сказать, что в последние год-два наметились положительные тенденции в организации боевой подготовки в войсках и силах, ощутимо увеличилась ее интенсивность. Так, в 2002 году количество проводимых ротных тактических учений возросло почти в 1,5 раза, налет летного состава вырос на 11 процентов, на четверть увеличилось число выходов в море надводных кораблей ВМФ.
     В практическую плоскость переведены шаги по изменению системы комплектования Вооруженных Сил страны. Министерство обороны совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти завершает разработку Федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     В рамках работы над этой программой с сентября прошлого года на базе 76-й воздушно-десантной дивизии проводится соответствующий эксперимент. Хотя, к сожалению, не все удавалось сразу делать так, как изначально задумывалось. Приходилось вносить существенные коррективы уже в ходе практической работы по реализации намеченных планов. Так, например, на начальном этапе возникли определенные трудности с набором на контрактную службу. Причиной этого явился недостаточный уровень денежного содержания военнослужащих по контракту. Принятое недавно решение о его существенном повышении уже с марта этого года позволит привлекать достаточное количество молодых людей для службы по контракту.
     Приобретенный в ходе эксперимента практический опыт, в том числе и отрицательный, позволит нам эффективнее организовывать работу по переводу на контрактный способ комплектования соединений и частей постоянной готовности Сухопутных и Воздушно-десантных войск, а также соединений и воинских частей морской пехоты, береговых войск Военно-морского флота уже с 1 января 2004 года. Завершить эту работу мы планируем в течение четырех лет.
     Совместно с другими силовыми ведомствами разработаны и начали реализовываться программы перевода Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований России к межведомственным унифицированным системам тылового и технического обеспечения. Сегодня закладываются основы для того, чтобы с 2006 года началось техническое перевооружение наших армии и флота.
     С мая прошлого года взяла старт и в настоящее время активно реализуется реформа системы военного образования.
     Проводимые в Вооруженных Силах преобразования затрагивают практически каждого военнослужащего, близких ему людей. К сожалению, сохраняется неудовлетворенность офицерского состава своим материальным положением, не сокращается число офицеров, особенно молодых, не желающих продолжать военную службу. Так, в 2002-м году из общего количества уволенных из Вооруженных Сил офицеров более половины покинули армейский строй досрочно. Значительная часть из них – молодые офицеры в звании от лейтенанта до капитана.
     Поэтому мы определяем в качестве приоритетного направления своей деятельности решение задач социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.
     Определенные положительные результаты в этом направлении уже достигнуты. Прежде всего, конечно, в плане повышения уровня оплаты воинского труда. Принятые и реализованные в течение прошлого и начале текущего годов решения по вопросам денежного довольствия военнослужащих оказались своевременными и востребованными. В обозначенный период удалось осуществить приведение денежного довольствия военнослужащих к уровню аналогичных выплат государственным служащим. Как и было задумано, в наибольшей степени от этих практических шагов по повышению денежного довольствия выиграли офицеры войскового звена и миллионы военных пенсионеров.
     
- В этой связи хотелось бы спросить вас о том, каким видится руководству Министерства обороны решение одной из наиболее острых проблем – жилищной?
     
- Проблема эта для Вооруженных Сил действительно одна из наиболее острых. В настоящее время число военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, составляет 170,4 тысячи, из них 95,2 тысячи – вообще не имеют жилья, а 25,4 тысячи – нуждаются в улучшении жилищных условий.
     Положение с обеспечением жильем в армии и на флоте усугубляется и тем обстоятельством, что в закрытых и обособленных военных городках сейчас проживают около 58,6 тысячи семей бывших военнослужащих, подлежащих отселению.
     За период с 1998 по 2002 годы в рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» удалось отселить из военных городков и предоставить квартиры всего лишь 3,8 тысячам таких семей.
     За минувший год военнослужащими получено 29 тысяч квартир, из них 13,4 тысячи – по государственным жилищным сертификатам. В этом году планируется, что квартирами будут обеспечены еще 25 тысяч семей.
     Понятно, что такие масштабы и темпы обеспечения жильем военнослужащих остроты вопроса не снимают и потому не могут удовлетворять руководство Министерства обороны.
     К решению данной проблемы мы подходим комплексно, сразу по нескольким направлениям.
     Во-первых, формируется фонд служебных жилых помещений. Параллельно с этим готовится нормативная правовая база перехода к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих. Начало реализации данной системы запланировано на 2004 год. Эти шаги позволят создать военнослужащим достойные жилищные условия во время прохождения службы и гарантированно обеспечить их жильем после окончания.
     Во-вторых, дальнейшее развитие получит программа «Государственные жилищные сертификаты». Практика показала, что эта программа, при всех ее недостатках, является достаточно эффективной. Так, за период ее действия – начиная с 1998 года по настоящее время – по сертификатам жильем получили 41,9 тысячи семей увольняемых военнослужащих. Из них 1,5 тысячи – уже в этом году.
     В настоящее время Министерство обороны совместно с Госстроем России готовит аналогичную программу, рассчитанную на 2004-2010 годы. В ней обязательно будет учтен опыт реализации ныне действующей программы.
     Думаю, что при надлежащем финансировании перечисленные меры позволят уже в ближайшие годы не только обеспечить жильем увольняемых военнослужащих, но и сформировать устойчивую тенденцию к снижению общего количества военнослужащих, нуждающихся в жилье или в улучшении жилищных условий.
     
- Какие основные задачи стоят перед Вооруженными Силами в нынешнем году?
     
- К числу приоритетов следует отнести подготовку перевода части Вооруженных Сил, прежде всего соединений и частей постоянной готовности к комплектованию на контрактной основе. До конца апреля мы планируем завершить разработку Федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Окончательный вариант этот документа должен быть утвержден к 1 июня. К этому же сроку будет подготовлен пакет законопроектов, обеспечивающих реализацию мероприятий перехода к контрактному способу комплектования.
     Будут осуществляться плановые мероприятия по реализации программы перевода Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований России к межведомственным унифицированным систем тылового и технического обеспечения. Кроме того, будет продолжаться формирование единой межведомственной системы воинского воспитания Вооруженных Сил России, других формирований силовых структур страны.
     Большой объем работы предстоит сделать в плане осуществления реформы военного образования.
     Важной составляющей деятельности руководства Министерства обороны по-прежнему остается решение блока социальных проблем военнослужащих, в том числе подлежащих увольнению. Осенью этого года предусматривается очередная индексация размеров денежного содержания военнослужащих в соответствии с уровнем инфляции. Найдут свою реализацию новые решения по обеспечению военнослужащих жильем.
     В целом основная задача Вооруженных Сил РФ в 2003 году остается неизменной: обеспечение военной безопасности государства, в том числе от угроз со стороны международного терроризма. Этому будет подчинена вся наша работа по совершенствованию организационно-штатной структуры, технической оснащенности соединений и частей, кадровой политики, системы военного образования, боевой подготовки в армии и на флоте.
     
- Одной из наиболее серьезных проблем Вооруженных Сил остается состояние воинской дисциплины. Как, на ваш взгляд, изменить положение к лучшему?
     
- Ради объективности следует сказать, что в 2002 году по сравнению с предыдущим годом состояние правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах в целом улучшилось, а уровень преступности в них был в 2-2,5 раза меньше, чем в среднем по стране.
     Однако вопрос состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка в армии и на флоте стоит по-прежнему остро. Число серьезных нарушений федерального законодательства, требований уставов Вооруженных Сил, других нормативных документов остается значительным. Эти проблемы подробно обсуждались на состоявшемся недавно заседании коллегии Министерства обороны. На нем были приняты важные решения и определены первоочередные меры по совершенствованию системы воинского воспитания, искоренению негативных явлений в армии и на флоте.
     Что сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Наверное, рецепт прост: необходимо каждому на своем месте в полном объеме выполнять свои должностные обязанности. Командиры и начальники всех степеней должны сделать максимум для того, чтобы улучшить условия службы для подчиненных, организовать жизнедеятельность войск, соединений, частей и подразделений в строгом соответствии с нормативными документами. Повысить спрос с тех, кто скрывает истинное положение дел, не принимает действенных мер по обеспечению законности и правопорядка в подчиненных подразделениях. Каждый военнослужащий должен знать: ни одно нарушение не останется незамеченным, виновные лица обязательно понесут наказание вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
     
- Не секрет, что в геополитическом положении России за последние годы произошли изменения, вызванные, в частности, угрозой со стороны международных террористических организаций. Как, в связи с этим, могут быть изменены задачи структура Вооруженных Сил?
     
- Действительно, сегодня международные террористические организации пока еще представляют серьезную угрозу военного характера, а масштабы их деятельности имеют тенденцию к расширению.
     Вооруженные Силы должны быть способны, в случае необходимости, наносить отдельные удары по объектам террористов, которые используются ими для подготовки диверсионно-террористических акций как на территории нашего государства, так и против российских объектов и граждан на территории зарубежных стран. Подобные удары могут наноситься только после того, как полностью исчерпали себя принятые государственным руководством политико-дипломатические и иные меры по нейтрализации угроз со стороны террористов. При этом должен быть подробно и основательно проработан правовой механизм применения Вооруженных Сил.
     В этой связи не исключена возможность уточнения некоторых положений Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. Могу сообщить вам, что такая работа совместно со всеми заинтересованными органами исполнительной власти при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации уже развернута.
     Говорить же об изменениях структуры и задач самих Вооруженных Сил, связанных с растущей угрозой международного терроризма, на мой взгляд, пока еще преждевременно. Эта проблема требует тщательной проработки в системе как исполнительной, так и законодательной власти. Сегодня Вооруженные Силы функционируют на четко очерченном правовом поле, в рамках которого отдельные воинские формирования могут привлекаться для борьбы с незаконными вооруженными бандитскими группировками. Коренного пересмотра основ функционирования Вооруженных Сил не требуется. Видимо, надо уточнить отдельные положения в оперативных планах. Но и они должны быть нормативно подготовлены. Кстати, не исключаю возможности внесения изменений и в федеральные конституционные законы о чрезвычайном и военном положениях. Каким будет характер этих изменений – покажет ближайшее время.
     
- Как вы оцениваете международный аспект военных действий США и их союзников в Ираке, а также их возможные последствия?
     
- Россия была и остается сторонницей строгого и неуклонного выполнения положений Устава Организации Объединенных Наций, резолюций Совета Безопасности ООН и основ международного права всеми членами ООН без исключения.
     С этих же принципиальных позиций наша страна рассматривает и ситуацию, сложившуюся в связи с началом военной акции США против Ирака. Это четко обозначено в заявлении Президента России, сделанном 20-го марта. В нем, в частности, сказано, что применение силовых мер американской стороной против Ирака ничем не оправдано, противоречит мнению международного сообщества и является большой политической ошибкой.
     Что касается последствий, то я глубоко убежден: подобные силовые действия неизбежно накалят и без того взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Наряду с этим начавшаяся военная акция также серьезно осложнит взаимодействие стран - участниц антитеррористической коалиции, что не может не противоречить их общим интересам.
     Россия не одинока в неприятии приоритетности и, тем более, безальтернативности военных методов урегулирования кризисных ситуаций. Как вы знаете, схожую позицию в этом вопросе занимает целый ряд ведущих государств мира.
     В создавшейся ситуации наша задача состоит в минимизации негативных последствий, которые неизбежны при действиях США и их союзников по силовому сценарию.
     
- В последнее время активно поднимается вопрос о целесообразности пребывания на Балканах российских миротворческих контингентов? Ваша позиция относительно этой проблемы.
     
- Стабилизация обстановки на Балканах - одно из приоритетных направлений российской политики, в рамках которой мы стремимся всемерно содействовать достижению прочного и справедливого урегулирования имеющихся здесь конфликтов. При этом Россия исходит из необходимости принятия согласованных решений мирового сообщества по данной проблеме.
     Что касается наших воинских контингентов в регионе, то задачи, которые изначально ставились перед ними руководством Российской Федерации и Вооруженных Сил страны, в целом выполнены.
     Вместе с тем эффективность российского военного присутствия в Боснии и Герцеговине, в Косово нас устраивает не в полной мере, так как не обеспечивает необходимой степени нашего влияния на ход событий в регионе.
     С другой стороны, в настоящее время здесь на первый план выходят задачи строительства мирной жизни и укрепления органов и структур, его обеспечивающих. Процесс решения этих задач характеризуется уменьшением военной составляющей и повышением роли специальных международных полицейских сил, других невоенных организаций и структур. Так, с 1 января с.г. функции миссии ООН в Боснии и Герцеговине взяла на себя полицейская миссия Европейского союза (ПМЕС).
     Так развивается здесь ситуация. А вопросы сокращения или увеличения российского контингента входят в компетенцию руководства страны, а не Вооруженных Сил. Одно могу сказать точно, решаться они будут с учетом как политической, так и финансово-экономической сторон нашего участия в миротворческих миссиях на Балканах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker