на главную страницу

1 Апреля 2003 года

Армия и общество

Вторник

Главное –—— дружный коллектив



Татьяна Петровна Бородина - «старожил» Вольского филиала Военной академии тыла и транспорта, где она начала работать лаборантом 34 года назад. Все это время была активисткой, членом профкома и вот уже 14 лет подряд - председатель профсоюзного комитета филиала. Редакция попросила ее рассказать о деятельности профорганизации.

     Профсоюзная организация нашего Вольского филиала насчитывает 750 членов. Это люди самых разнообразных профессий - от профессоров кафедр до рабочих котельных и уборщиц. Профсоюз наш - ровесник филиала, ему уже более 70 лет, поэтому сложились определенные традиции.
     Сразу скажу: менялась власть в стране, видоизменялись структуры профсоюза, где-то в центре бушевали страсти, а мы в глубинке стараемся просто добросовестно делать свое дело. Ведь задачи Вольского военного училища, а ныне - филиала Военной академии тыла и транспорта всегда были в принципе одни: готовить офицеров, защитников Родины. Значит, и профсоюз должен трудиться в русле этих задач - всячески помогать командованию в воспитании людей, укреплении трудовой дисциплины и, конечно, защищать их интересы.
     Нельзя для сравнения не коснуться деятельности профсоюзной организации в советский период, тем более что я не просто это помню, а в последних
     2-3 года была, как говорится, у ее руля. Да и от опыта прошлого отказываться не следует.
     Конечно, тогда профсоюз находился под партийным руководством и профком постоянно согласовывал наиболее важные мероприятия с парткомом и политотделом, что не всегда нам нравилось. Но в то же время у профорганизации было во много крат больше материально-правовых возможностей: мы имели множество почти бесплатных оздоровительных путевок на юг, в том числе в пансионат «Мать и дитя», в санатории Самары. Кроме того, было каждый год 30 путевок в профилакторий «Вольск-цемент» (для сравнения - теперь «Вольск-цемент» выделяет нам 2 путевки в год по цене 780 рублей за каждую).
     Раньше у нас были и товарищеский суд, и общество трезвости, мы выбирали народных заседателей. Кого-то на заседании профкома могли отчитать за недостойное поведение, и в то же время без согласия профсоюза никого не могли уволить с работы.
     Кто-то скажет: а кто вам мешает и сегодня создавать полезные общественные организации, активно влиять на жизнь рабочих и служащих, отстаивать их права? Отвечу: никто не мешает, давно нет того самого партийного контроля, зато есть принятый недавно новый Трудовой кодекс, регламентирующий права и обязанности рабочих и служащих. И в общем-то если не жаловаться, а работать в новых условиях с подъемом, проявлять активность самим и активизировать всех работников из числа гражданского персонала, то и сегодня можно влиять на состояние дел и добиваться каких-то успехов. Как же у нас строится работа?
     Наш вышестоящий орган - территориальный комитет – заключает договор с командующим войсками ПУрВО, в котором определены обязательства командования по поддержке гражданского персонала в жилищно-бытовом плане, медицинском обеспечении и прочих вопросах. Все это наша профорганизация учитывает при заключении договора с руководством филиала. И тут тоже выручает добрая традиция: командование, несмотря на то что его материальные и административные возможности тоже ограниченны, максимально идет навстречу профсоюзу в реализации намеченных планов. Например, в филиале на протяжении последних лет строятся жилые дома для военнослужащих, но в результате постоянной ротации кадров по-прежнему немало бесквартирных офицеров и прапорщиков. И все же для гражданского персонала существует отдельная квартирная очередь. Одно из обязательных условий - в филиале нужно добросовестно проработать не менее 10 лет. Профком официально и гласно решает этот вопрос, представляет командованию кандидатуры на получение квартиры, соответствующие документы. С удовлетворением отмечу: в последнее время несколько человек, членов профсоюза, справили новоселье.
     В договор с командованием включаются и такие вопросы, как оказание медицинской помощи (в филиале хорошие медпункт, лазарет), «отгульные» неоплачиваемые дни: весной во время посадок на садово-огородных участках, а их имеет большинство, и осенью - в дни уборки урожая.
     Известно, что зарплата у гражданских тружеников невелика, а цены на продукты «кусачие», поэтому осенью командование выделяет транспорт, а мы, активисты, собираем деньги и отправляем машины на поля в совхозы для заготовки по более низким ценам картофеля и овощей. В свободное от службы время оказывают в этом деле помощь и курсанты.
     Наш профсоюзный бюджет, состоящий из членских взносов, небольшой - 10 тысяч рублей в месяц. После отчислений в терком остается 8 тысяч. Деньги идут на материальную помощь, подарки ветеранам в День пожилых людей, преподавателям в День учителя, женщинам к 8 марта, на книги и мелкие сувениры малышам в детском саду.
     В филиале дружный, сложившийся в течение десятков лет коллектив, люди друг друга знают, и если у кого несчастье - умер близкий родственник или предстоит сложная операция в больнице, требующая дополнительных средств, – человека в беде не оставим.
     Теперь иногда говорят: раньше профком, мол, вмешивался в личную жизнь, а это не его дело, нарушение прав человека... Это, думаю, не совсем так. Конечно, личная жизнь - дело деликатное. Но когда в семье кто-то заболел или молодая жена – наша работница – просит уладить недоразумение с мужем, мы, конечно, откликаемся. Вместе с инструктором по работе с семьями военнослужащих Татьяной Шакуновой, женой полковника запаса, другими членами профкома делаем все, чтобы благополучно разрешились личные проблемы. Активно участвуем в организации художественной самодеятельности, торжественных вечеров, посвященных праздникам, хотя это тоже нигде и никак не прописано. Я особенно отметила бы деятельность заместителя председателя профкома Тамары Ивановны Ротуданской, тоже жены офицера запаса. Она организует детские утренники, закупает и раздает праздничные подарки и вообще отзывчивый и добрый человек.
     Приходится ли профкому проявлять принципиальность? Да, и нередко. Иногда начальнику того или иного подразделения филиала чем-то не нравится подчиненный, чтобы его уволить, он начинает «навешивать» выговоры. А когда поинтересуешься, в чем дело, то увидишь: взыскания-то необоснованные. «За что наказываете?» - спрашиваю. «За халатность», - отвечает начальник. «За какую? Он что, в халате ходит?..» Смотришь, и сказать-то ему в ответ нечего.
     Уволить гражданского работника может начальник филиала и без участия профсоюза только в том случае, если тот уходит по собственному желанию или не выдержал испытательного срока.
     Иногда, добиваясь справедливости, приходится обращаться в вышестоящую инстанцию. Был у нас и такой случай. Одному нашему работнику травмировало ногу воротами, и чиновники совместно с медиками не оформляли ему больничный лист. Он, мол, вроде был в подпитии. Тогда я позвонила в Самару в терком, оттуда приехал инструктор по охране труда, разобрался во всем, никакого «употребления», как оказалось, не было, и больничный лист был оформлен.
     В заключение хочется сказать, что решать задачи нашей профсоюзной организации было бы намного труднее без повседневной поддержки начальника филиала полковника М. Горбунова, офицеров-воспитателей и прежде всего полковника М. Китаева. Но иначе и быть не может. Ведь мы объединяем 750 рабочих и служащих. Без них филиалу не обойтись, не прожить ни дня.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker