на главную страницу

3 Апреля 2003 года

События. Комментарии

Четверг

К единому информационному пространству

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     В Челябинске завершил свою работу Уральский информационный форум, проходивший под эгидой Совета Федерации. Ключевыми темами обсуждения стали формирование государственной информационной политики и единого информационного пространства, реализация одобренной Президентом РФ федеральной программы «Электронная Россия». Форум собрал более 200 гостей – сенаторов, руководителей федеральных министерств и ведомств и СМИ, журналистов, специалистов по рекламе и информационным технологиям.
     Пленарное заседание открыли спикер Совета Федерации Сергей Миронов и губернатор области Петр Сумин. Сергей Миронов подчеркнул важность развития информационных технологий, которые способствуют смене технологического уклада в экономике, переходу к экономике информационной, основанной на знаниях. Информация превратилась сегодня в мощный, реально ощутимый ресурс, сравнимый с природным, финансовым и трудовым. По его словам, благодаря прогрессу человечество стоит сегодня на пороге создания глобального информационного общества. В российских условиях, учитывая необъятность территории, невысокую плотность населения, особенно за Уралом, сказал Сергей Миронов, единое информационное пространство становится значимой составляющей равномерного развития регионов и построения сильного федеративного государства.
     В своем выступлении председатель Совета Федерации провел параллель между принципами организации информационного пространства и федеративного устройства России. Наиболее актуальной задачей в этом направлении Сергей Миронов назвал достижение конкурентоспособности информации на мировом рынке. Чрезвычайно важной для нашей страны он считает задачу построения единого информационного пространства. Сложность ее решения, отметил председатель Совета Федерации, в том, что у нас нет проработанной законодательной базы, необходимой для регулирования отношений в сфере информатики.
     Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Дмитрий Мезенцев очень емко определил главную идею форума. Она, по его словам, довольно проста: и в Москве, и на Урале, и в Сибири, и в далекой камчатской деревеньке у всех жителей России должны быть примерно одинаковые возможности доступа к информации. Люди должны иметь право высказывать свое мнение не только на выборах. Чтобы каждый гражданин России, где бы он ни проживал, ощущал свою сопричастность к жизни громадной, динамично развивающейся страны.
     Необходимо понимать, что информационное пространство – это не только радио, телевидение, печатные СМИ, но еще и почта, компьютерные сети, инфраструктура. Именно поэтому на форуме обсуждались проблемы развития информационного пространства комплексно, с учетом инфраструктурной и научной его составляющих.
     Еще одна тема форума – средства массовой информации. По данным заместителя министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Владимира Григорьева, население явно предпочитает читать местную прессу, а не центральную.
     Чтобы понять, в каком технологическом, экономическом и социальном поле приходится функционировать прессе российских регионов, достаточно привести несколько цифр. С 1995 по 2003 год количество печатных СМИ увеличилось в четыре раза (с 10 до 38 тысяч). Пальму первенства здесь держат региональные издания, что подтверждается следующими данными: доля общероссийских газет среди всей массы возникших за последнее время изданий составляет 14,7 процента, а региональных (краевых, республиканских, городских, районных, межрегиональных) - свыше 80 процентов.
     Если сравнить нынешние тиражи периодики с уровнем 1990 года, то по газетам они сократились в целом почти в 5 раз, а по журналам - более чем в 7 раз. При этом перераспределение тиражей произошло в пользу региональной прессы, тогда как еще десять лет назад центральная пресса доминировала безраздельно.
     Достаточно сопоставить следующие цифры. В России насчитывается свыше 3,5 тысячи районных (городских) газет. Их совокупный разовый тираж составляет почти 32 млн. экземпляров. К этому надо добавить около 7 тысяч областных, краевых и республиканских газет с разовым тиражом около 30 млн. экземпляров. В то же время разовый тираж всех центральных газет - порядка 36 млн. экземпляров. Эти данные позволяют говорить о местной печати как о сформировавшейся, внушительной и серьезной информационной силе.
     Кстати, заметное усиление региональных СМИ, которое наблюдается в России, - это тоже часть общемировой тенденции. Но поворотным моментом, свидетельствующим о том, что региональные СМИ превратились в мощную силу, считает Сергей Миронов, должно стать появление общефедеральной по размерам своей аудитории газеты, издаваемой не в Москве.
     Вместе с тем будущее как региональной, так и центральной прессы невозможно представить без дальнейшего развития рынка рекламы. В рамках форума состоялись фестиваль рекламы «Новый век», выставки образцов рекламных технологий, кино-, фото- и видеопродукции. Среди его организаторов дипломант VI Всероссийского конкурса «Женщина - директор года» директор ЗАО «Восточные ворота» Ольга Зацепина.
     На что обратили еще внимание участники форума, так это на скорость распространения информации. Этому способствовали проводимые в рамках форума Интернет-пресс-конференции. В тот же день по принципу телемоста прошла межрегиональная видеопресс-конференция. На вопросы специалистов, находящихся в студиях «ИнтернетМедиа-Кома» в Екатеринбурге, Барнауле, Белгороде, Архангельске и других городах, отвечали заместитель министра связи Андрей Коротков, заместители председателя комиссии Совета Федерации по информационной политике Игорь Морозов и Евгений Елисеев, заместитель председателя бюджетного комитета Светлана Орлова, генеральный директор компании «Уралсвязьинформ» Владимир Рыбакин.
     Уже вечером, подводя итоги, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов предложил сделать формат форума ежегодным. Встреча сенаторов, тех людей, которые принимают законы, в том числе и по СМИ, и представителей прессы, радио, телевидения оказалась конструктивной и поможет сенаторам в законотворческой деятельности быть ближе к жизни. Было решено поручить рабочей комиссии отредактировать рекомендации Уральского информационного форума о развитии информационного пространства Урала, процесс которого, по мнению участников форума, нуждается в многоуровневой реформе законодательства. Эти рекомендации направлены в адрес Правительства РФ, Федерального Собрания, федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
     Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Дмитрий Мезенцев уточнил место следующего форума. Им станет Калининград. По мнению сенатора, будет логичным пригласить на его работу гостей из Польши, Германии, стран Балтии и вместе с ними повести разговор о позиционировании Калининградской области на информационном пространстве Европы, при этом не забывая, что это часть единой России.
     Отвечая на вопрос «Красной звезды» о том, насколько эффективно используются возможности ВПК при выстраивании информационного пространства, Дмитрий Мезенцев подчеркнул, что это один из специальных вопросов, который будет рассматриваться на ближайших форумах. Сегодня объем использования технологий ВПК в этой области высок. Иначе и быть не может - они одни из самых передовых. Но уповать только на это - значит снижать потенциал возможного роста.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker