на главную страницу

3 Апреля 2003 года

Линия жизни

Четверг

Рос в совхозе мальчишка

Феликс СЕМЯНОВСКИЙ, «Красная звезда».



В ВОЕННОЙ среде бытует шутливое выражение: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Начиная солдатскую службу, Александр Коннов и мысли не допускал, что когда-то на его плечи лягут погоны с большой звездой. Но судьбу не угадаешь. Когда в канун нынешнего Дня защитников Отечества Президент Российской Федерации присвоил Александру Владимировичу Коннову воинское звание генерал-майор, каждый в дивизии, которой он командует, да и за ее пределами про себя отметил: справедливо, по заслугам, по труду.
     А как порадовались бы этому событию отец комдива Владимир Михайлович, рабочий совхоза, что в деревне Новые Ажикули Ульяновской области, и мать Валентина Павловна, проработавшая тридцать семь лет в начальной школе. Но, к сожалению, не дожили они до этого светлого дня.
     А служил рядовой Александр Коннов мотострелком в Дальневосточном военном округе. Оттуда поступил в Ульяновское гвардейское танковое командное училище. Это решение во многом объяснялось тем, что и отец в свое время служил в танковых войсках, вернулся домой с кипой грамот, полным набором знаков солдатской доблести, памятным снимком, на котором был запечатлен при Боевом Знамени части.
     В 1980 году Александр с отличием окончил училище, получив право выбора места офицерской службы. Вместе с однокашниками подал рапорт с просьбой направить в Афганистан. В составе ограниченного контингента наших войск принял взвод, досрочно стал старшим лейтенантом. Затем, уже в должности командира роты, кстати, лучшей в полку, был дважды ранен, награжден орденом Красной Звезды.
     В 1982 году, заменившись в Белорусский военный округ, Александр был назначен командиром батальона. Рассказывая о том периоде, генерал Коннов с улыбкой вспоминает, что в сентябре 1986-го о нем как о передовом командире батальона рассказывала «Красная звезда». При всей сдержанности в эмоциях признается: публикацию воспринял как большую награду.
     В 1987 году, после окончания Военной академии бронетанковых войск, Александр Владимирович вновь принимает батальон, на этот раз в Группе советских войск в Германии. Спустя короткое время его пригласили в отдел боевой подготовки армии. Там было по-своему интересно. Но Коннов рвется в строй - и становится заместителем командира мотострелкового полка. С этим полком он прибыл в Московский военный округ, в течение нескольких месяцев участвовал в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Ордена Мужества и «За военные заслуги», которыми награжден Коннов, - убедительное подтверждение его достоинств.
     А ДАЛЕЕ было назначение командиром танкового полка в составе мотострелковой Висленской дивизии постоянной готовности. С того времени мне особенно часто приходилось общаться с Александром Владимировичем на различных сборах. Видел его, немногословного в решениях, строгого в оценках, в роли руководителя батальонных и полковых учений, в повседневной рутинной жизни. Не мог не заметить: к каждому из офицеров у Коннова свой, особенный подход.
     Подполковника Александра Белого, ныне заместителя командира полка, он заботливо воспитывал с лейтенантов. Когда было нужно, поддерживал советом, личным показом, делился опытом. Убедившись, что офицер уверенно управляет батальоном, владеет навыками воспитателя, с чистой совестью рекомендовал его на учебу в военную академию.
     Иной подход у Александра Владимировича к командиру танкового батальона подполковнику Артуру Шахову. Тому особенно по душе работа по наведению образцового внутреннего порядка в подразделениях, ведению ротного хозяйства. Он больше других заботится о повседневных материальных нуждах подчиненных. Генерал Коннов видит в нем перспективного военного хозяйственника, в которых у армии тоже острая нужда.
     Вспоминается эпизод из жизни самого Александра Владимировича. Через месяц после назначения его заместителем командира дивизии предстояло показное полковое тактическое учение с боевой стрельбой. Командир дивизии убыл к новому месту службы. Вся работа по организации учения, естественно, легла на плечи полковника Коннова. Надо было основательно готовить личный состав, заблаговременно обдумывать детали взаимодействия с артиллеристами, саперами, химиками, связистами. А тут еще вопросы обеспечения, начиная с боеприпасов и заканчивая питанием личного состава, создание на мишенном поле обстановки, которая наиболее полно отражала бы замысел учебного боя.
     Александр Владимирович в те дни был зримым воплощением спокойствия. Помню, как он ставил предварительные задачи офицерам - четко, ясно, с указанием сроков исполнения поручений.
     И на самом учении полковник Коннов действовал так, что побудил командующего войсками округа генерал-полковника Ивана Ефремова ходатайствовать о назначении именно его командиром дивизии. Справедливости ради отметим, что генерал знал Коннова задолго до этого учения. Еще когда он командовал армией, в ее состав входил полк под командованием полковника Коннова, и командарму не раз приходилось ставить его в пример.
     ЗАВЕРШАЯ нашу беседу, Александр Владимирович сказал:
     – Дивизия требует от командира полной самоотдачи. Но этого мало. Надо вдохновить на такой же труд всех офицеров. А это высокое и не всегда нам подвластное искусство...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker