на главную страницу

4 Апреля 2003 года

Армия сегодня

Пятница

Сделано в Борисове

Валерий Ковалев, «Красная звезда».



     Взяв курс на создание Союзного государства, Россия и Белоруссия стремятся развивать интеграцию по всем возможным направлениям. И одним из них стало сотрудничество в развитии единого оборонно-промышленного потенциала. Так, например, 2 апреля 2001 года правительства России и Белоруссии подписали соглашение о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Аэрокосмическое оборудование». Сотрудничество в рамках МФПГ ставит целью совместное использование научно-технического, производственного и инвестиционного потенциалов ее участников для выполнения работ по созданию, производству, модернизации авиационных приборов, систем управления и комплексов. От Белоруссии в эту группу вошли два предприятия, представляющие ВПК республики. Одно из них - научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Борисовский приборостроительный завод «Экран».
     ...4 сентября 1974 года на северной окраине небольшого белорусского города Борисова был вынут первый ковш земли под котлован будущего корпуса приборостроительного завода. Строительство велось ускоренными темпами. Менее чем через полтора года предприятие вошло в строй действующих. Немногие в городе знали, какого рода продукцию оно выпускает: завод был засекречен и поначалу даже назывался «почтовым ящиком». И лишь посвященным было известно, что в его оснащенных по последнему слову науки и техники цехах собирались «мозги» военной авиации – пилотажно-навигационные комплексы, системы автоматического управления, командно-пилотажные приборы, блоки связи, управления и контроля, контрольно-проверочная аппаратура. «Умная начинка» с борисовской маркой в разные годы устанавливалась на самолетах Су-17, Су-24,
     Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, МиГ-21, МиГ-23,
     МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, вертолетах Ка-50. Борисовские приборостроители хорошо знали свое дело - на приборы и комплексы, выпущенные «Экраном», практически не поступало рекламаций. Предприятие не раз признавалось лучшим среди родственных в системе министерства авиационной промышленности СССР, высокий профессионализм его работников отмечен многими государственными наградами. И не случайно именно борисовчанам было поручено освоить выпуск первого в СССР цифрового пилотажно-навигационного комплекса для истребителей, позволяющего интегрировать функции навигации, наведения и управления полетом, а также блока управления и контроля для космического корабля многоразового использования «Буран».
     Завод расширялся, вводил в строй новые цеха, осваивал новые виды продукции, внося весомую лепту в производство самых современных военных самолетов. Численность работающих на «Экране» достигла шести тысяч человек. Рядом с предприятием вырос большой жилой микрорайон с развитой социальной инфраструктурой. Будущее казалось его коллективу безоблачным и перспективным. Но... грянул 1991 год, распалась единая великая держава, а вместе с ней и единый авиационно-промышленный комплекс. Разработчики выпускаемой «Экраном» продукции, поставщики комплектующих и потребители в одночасье оказались за границей. А сама Белоруссия, как известно, самолетов не строит. Заказы на спецтехнику сократились до минимума. Для завода наступили черные времена. Люди месяцами не получали зарплату, начался отток квалифицированных кадров. Численность работающих сократилась с 6 до 2,5 тысячи человек.
     В этот сложнейший период руководство предприятия избрало единственно возможный курс – на расширение производства товаров народного потребления. На «Экране» освоили выпуск фенов, электроутюгов, тостеров, миксеров, электродрелей, миниатюрных электродвигателей. Затем заводские конструкторы разработали целую гамму электронных изделий для автомобиле- и тракторостроения – различные датчики, сигнализаторы, указатели, стеклоомыватели... Они оказались востребованными на минских автомобильном и тракторном заводах, Минском заводе колесных тягачей, «Гомсельмаше». Была создана и запущена в производство антиблокировочная система торможения (АБС) для автотранспортных средств с пневмоприводом тормозов. АБС вдвое дешевле зарубежных аналогов, ни в чем не уступает им по качеству. Сейчас эта система устанавливается на 14 типах серийных автомобилей и автобусов, производимых МАЗом.
     Освоение продукции гражданского назначения, выход с ней на рынок помогли «Экрану» выжить. Но не более того. Доходы от реализации бытовой техники и автоэлектроники несравнимы с теми, что приносит изготовление приборов для авиации. К примеру, стоимость только одного современного пилотажно-навигационного комплекса доходит до нескольких сотен тысяч долларов, а фен или электроутюг стоит в тысячи раз меньше. Да и не для выпуска ширпотреба создавался завод, не для этого кропотливо формировался коллектив высококлассных специалистов...
     Поэтому на предприятии не теряли надежд на возвращение к своему главному делу – авиационному приборостроению. Эти надежды стали сбываться после создания Союза России и Белоруссии. Российская корпорация «Аэрокосмическое оборудование» вспомнила о существовании белорусского «Экрана», когда были заключены крупные контракты на поставку истребителей Су-27 и Су-30 в Китай и Индию. Борисовчане получили заказ на изготовление пилотажно-навигационных комплексов и других авиаприборов и систем. Сборочный цех основного производства вновь заработал в напряженном ритме. Сразу же пошли вверх заработки заводчан, появились средства на совершенствование производственных фондов.
     Сотрудничество с российскими авиастроителями еще более упрочилось после создания в 2001 году межгосударственной финансово-промышленной группы «Аэрокосмическое оборудование». Войдя в состав МФПГ, Борисовский приборостроительный на равных со своими российскими партнерами участвует в решении задач, стоящих перед группой. Главная из них – обеспечение военной и гражданской авиации современными комплексами, приборами и системами управления. И отнюдь не исключено, что истребитель пятого поколения, к разработке которого уже приступили российские авиаконструкторы, будет комплектоваться изделиями, выпущенными научно-производственным предприятием «Борисовский приборостроительный завод «Экран».
     - Нам никогда не было стыдно за продукцию, которую мы выпускали, - говорит директор «Экрана» Валерий Касперский. – Готовы и впредь делать все, чтобы защитники воздушных рубежей нашего Союза располагали первоклассными самолетами. Словом, за нами дело не станет...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker