на главную страницу

5 Апреля 2003 года

Культура

Суббота

Волшебная флейта Яна Андерсона

Подготовил Игорь ЕРЕМЕЕВ.



11 апреля в московском ДК им. Горбунова благодаря усилиям компании Green Wave International состоится первый и пока единственный в России концерт законодателей мирового арт-рока Jethro Tull. Интересно, что бессменный лидер этой британской группы Ян Андерсон еще более четверти века назад мечтал выступить в нашей стране. «Музыкальный глобус» уже рассказывал о биографии Jethro Tull, поэтому предлагаем вашему вниманию отрывки из актуального, будто сегодня сделанного интервью, которое Андерсон дал 15 ноября 1976 г. югославскому журналисту Петару Поповичу. На русском языке публикуется впервые.

     П. Существуют разные версии того, почему вы начали играть на флейте. Говорят, основных причин две: флейта удобна при транспортировке, и флейту вы добыли довольно легко.
     А. Ну, не совсем так. Я знал, что я не гитарист, которого ждет великая карьера. Я был ужасный певец и должен был сделать что-то новое. В одном магазине я увидел дешевую флейту. Флейту всегда можно носить с собой, а, например, с контрабасом в автобус… (Смех).
     П. Я знаю, что Джетро Талл был известным человеком в организации британского сельского хозяйства. Почему вы назвали его именем свой ансамбль?
     А. Вначале у нас не было названия. Но, когда мы получили первое предложение выступить, наш приятель, студент, предложил нам это имя. Поскольку никто не знал такого имени, а звучало оно по-настоящему, мы согласились с этим названием. Имя это несло в себе какую-то силу, возбуждение, мистику. Сначала мы думали, что Jethro Tull - временное решение. Но, так как события быстро развивались, название осталось.
     П. Вы принесли флейту на сцену и очаровали ею целое поколение.
     А. Знаешь, я всегда играл на флейте простые вещи. Моя музыка никогда не была настолько тяжела, чтобы нужно было много заниматься.
     П. Jethro Tull существуют уже девять лет. Вы непосредственный свидетель всего. От первоначального состава остались только вы. Меня интересует, как вы относитесь к уходу из группы ваших друзей?
     А. Нужно всегда что-то иметь в голове. У тех, кто уходил, были веские причины для этого. Кто-то хотел спокойствия, у некоторых не хватило сил выдержать все это. Кто-то хотел осуществить собственные музыкальные замыслы. Они следовали своим решениям, и я всегда уважал их уходы. Я никогда не жалел, потому что уважал их как людей. Каждый имеет право заниматься собственными делами.
     П. Кто на вас как на музыканта оказал решающее влияние?
     А.Только один человек - Бетховен. Его музыка - единственная, которую я всегда слушаю с удовольствием.
     П.Вас интересует классическая музыка?
     А. Я очень возражаю против этого термина - «классическая музыка». Во времена Бетховена она не была классической. Это была музыка для всех. Сегодня считается, что это музыка для специального зала, специальной категории людей. А я думаю, что в то время это была своеобразная рок-музыка. Все ее слушали. Не правда ли? Кроме того, в то время дети играли на скрипке и фортепиано так, как сейчас они играют на электрогитарах.
     П.Однако, является фактом то, что музыканты работали под влиянием королей и меценатов. В лучшем случае они были символами, которые делали их патронов более великими, важными и мощными.
     А. Да, но ведь тогдашние короли - то же самое, что сегодня пластиночные компании, которые не разбираются в музыке, как и большинство меценатов из старых времен. Они только ищут музыку, которая может стать деньгами, которая принесет им успех и сделает известными. Пластиночным компаниям нужно то, что сделает их более важными. Это когда-то делали и короли, не так ли? Они платили композиторам, чтобы стать великими в глазах народа, давали возможность делать музыку, доступную людям. Хорошее алиби. Шефы всегда были опорой композиторов. Но вернемся к Бетховену. Последние 200 лет он известен и признан в целом мире. Думаю, что он важнее и славнее The Beatles, Бинга Кросби и Led Zeppelin. В конце концов, он сочинял музыку с большой любовью в сердце.
     П. Думаете ли вы, что сегодня музыка не сочиняется по этому же побуждению? Сочиняете ли вы сами по-другому?
     А. Я работаю от сердца и по убеждению, но не все делают так. Многие приходят в студию с одной мыслью: cтать звездами рок-н-ролла. Все мечтают стать звездами, чтобы иметь яркие одежды, дорогие гитары, «роллс-ройсы» у ворот и большие портреты в журналах. Быть звездой - это основная причина. В сущности, для них музыка не очень важна, она для них скучна и утомительна.
     П. Jethro Tull известны тем, что много времени проводят в турне. В каких странах вы бы хотели побывать?
     А. Для нас турне - занимательное и драгоценное искусство, и мы всегда настроены в них ездить. Скажем, у меня есть давнее желание проехать по Советскому Союзу. Но это, по крайней мере на сегодняшний день, неосуществимо, потому что там идет речь только о каких-то культурных обменах. Поскольку мы не можем войти в эту комбинацию, то и дальше это, видимо, останется пустым желанием. Когда речь заходит о России, меня не интересуют деньги - здесь другие причины: большая интересная земля, самобытная культура и исторический кладезь.
     
От «Музыкального глобуса»: что ж, прошло всего-то чуть больше четверти века – и мечта Яна Андерсона о гастролях в России осуществилась.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker