на главную страницу

5 Апреля 2003 года

Армия и общество

Суббота

Профессия военного должна стать престижной…



Президент Республики Марий Эл – один из тех современных российских руководителей, которые пришли на государеву службу, имея за плечами армейское прошлое. По завершении военной карьеры Леонид Игоревич Маркелов посвятил себя общественно-политической деятельности, и его успехам в этой сфере можно только позавидовать. Возглавить субъект РФ в 36 лет удается не каждому. От своей войсковой биографии Маркелов в угоду моде не открещивался. Более того, в его подходах к разрешению той или иной ситуации и сегодня хорошо просматриваются волевой стиль, «силовая» метода. Эта знакомая каждому военному человеку черта характера отчетливо проявилась уже в самом начале нашего разговора.

     НАША СПРАВКА: Маркелов Леонид Игоревич. Родился 25 июня 1963 года. Окончил Военный Краснознаменный институт МО СССР. Проходил службу на территории Республики Марий Эл в военной прокуратуре на различных прокурорско-следственных должностях. После увольнения в 1992 году из рядов Вооруженных Сил занимался юридической практикой. В 1995 году избран депутатом Государственной Думы РФ (член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам). В январе 2001 года избран президентом Республики Марий Эл. Полковник юстиции.
     
- Леонид Игоревич, как утверждает статистика, экономические показатели благополучия РМЭ два последних года пусть медленно, но растут. Некоторые из них – инвестиции в основной капитал, темпы роста производства, заработная плата - даже опережают общероссийские.
     У каждого главы территориального образования существует своя собственная программа: каждый регион имеет свои географические и экономические особенности, менталитет. На что делали упор в своей программе развития республики вы? Как решаются в Марий Эл проблемы и почему именно эти подходы дают положительные результаты?

     
- Нынешнее правительство Республики Марий Эл работает чуть более двух лет. Не хочу винить наших предшественников, но начинать свою деятельность нам пришлось в очень непростых условиях: энергоносители оплачивались всего на шесть процентов, запасы топлива не превышали недельной нормы, заработная плата не выплачивалась месяцами. Достались нам в «наследство» и такие муниципальные образования, где ее задержки составляли шесть-семь месяцев. Детские пособия семьи ждали годами…
     Сама ситуация, как вы понимаете, требовала от новой власти энергичных и целенаправленных действий, бескомпромиссных решений.
     Прежде всего мы постарались оздоровить энергетическую составляющую региона, прекрасно понимая: изначально людям важно дать гарантию того, что в их домах всегда будет тепло, у них не будет перебоев с электричеством и газом. Без стабильного, рентабельного функционирования собственных энергоносителей смешно было бы ожидать вливания в нашу экономику средств серьезных инвесторов. Согласитесь, когда в твоем родном доме нет света, трудно надеяться на уважение соседа.
     Второй своей задачей мы видели обеспечение стопроцентной выплаты зарплаты. Чтобы достойно содержать свою семью, каждый человек должен получать деньги за свой труд…
     Не без гордости сегодня могу сказать, что уже через полгода республика вышла на стопроцентную оплату энергоносителей и правительство начало активную работу по привлечению в Марий Эл инвесторов.
     Еще через полгода в нашем субъекте исчезло понятие «задержка выплат заработной платы бюджетникам».
     Мы вынуждены были вернуть долгов на общую сумму более 600 млн. рублей.
     
- Можно понимать, большую часть прибыли республике приходилось использовать на погашение прежних долгов. А если бы не эти «векселя»…
     
- Тогда все заработанные средства можно было бы повернуть на развитие самой республики. Кстати, названной суммы, например, хватило бы на полную газификацию региона.
     Но не подумайте, что мы жалуемся. Мы не ищем виноватых, а работаем. И именно поэтому у нас растут доходы, организован строгий учет уплаты налогов и выплаты зарплаты. С нами охотно ведут переговоры инвесторы.
     
- Здоровая экономическая ситуация, наверное, позволяет намечать уже иные рубежи?
     
- Конечно. Если говорить о сегодняшнем дне, то мы работаем главным образом на увеличение доходной налогооблагаемой базы. Ведь чем больше средств поступает в бюджет, тем шире спектр решаемых вопросов. И, когда мы говорим о том, что у нас работает та или иная программа, это прямое следствие нашей где-то даже жесткой политики. Не углубляясь в тонкости, обозначу ее главный принцип: вне зависимости от формы собственности предприятия правительство поддерживает диалог с его руководителями только при условии стопроцентной уплаты налогов и выплаты заработной платы своим работникам.
     
- Вы хотите сказать, за большими делами в республике не забывают и о такой «нерентабельной» теме, как социальные права граждан?
     
- Именно за счет роста доходности региона, дополнительных инвестиций со стороны мы можем эффективно решать социально значимые вопросы: финансируем медицинские, образовательные, культурные учреждения, строим школы, жилье, газифицируем отдаленные населенные пункты.
     По большому счету у нас сам бюджет социально ориентирован. Я всегда повторяю своим министрам: «Наша главная задача – работать для людей». Скорее всего именно поэтому нашу программу развития республики отметил с лучшей стороны министр труда и социального развития РФ Александр Петрович Починок.
     
- Выражаясь военным языком, сейчас у вас есть возможность «вести наступление по всему фронту»…
     
- Можно сказать и так. Но, как и два года назад, у нас есть свои перспективные направления, от успешного развития которых, на наш взгляд, напрямую зависит благополучие республики. В 2002 году мы вложили деньги в разведку нефтяных месторождений, и они были открыты. О вероятности таких ископаемых говорили последние лет 30, но все это время дальше разговоров дело не шло. А мы смогли привлечь серьезных инвесторов, найти нефть и провести ее анализ. Сейчас идет более углубленная разведка, в ходе которой будут определены объемы залежей, нефтеносные точки бурения. Думаю, в нынешнем году мы начнем добычу «черного золота», что уже в 2004 году даст нам значительное увеличение налоговой базы и снижение объема дотаций из федерального бюджета.
     Таким образом, увеличив объемы налогов, мы поможем и российскому правительству, и саму республику поднимем на достойный уровень.
     Республика имеет большие запасы высококачественного леса. Потому логично, что сегодня очень серьезные деньги вкладываются и в деревообрабатывающую отрасль. Строятся новые заводы, мебельные фабрики, в том числе благодаря иностранным инвестициям - это десятки миллионов рублей.
     Залежи кварцевых песков позволяют нам развивать стекольную индустрию. Мы начали строительство крупного стекольного завода, который, как мы надеемся, начнет работу в середине этого года…
     Все это – реальные рабочие места, доходы, наше экономическое будущее.
     
- Помогает ли региону федеральный центр?
     
- Конечно. Без правильных, грамотно выстроенных отношений с федеральным центром серьезных задач не решить. Поэтому с первых дней мы занимались и этими вопросами. Благодаря чему, к слову, сегодня участвуем в нескольких федеральных программах, получаем инвестиции, которые в республику никогда ранее не поступали. Только благодаря Программе сокращения различий в 2002 году мы получили дополнительно 89 миллионов рублей. Всего же за истекший год по федеральным программам в республику пришло свыше 646 млн. рублей. А ведь совсем недавно не было вообще ничего. Перед всеми министрами и руководителями управлений стоит задача стать полноправным участником таких программ. Республика платит налоги в федеральный бюджет, является полноправным субъектом Федерации, а значит, имеет на эти «льготы» полное право. Тем более, что одним из направлений развития региона как раз и являются инвестиции из средств федерального бюджета.
     Выстраивая правильные отношения с центром, министерствами и ведомствами, мы работаем во благо региона и всей страны в целом. Понимание этой закономерности у нас четкое. Всем надо жить одной жизнью.
     
- Леонид Игоревич, сегодня немало бывших «силовиков» достаточно успешно работают на высоких государственных должностях. Насколько мне известно, вы также в свое время имели самое непосредственное отношение к военному ведомству…
     
- Службе в армии я отдал 11 лет. Как каждый курсант, ходил в наряды, нес караульную службу. Понятие «патриотизм» еще тогда, на юридическом факультете военного института, прочно вошло в мою жизнь. Меня воспитывали как государственника. Им я являюсь по своей природе. Поэтому, наверное, и сегодня мне небезразличны все процессы, которые переживают современные Вооруженные Силы. Я внимательно слежу за их реформой и поддерживаю стремление руководства страны проводить комплектование армии и флота на контрактной основе.
     Более того, как руководитель субъекта Федерации, я просто не могу быть в стороне от дел военных. Уже потому, что вместе с военным комиссаром республики отвечаю за организацию призыва в Вооруженные Силы. Сегодня надо сделать все, чтобы профессия военного вновь стала престижной. Что сейчас армейская служба? Зарплата низкая. Подработать офицер не имеет возможности. Жена, как правило, не может найти достойную работу. Квартиры нет… Я сам помотался в свое время по гарнизонам и знаю, каково военным приходится.
     Мое глубокое убеждение – возрождение наших армии и флота начнется с укрепления их авторитета. Сделать это возможно за счет улучшения материально-технической базы, повышения материального обеспечения военнослужащих, обеспечения им социальных гарантий.
     
- Сегодня набирает обороты шефское движение. Командиры воинских частей очень часто активно сотрудничают с местными властями. Приветствуются ли такие союзы в Марий Эл?
     
- Вы знаете, в свое время я служил в Йошкар-Олинском гарнизоне. Но не только поэтому мне близок любой проблемный вопрос, который возникает сегодня, например, у командира дивизии РВСН, дислоцирующейся в нашем регионе. Я стараюсь помочь ему, потому что хорошо понимаю – все вместе мы живем в одном регионе. Мы – одно целое. Сегодня ты офицер, а завтра вышел на пенсию и уже трудишься на гражданском предприятии.
     Любой вопрос, который касается проблем военных, правительство вместе с руководителями предприятий старается решить. Иначе и быть не должно…
     
- Несколько лет назад в нашей стране начало возрождаться кадетское движение. Два года назад первый кадетский класс появился и в Йошкар-Оле. По-вашему, насколько важно для республики, страны в целом курирование проблем военно-патриотического воспитания молодежи?
     
- Как я уже сказал, мне хорошо известны курсантские будни. И, когда говорят, что свои лучшие годы я провел «за забором», они безвозвратно потеряны, я отвечаю: «Это были одни из самых продуктивных моих лет». Самодисциплина, теоретическая подготовка, физическая культура ковались именно в военном институте. Мне 39 лет, но я и сейчас выполняю нормативы курсанта 1-го курса на «хорошо» и «отлично»…
     Кадетское движение, которое набирает обороты в нашей республике, – первая ступень этой лестницы, по которой должен пройти каждый настоящий мужчина. Наши кадеты делают этот ответственный шаг раньше своих сверстников, а значит, раньше формируются как личности. Поэтому сегодня, когда в нашей стране такое пристальное внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи, мы активно прежде всего финансово поддерживаем это важное начинание. Где, если не в школе, мы должны прививать навыки завтрашнего защитника Отечества? Именно здесь надо учить любви к Родине, родному городу, помочь парнишке стать сильным, крепким человеком, быть способным защитить любимую женщину, родных, страну. А такое воспитание без патриотического базиса немыслимо.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker