на главную страницу

5 Апреля 2003 года

Линия жизни

Суббота

Программа есть. С жильем - проблемы...

Подполковник Валерий АМИРОВ,Юрий БЕЛОУСОВ,«Красная звезда».



     В конце 2002 года Координационный общественный совет ветеранов при губернаторе Свердловской области заслушал и обсудил информацию «О состоянии обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления им безвозмездных субсидий в виде государственных жилищных сертификатов». Информацию предоставил Областной центр социальной адаптации военнослужащих.
     Центр провел исследования и констатировал, что на 1 декабря 2002 года в списках на получение жилья и улучшение жилищных условий стоят 1.702 семьи бывших военнослужащих, из них 1.380 – в Екатеринбурге. В подготовленной для заседания докладной записке отмечается, что «882 семьи бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, продолжают состоять в списках очередников в муниципальных образованиях области без надежды когда-нибудь улучшить свои жизненные условия». Случилось так потому, что с 1998 года сертификаты по Федеральной программе «Государственные жилищные сертификаты» получают только семьи бывших военнослужащих, не обеспеченных жильем. А те, у кого жилье в принципе есть, но не соответствует установленным нормативам, такого права лишены.
     Ситуация трудная, но не патовая. Областной центр социальной адаптации военнослужащих предлагает следующий выход. Правительство России должно внести соответствующие изменения в Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты» и значительно увеличить количество выделяемых области сертификатов (не менее 300 сертификатов ежегодно). Соответствующие обращения уже направлялись в Госстрой РФ, Государственную Думу и Администрацию Президента России, но никаких мер до настоящего времени не принято.
     Между тем с помощью программы «Государственные жилищные сертификаты», если бы в нее удалось внести указанные выше изменения, появилась бы возможность сделать очень много. Опыт реализации сертификатов при всех проблемах и недоработках механизмов их реализации имеется. Так, в период с 1998 года (когда программа начала действовать) и по 2002 год в Свердловской области бывшими военнослужащими приобретена с помощью ГЖС 251 квартира (больше всего в 1999-м – 93 квартиры, меньше всего в 2000-м – 18 квартир). Это, разумеется, очень немного, но все-таки лучше, чем ничего.
     Помогло бы делу, если бы правительство достаточно гибко переоценивало бы государственные жилищные сертификаты. Пока что предусмотренная стоимость квадратного метра жилья, заложенная в сертификат, значительно отстает от реальной рыночной стоимости. Так, в 2002 году рыночная стоимость одного квадратного метра жилья по ГЖС на второй квартал года по Свердловской области Госстроем РФ была оценена в 9.500 рублей, а реально составила 15.500 рублей. То есть недооценка составила более 50 процентов, что резко снижает привлекательность жилищных сертификатов.
     Многих проблем удалось бы избежать, считают специалисты Областного центра социальной адаптации бывших военнослужащих, если бы областной администрации было бы предоставлено право на использование средств федерального бюджета, сэкономленных в результате приобретения жилья в других населенных пунктах области (где оно стоит существенно дешевле заявленных 9.500 рублей за квадратный метр), и направления их на индексацию сертификатов для приобретения жилья в областном центре.
     Еще одна принципиальная проблема – срок действия сертификата. С марта 2002 года он установлен в размере 9 месяцев со дня выдачи. Стоимость жилья от квартала к кварталу непрерывно возрастает, а стоимость сертификата централизованно индексируется не в том объеме, какого требуют цены современного рынка. Таким образом, владелец сертификата, который не смог его реализовать в течение первых 3 месяцев после выдачи сертификата, обычно несет соответствующие издержки при приобретении жилья. Недостаток можно было бы устранить посредством индексации стоимости ГЖС в течение установленного срока его действия. Однако, несмотря на внесенные предложения, механизм индексации не введен, а количество нареканий со стороны владельцев сертификатов растет.
     Все эти проблемы и способы их преодоления были рассмотрены на заседании совета, в котором участвовали представители 11 областных и городских организаций, представляющих права всех категорий военнослужащих, уволенных в запас и отставку. Суть принятых решений можно свести к следующему.
     Во-первых, решено просить полномочного представителя Президента РФ по Уральскому федеральному округу, губернатора Свердловской области и Правительство РФ о внесении корректив в финансовое обеспечение сертификата, а также об увеличении количества сертификатов, выделяемых области, с тем чтобы решить проблемы жилья для бывших военных в течение трех лет.
     Во-вторых, принято обращение к председателю правительства Свердловской области. Его просят обратиться в Правительство России с предложением предусмотреть возможность повторной выдачи сертификата, если первый сертификат не реализован и возвращен до истечения срока его реализации по уважительным причинам.
     В-третьих, решено обратиться в Комитет по делам ветеранов Государственной Думы с предложением о принятии дополнительных мер для включения в программу ГЖС тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но не имеет пока права на получение сертификата.
     Главам муниципальных образований рекомендовано вести активную работу среди бывших военнослужащих, не имеющих жилья, по разъяснению им возможностей ГЖС. Поставлен на повестку дня и вопрос об опережающем строительстве социального жилья в Екатеринбурге за счет областного бюджета с последующим погашением затрат за счет выдаваемых правительством Свердловской области государственных жилищных сертификатов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker