на главную страницу

9 Апреля 2003 года

Пульс планеты

Среда

Кавказские интересы

На вопросы «Красной звезды» отвечает посол Российской Федерации в Республике Армения Анатолий ДРЮКОВ

Вопросы задавал Александр ТИХОНОВ (Ереван), «Красная звезда».



Анатолий Матвеевич Дрюков родился 4 сентября 1936 года. В 1960 году окончил Московский государственный институт международных отношений. Владеет урду и английским языками. С 1960 года работает на различных дипломатических должностях в центральном аппарате Министерства иностранных дел и за рубежом. В 1987-1990 годах - посол СССР в Сингапуре, в 1991-1996 годах - посол СССР, затем Российской Федерации в Индии. В декабре 1998 года назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Армения.

     - Стратегическое партнерство всегда основывается на общих интересах. В чем конкретно совпадают сегодня интересы таких разных по территории, численности населения, геополитической роли стран, как Россия и Армения?
     - И Армения, и Россия - кавказские государства. Кавказ, как ни пытаются его разделить на Южный и Северный, - это неразрывное единое целое. Все, что происходит в одной части, мгновенно отражается на другой, и наоборот. Поэтому интересы едины - это мир, безопасность и стабильность в регионе, что жизненно необходимо как для Армении, так и для России. Нашим обоим государствам стабильность нужна для того, чтобы мы могли все внимание уделить социально-экономическому развитию.
     Вторая точка совпадения наших интересов - это защита южных границ СНГ и, в частности, пространства государств - участников ДКБ. Надо отметить, что наши страны плодотворно сотрудничают в организации Договора о коллективной безопасности. Я считаю, что в этом плане Россия и Армения играют важную роль. Как известно, в Армении находится 102-я российская военная база, организовано совместное боевое дежурство средств ПВО, создана объединенная военная группировка и ее командование. Здесь мы продвинулись дальше, чем с любым другим партнером по ДКБ. И это обусловлено существованием действительно жизненной необходимости обеспечить безопасность Армении и Российской Федерации на южном направлении.
     Третий момент заключается в следующем: в Армении очень хорошо понимают, что без экономического сотрудничества с Россией мало что можно сделать. Мы стремимся подвести под наши политические, военные и иные отношения солидную экономическую базу. Это полностью отвечает интересам обеих стран. Хотим мы или нет, но рынок наших товаров, за исключением сырья, - это пока что пространство СНГ. Российский рынок продолжает оставаться для армянских товаров основным. Россия сейчас занимает первое место во внешнеторговом обороте Армении. По данным армянской статистики, товарооборот между нашими странами составляет в общей сложности 261 миллион долларов.
     В-четвертых, у нас с Арменией очень близки позиции по многим международным проблемам современности. Практически во всех международных организациях мы выступаем солидарно. Несмотря на наличие некоторых нюансов, в принципиальном плане наши позиции совпадают или очень-очень близки.
     - Сравнительно недавно в армянской политической элите появилась концепция комплементаризма (взаимодополняемости). Насколько известно, она реализуется во внешнеполитической сфере. Не оказывает ли это влияния на российско-армянские отношения?
     - Знаете, отношение к этой концепции у нас в России очень часто во многом обусловлено необычностью ее названия - вместо «и», как мы привыкли прописывать это слово, в нем стоит буква «е».
     - Вообще-то термин взят из биохимии...
     - И это многих если не ставит в тупик, то оставляет в раздумье. Я считаю, что для такой небольшой страны, как Армения (причем с огромной диаспорой за рубежом, где армян живет больше, чем в самой республике), самое главное - иметь хорошие отношения практически со всеми государствами. Представляется, что в основе политики комплементаризма лежит этот настрой, общеармянская идея. Кроме того, в наше время ни одно государство не может самоизолироваться и жить только в границах небольшого региона или своих собственных. Сейчас идет очень бурный процесс интеграции во всех районах земного шара. Безусловно, Европа - один из центров этих интеграционных процессов, волны которых доходят до стран СНГ, в том числе Армении. Во время своего последнего визита в Россию президент Армении Роберт Кочарян заявил, что Армения присоединяется в качестве наблюдателя к ЕвразЭС. Это очень важный момент во внешнеэкономической политике Армении и серьезный шаг в плане интеграции со странами Содружества.
     Говоря же о движении Армении навстречу европейским структурам, не надо забывать, что и Россия не остается в стороне. Наша страна тоже заинтересована в том, чтобы принимать самое активное участие в интеграционных процессах, и не только в Европе, но и в Азии, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы должны очень четко отдавать себе отчет, что время Варшавского Договора прошло. Былого разделения нет, мир стал совсем иным. Об успехах внешнеполитической деятельности теперь нужно судить по конкретным результатам сотрудничества с теми или иными странами. С этой точки зрения за последние два года в российско-армянских отношениях была проделана колоссальная работа в плане углубления и расширения сотрудничества по всем направлениям: в политике, военной и военно-технической сферах, экономике. Настоящий прорыв в экономической сфере обеспечило подписание соглашения «имущество в счет долга». Его реализация идет медленнее, чем хотелось бы. Но не нужно забывать: для того чтобы «поставить его на крыло», необходимо решить множество юридических и иных вопросов. Мы хотим сработать так, чтобы ни через год, ни через десять лет нельзя было бы «вдруг» обнаружить, что наши действия были плохо подкреплены с правовой точки зрения.
     - Представляется, что в военной и военно-технической сферах российско-армянского сотрудничества меньше тех проблем, о которых вы только что говорили...
     - Да, за последнее время очень много сделано в военной и военно-технической областях. Как я уже говорил, создана объединенная группировка вооруженных сил России и Армении на южном направлении, организовано совместное боевое дежурство сил и средств ПВО. В ходе январского визита Кочаряна в Москву было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое открывает хорошие перспективы вплоть до производства на кооперационной основе различных видов снаряжения (естественно, с соблюдением всех обязательств, которые имеет как Армения, так и Россия перед международным сообществом).
     - Недавно секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе в одном из своих интервью высказал мнение, что «сегодня Россия проводит на Кавказе далеко не самую выгодную даже для себя политику» и «до сих пор не определила свои цели и интересы на Южном Кавказе». Хотелось бы услышать ваш комментарий... Какая политика в Закавказье выгодна для России, каковы сейчас наши интересы в этом регионе и меняются ли они вообще с течением времени?
     - Мне не хотелось бы вступать в полемику с секретарем Совета безопасности Грузии по данному вопросу, хотя здесь много чего можно сказать... Главная отправная точка во взаимоотношениях государств - уважение интересов друг друга. Если это взаимное уважение есть, тогда многие вопросы совершенно спокойно решаются, завалы разбираются и отношения выстраиваются логически. А вот, если одна сторона считает, что существуют только ее собственные интересы, а других интересов нет, тогда и появляются проблемы, обиды и даже оскорбления.
     Что касается российских интересов на Кавказе, то, на мой взгляд, во времена и Российской империи, и Советского Союза, и Российской Федерации наши задачи и цели оставались и остаются в принципе теми же самыми. По большому счету, они сводятся к обеспечению безопасности южных границ Российского государства. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы здесь - не только в Закавказье, но и более обширном регионе, включая Турцию и Иран, - ситуация была бы спокойной, мирной, чтобы здесь действительно существовала зона безопасности, развивалось региональное экономическое и иное сотрудничество. Без этого невозможно нормальное социально-экономическое развитие Российской Федерации. Если заполыхает район Закавказья, где и как нам выстраивать свою пограничную линию?
     Существует и еще одна причина, по которой Российская империя пришла в Закавказье. Некоторые сейчас не любят вспоминать об этом, но Россию сюда специально приглашали для обеспечения безопасности народов и Грузии, и Армении. Так что Россия сюда пришла не как завоевательница, а как держава, которая действительно взяла под свое крыло народы этого региона, защитила и во многом спасла от истребления. То же самое наблюдается и сейчас. Для Армении дружба и сотрудничество с Россией играют важную роль. До сих пор армяне в большинстве своем смотрят на Россию как на гаранта безопасности и существования независимого армянского государства.
     - Как на ситуацию в Закавказье повлияет война в Ираке?
     - Вопрос очень злободневный для региона. Последствия этого конфликта - тяжелейшие. Это гуманитарные, экологические, экономические и иные проблемы. 350 километров, разделяющих Армению и Ирак, - расстояние, при котором полная изоляция от конфликта невозможна. Сейчас в Армении активно обсуждается вопрос: может ли произойти в Армении землетрясение от мощных ракетно-бомбовых ударов по Ираку? Исключить полностью этого нельзя. Дай Бог, чтобы беда не случилась. А вот что касается экологического загрязнения - это абсолютно реальная вещь.
     В Ираке проживают 30—40 тысяч армян. Они могут хлынуть в Армению. Армянское правительство уже заявило о готовности их принять. Но в то же время прием нескольких тысяч беженцев - это для Армении очень большая нагрузка.
     Вышеперечисленные возможные последствия очень серьезны. Но самое главное заключается в другом: под сомнение поставлен сам существующий миропорядок, который был сформирован усилиями всех государств после Второй мировой войны. Организация Объединенных Наций, ее Совет Безопасности играли очень важную роль в решении тех проблем, с которыми сталкивалось международное сообщество за последние сорок с лишним лет. Сейчас, когда формируется новая архитектура международной безопасности, поставлен вопрос: что станет приматом - международное право или военная сила? Это затрагивает интересы всех государств, где бы они ни были расположены.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker