на главную страницу

9 Апреля 2003 года

Пульс планеты

Среда

Тревожная весна на Балканах

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     Государственное сообщество Сербия и Черногория принято в Совет Европы. Таким образом состоялось европейское признание нового государственного образования, возникшего на руинах Югославии. Совет Европы одной из своих главных задач видит защиту прав человека, и принятие нового члена означает признание как минимум наличия позитивных тенденций в деле соблюдения прав человека его государственными структурами.
     Прием в Совет Европы произошел на фоне драматических событий в Сербии, где после убийства 12 марта премьер-министра Зорана Джинджича идет широкая кампания борьбы с преступным миром и “заговорщиками”. Последние якобы не просто организовали покушение на премьер-министра, но и готовили государственный переворот. Этим объясняется, в частности, арест бывшего начальника югославского генштаба генерал-полковника Нейбойши Павковича. “Заговор генералов”, о котором сообщают из Белграда, состоял в том, что покушение должно было послужить сигналом к введению военными чрезвычайного положения, вводу войск в Белград и тому подобным прелестям обычного путча.
     Однако остается непонятным: куда должно было деваться после устранения Джинджича все оставшееся сербское правительство? И в какую бездну должен был кануть сербский парламент - скупщина? Никаких действий против них предпринято не было. Напротив, “заговорщики”, если они существовали в природе и действительно были связаны с убийцами Джинджича, не предприняли вообще никаких шагов по захвату власти. Сербское правительство без помех ввело чрезвычайное положение, реорганизовало систему управления и стало проводить массовые аресты. При этом сразу же были названы виновники покушения на премьер-министра (криминальный “земунский” клан) и даже объявлено об их безусловной причастности к покушениям, имевшим место ранее.
     Вполне возможно, что “земунские” действительно являются виновниками покушения. Но при чем здесь Павкович и другие политические противники нынешнего режима? Между тем кампания обвинений ширится, и уже объявлена в розыск жена экс-президента Югославии Слободана Милошевича Мира Маркович. Складывается впечатление, что этот шаг предпринят с целью “поддержки” шатких обвинений против Милошевича в Гаагском трибунале.
     При этом “чрезвычайщина” в Сербии разворачивается во всей красе. Уже арестованы более 3.000 человек. Телевидение демонстрирует кадры сноса домов “заговорщиков”. Даже если это действительно дома покушавшихся на Джинджича, то вина их еще не доказана судом, а при наличии судебного приговора обычно речь идет о конфискации имущества в пользу государства, а не о его публичном, демонстративном уничтожении. В последнем случае речь идет уже о мести, причем не самой разумной. Похоже, что демократический режим в Сербии, воспользовавшись преступлением некоей группы криминала, ущемленной в ее бизнесе Джинджичем, стремится свести счеты с политическими оппонентами при молчаливом согласии Евросоюза.
     Между тем Брюссель вовсе не оставляет без внимания Балканы. Недавно состоялась церемония передачи миротворческой миссии в Македонии из рук НАТО Европейскому Союзу. ЕС, таким образом, впервые несет исключительную ответственность за успех миротворческой миссии. Как известно, он приступил к созданию собственного корпуса сил быстрого развертывания в 60 тысяч “штыков”, который, по замыслу, и должен осуществлять операции “по поддержанию мира”. Пока, однако, к наблюдению за ситуацией в Македонии приступили лишь немногим более 300 военнослужащих будущего “еврокорпуса”. Осознавая ограниченность своих возможностей даже в такой маленькой стране, Евросоюз договорился с НАТО о продолжении сотрудничества с ней в македонской миссии, благо руководство обеих организаций находится в Брюсселе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker