на главную страницу

12 Апреля 2003 года

Сегодня - День Космонавтики

Суббота

Космические приоритеты России

Генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий КОПТЕВ



Первый полет человека в космос стал одним из самых ярких и впечатляющих событий минувшего века. Имя первого землянина, порвавшего путы земного притяжения, Юрия Гагарина, нашего соотечественника, навсегда вписано в историю человечества. И мы, россияне, гордимся этим. Человеческий гений, дерзость духа, мужество, готовность к самопожертвованию ради великой цели - все эти факторы, слитые воедино, позволили совершить 12 апреля 1961 года тот ошеломляющий полет. С тех пор в нашей стране родился новый прекрасный праздник, ставший действительно всенародным, - День космонавтики, который мы сегодня отмечаем.
«Красная звезда» предлагает вниманию читателей тематическую страницу, посвященную ракетно-космической отрасли России. О ее сегодняшнем и завтрашнем днях рассказывает глава Росавиакосмоса Юрий Коптев. Также вы узнаете об уникальном предприятии российской «оборонки» - Конструкторском бюро транспортно-химического машиностроения, без участия которого не взлетит ни одна современная ракета. Сегодня только в «Красной звезде» вы, уважаемые читатели, познакомитесь с уникальным историческим документом - боевым расчетом космодрома Байконур, готовившим и осуществившим запуск космического аппарата «Восток-1» с первым летчиком-космонавтом Земли Юрием Гагариным.

Росавиакосмос является одной из ведущих в мире организаций, успешно выполняющей государственные, международные и коммерческие космические программы. Ярким примером этого является использование российских достижений в области пилотируемой космонавтики при строительстве Международной космической станции (МКС).
     Со дня своего основания Росавиакосмос решал важнейшие государственные задачи по запуску пилотируемых космических кораблей и спутников гражданского назначения, поддержанию жизнедеятельности российской космической станции «Мир», обеспечению и развитию космодромов Байконур, Плесецк и Свободный и многие другие. В период острого экономического кризиса, поразившего страну, агентству были переданы более ста предприятий отрасли, среди которых такие космические гранды, как РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО «Энергомаш», ГНТЦ «ЦКБ Прогресс», НПО «Прикладная механика», НПЦ АП и другие. Мы выжили и сумели сохранить главное наше достояние - научно-технический и производственный потенциал.
     Сегодня круг решаемых агентством задач еще более расширился. Это неудивительно, так как Росавиакосмос сейчас является динамично развивающимся сегментом ОПК, аккумулирующим 60 - 65 процентов научно-технического, производственного и интеллектуального потенциала всего оборонно-промышленного комплекса страны.
     Мировые тенденции таковы, что на этот момент почти сорок государств активно участвуют в космической деятельности, создают необходимые средства, аппараты, ракеты, инфраструктуру, управление. И практически нет ни одного государства, которое бы сейчас не пользовалось технологиями, позволяющими создавать космические средства. Это прежде всего вопросы связи, телекоммуникаций, наблюдений из космоса, вопросы, связанные с навигацией, геодезией, важнейшие оборонные задачи.
     Основой космической деятельности является орбитальная группировка. Сегодня в мире на орбитах находится свыше 700 спутников, из которых свыше 90 - российских. В составе этой группировки 30 космических аппаратов научного и народно-хозяйственного назначения, 43 аппарата военного назначения, остальные - аппараты двойного назначения.
     Естественно, что те процессы, которые в течение 10 лет переживает Россия, коснулись и космической отрасли. Объем государственного заказа по направлениям космической деятельности за десятилетие упал в общем в 15 раз. Естественно, это сказалось и на нашей практической деятельности. И это прежде всего привело к тому, что наша орбитальная группировка сократилась в два раза.
     Сегодня в ней значительная доля космических аппаратов, которые выработали свой ресурс, в связи с чем есть достаточно реальная перспектива снижения уровня, а иногда и возможностей в осуществлении и решении отдельных задач. Кстати, на сегодняшний день в орбитальной группировке нет ни одного космического аппарата научного назначения. Система «ГЛОНАСС» работает в составе десяти аппаратов вместо 24. У нас сегодня только половина из 11 спутников связи имеет нормальные гарантийные сроки, восстановленные за последние два года. Достаточно напряженное положение с группировкой метеорологических спутников и спутников наблюдения за Землей в интересах решения задач исследования природных ресурсов. Если ранее мы запускали ежегодно три-четыре аппарата для решения этих задач, то сегодня мы, по существу, запускаем один аппарат в два года. В большом долгу отечественная космонавтика паред нашей наукой - сегодня на орбите всего один научный спутник.
     Космическая деятельность сегодня находится под пристальным вниманием всех основных государств мира. Тем более что эта деятельность тесно увязана с авиастроением. И в Европе, и в США рассматривается возможность создания единого авиационно-космического комплекса. В Европе в нем задействовано около 400 тысяч человек, в США - 600 тысяч человек. И прежде всего АКК строится при государственной поддержке. Причем государственные заказы в США составляют сумму в 80 миллиардов долларов, в Европе - 40 миллиардов долларов. И самое главное: огромные средства вкладываются в создание опережающего научно-технического задела. Европа только в этом году планирует потратить 12 миллиардов долларов на создание такого задела. Идет процесс консолидации промышленности, и ставится задача, чтобы в рамках ракетно-космической техники иметь четыре-пять крупных интегрированных структур. В общем-то эта тенденция характерна для всего мира, и мы этим тоже начали заниматься.
     Здесь нельзя не упомянуть о значимости этой деятельности, например, имея в виду опыт последних конфликтов. И «Буря в пустыне», и операция в Югославии, и нынешняя война в Ираке строились на использовании информационно-управляющих систем. Достаточно сказать, что в Югославии был задействован ресурс 53 военных спутников, которые обеспечивали применение высокоточного оружия и управление войсками. И если говорить о перспективе развития оборонных систем, то без использования космических систем наблюдения, навигации, геодезии, связи и боевого управления нельзя в принципе создать эффективную армию, способную мобильно и быстро реагировать на различные ситуации.
     Надо учитывать и то, что в последние годы идет процесс коммерциализации. Сегодня Россия также представлена на рынке коммерческих запусков, представлена технологиями разработки и передачи отдельных агрегатов. Мы являемся крупнейшим участником таких проектов, как международная станция, исследования планет и околоземного космического пространства. Иногда есть некое недопонимание этой проблемы, но замечу, что рынок только в области космических телекоммуникаций в прошлом году составил 81 миллиард долларов. А Россия на нем, к сожалению, представлена очень незначительно. Если операторы услуг заработали порядка 32 миллиардов долларов, то мы - всего 56 миллионов. Рынок пусковых услуг составляет 8,2 миллиарда долларов, из которых у России - 650 миллионов. В прошлом году при 85 запусках в мире, Россия сделала 34. И здесь единственная тенденция в условиях ограниченных возможностей государства и бюджетного финансирования - это продвижение на рынок российских технологий. При этом я хотел бы подчеркнуть, что речь идет не о передаче технологий, а о продаже услуг, позволяющих сохранить нашу промышленность и поддерживать ее в нужном объеме. Кстати, в 2000 г. привлечено около 800 миллионов долларов на выполнение работ в рамках пусковых услуг и реализации различного рода проектов в интересах иностранных заказчиков.
     Наша задача - полностью реализовать экспортный потенциал. А его мы оцениваем примерно в 1 - 1,2 миллиарда долларов. Это достаточно скромная цифра на фоне того, что реализуется реально. Сегодня у нас в общей сложности есть около 100 международных проектов.
     Много критики раздается по поводу нашего участия в МКС. Хотел бы напомнить, что в свое время, когда создавалась станция «Мир», расходы на запуск первого орбитального блока доходили до 500 миллионов долларов в год, а всего этот проект нам обошелся в 4,3 миллиарда долларов за 15 лет эксплуатации. Реальные возможности сегодняшнего российского бюджета все знают. Значит, в этом случае говорить о создании полноразмерной станции - просто нереально. Поэтому будем надеяться, что страна все-таки встанет на ноги, экономика ее нормально заработает и мы снова вернемся к вопросу о создании нашей станции.
     В проекте же МКС работают 15 стран. И в рамках подписанных документов не идет речь об американской станции. Это именно международная станция, в которой есть российский сегмент. И за 6 процентов стоимости Россия имеет 30 процентов собственных ресурсов на этой станции. Все страны, которые сегодня занимаются космической деятельностью, и европейские, и США, и Япония, и Канада, и в том числе Россия, объединились в рамках этого проекта. За все время работ по МКС из российского бюджета выплачено около 100 миллионов долларов. Всего в этот проект сегодня вложено около 450. Если бы этого не было, то ныне на орбите не было бы ни «Звезды», ни всех остальных элементов станции. И сегодня нам надо думать о том, как создавать российский научный сегмент, потому что тех средств, которые мы сегодня находим, в том числе и внебюджетных, хватает только на техническое обслуживание. Мы не развиваем наш сегмент, мы не строим новые модули, мы даже не финансируем в нужном объеме те функции, которые обеспечивают существование станции на орбите.
     Отмечу, что дополнительный объем работ нам придется выполнять в связи с трагической гибелью американского космического челнока «Колумбия». Эта трагедия внесла свои коррективы не только в американскую космическую программу, но и в работу Международной космической станции. Напомню, что именно шаттлы выполняли львиную долю грузоперевозок на МКС, а старты космических челноков отложены до выявления и устранения причин катастрофы. В этой ситуации большую роль в обеспечении жизнедеятельности станции придется играть Росавиакосмосу. Но для производства необходимого количества кораблей «Союз» и «Прогресс» нужны немалые финансовые средства, которых у России нет. Поэтому мы ждем здесь определенной помощи от наших зарубежных коллег.
     Вообще же, когда мы говорим о космической деятельности, то надо помнить, что, кроме пилотируемой космонавтики, есть еще восемь направлений, без которых страна жить не может: это связь, метеорология, наблюдение за Землей, навигация... То есть те вопросы, которые жизненно необходимы для хозяйственной деятельности и для обороны страны, и которые сегодня, к сожалению, находятся в очень тяжелом, плачевном состоянии.
В нашей отрасли сегодня 106 предприятий, 78 проц. из которых являются государственными, работают 273 тысячи человек. Хотел бы заметить, что сохранена управляемость отрасли, мы как-то сдержали процессы безудержной приватизации и акционирования. И сегодня все основные предприятия готовы к реформированию при воле и возможности государства управлять этим процессом. Кстати, только одни налоговые поступления от предприятий ракетно-космической промышленности в полтора раза превышают то, что мы получаем из бюджета. Естественно, при таком положении дел кадры значительно стареют. Сегодня средний возраст работающих в промышленности - 46 лет. Но самое главное, что мы постарели по оборудованию: возраст основного оборудования - 20 и выше лет. Этот процесс, конечно, очень беспокоит, и сегодня в целом ряде программ мы планируем провести операции, связанные с неким реформированием и модернизацией нашего промышленного потенциала, с тем, чтобы сохранить возможность для дальнейшего продвижения.
     Естественно, огромное значение имеет государственная поддержка с точки зрения бюджетного финансирования. Федеральный бюджет России по гражданской космонавтике несопоставим с такими же бюджетами Японии, Франции, Индии, Китая, объединенной Европы.
     При этом, естественно, мы понимаем, что есть объективные реалии и космическая деятельность не может находиться вне тех процессов, которые переживает страна. Но если мы не обеспечим необходимого минимума, то можем потерять и эту деятельность, и эту промышленность, как таковую. Если мы действительно хотим заниматься космической деятельностью, то хотя бы внимание государства и необходимое финансирование (как основа государственной поддержки) должны быть сохранены.
     В рамках совокупных программ - военных, гражданских, коммерческих и конверсионных - на сегодня мы имеем загрузку в среднем по отрасли: по численности - порядка 61 проц., а по мощностям – 36 проц. То есть, сейчас в России промышленность способна выполнять любые работы, она сегодня управляема, она находится под влиянием государства. И наша задача: учитывая ограниченные возможности бюджета, за счет привлеченных средств, за счет привлеченных проектов все-таки обеспечить дальнейшее развитие и продвижение этой фундаментальной для нашей страны отрасли.
     Как ни тяжело, но сегодня российский космический потенциал востребован, он существует и способен решать те задачи, которые ставит перед ним государство.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker