на главную страницу

12 Апреля 2003 года

Культура

Суббота

Во славу Отечества

13 апреля исполняется 120 лет со дня рождения А.В. Александрова

Юрий ГРИБОВ, «Красная звезда».



     Бывало, у нас в селе, когда случались пожары, беспрерывно гудел набат и все, кто слышали эти тревожные и призывные звуки, срывались со своего места и, подчиняясь святому зову помощи ближнему, бежали к месту беды...
     Примерно такое же чувство единения и подъема охватило меня, когда я в первый раз услышал песню «Священная война»:
     

     Вставай, страна
     огромная,
     Вставай
     на смертный бой
     С фашистской
     силой темною,
     С проклятою ордой.

Конечно, мы тогда не знали, кто автор музыки и слов такой удивительной песни. Да никто, собственно, этим, кажется, и не интересовался. Великие песни, обретя крылья, улетают в народ и растворяются в народе. Так на наших глазах происходило и со «Священной войной»: она, только что родившись, уже шагала по стране, по всем фронтам и гарнизонам.
     А началось все со стихов известного поэта Василия Лебедева-Кумача, которые двадцать четвертого июня были напечатаны сразу в двух газетах - в «Красной звезде» и «Известиях». Начальник Краснознаменного ансамбля песни и пляски, народный артист СССР, профессор Александр Васильевич Александров увидел эти стихи за завтраком. Очевидцы вспоминают, что он тут же отодвинул тарелку, изменился в лице и быстро направился к себе. Стихи ему понравились. Они ярко отражали суть времени, обозначали победу. Но самые высокие слова почти мертвы без сильной духоподъемной музыки. И только он, талантливый военный композитор, любимый всей армией, мог за кратчайший срок, почти за одну ночь, написать такую музыку.
     И Александров ее написал. Он совершил творческий подвиг. Музыка к «Священной войне» как бы вылилась из глубин его сердца. Ансамбль торопился донести песню до масс. Работали ночью, мелом на школьной доске выводили ноты и слова и тут же разучивали. А утром поехали на Белорусский вокзал, откуда уходили эшелоны на фронт, и дали первый концерт. Когда зазвучал второй куплет, все встали, как при исполнении гимна. «Священную войну» пришлось повторять пять раз: красноармейцы не отпускали артистов.
     А с середины октября, когда фронт подступил вплотную к Москве, по первой программе радио ежедневно в шесть сорок утра, словно вечевой колокол, звучала «Священная война»...
     Если бы Александр Васильевич Александров как композитор не создал, кроме «Священной войны», ни одной популярной песни, он бы все равно попал в музыкальные классики. Но на его творческом счету десятки замечательных патриотических произведений, таких, как «Песня о Советской Армии», которую часто называют еще «непобедимая и легендарная», «Эшелонная», «Бейте с неба, самолеты!», «Торжественная кантата», «Да здравствует наша держава», народные обработки. Эти песни сроднились с фронтовой армией, увеличивали ее мощь и стойкость. Прав поэт, сказавший, что воюет не железо, а душа, вся сила в ней, а уж потом в железе...
     Знатоки считают, что главным музыкальным достижением Александрова является гимн Советского Союза. Возможно, это так и есть. Звучание гимна так мелодично, привлекательно и неповторимо, что весь мир с уважением отмечал его. И недаром эта классическая музыка служит нашему теперь уже «укороченному» Отечеству» второй раз. Она обрела бессмертие.
     Откуда взялся такой всесторонне одаренный человек, такой самородок чистой пробы? Александров - крестьянский сын рязанского села Плахино. В церковно-приходскую школу он ходил в лаптях. В Плахине, как и в соседних деревнях, многие хорошо пели, но лучшим завораживающим голосом считался голос мальчишки из большой семьи Александровых. Бог наградил его абсолютным слухом, редкими музыкальными способностями. Во всей окружающей природе он слышал музыку.
     Однажды приехал в Плахино музыкант из Петербурга и поразился одаренности мальчика. С тех пор жизнь Саши Александрова круто изменилась. Он был принят в хор Казанского собора, потом в регентские классы певческой капеллы.
     А через некоторое время, получив звание хорового регента, Александров успешно поступает в Петербургскую консерваторию, где преподавали такие музыкальные светила, как Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов. Работая над оперой «Смерть Грозного», Александров переписывается с Федором Шаляпиным. В общем, могучий талант, крестьянская работоспособность вывели его на большую дорогу искусства. Совсем еще молодым он становится профессором, преподавателем московской консерватории, заместителем декана военно-дирижерского факультета.
     С этого примерно времени Александр Васильевич тесно связывает свою судьбу с армией, которую он любил беззаветно. Он стоял у истоков создания ансамбля красноармейской песни, стал потом бессменным и авторитетным руководителем этого уникального коллектива, которому аплодировал весь мир.
     Александровцы - так тепло и любовно называли в народе и в армии военных артистов. Коллектив был один к одному орлы! Попасть в такой прославленный ансамбль было непросто: профессор лично сам «просвечивал» каждого кандидата.
     - А ну-ка, братец, удиви нас, - говорил он шутливо новичку, - пройдись по сцене!
     Кадры в основном брали из армейской художественной самодеятельности, иногда из театров. Тренировались и репетировали до упада: Александров спуска не давал, действовал по-суворовски - трудно в учебе, легко в бою...
     И в «боях», то есть на концертах, ансамбль выдавал класс. Песня сменялась пляской, народная музыка - музыкой военной, огневой, задорной. Всю страну исколесили, забирались в самые дальние уголки. Их везде ждали, встречали как родных.
     Отличились александровцы и в первой зарубежной поездке в 1937 году. Перед сборами многие очень волновались. Да и сам Александр Васильевич частенько озабоченно вздыхал: это же Франция, Париж, каково-то там встретят хор в советской военной форме?
     И вот широкая сцена, большой зал, до отказа заполненный публикой, дамами в дорогих нарядах. Александр Васильевич привычно взмахнул дирижерской палочкой, и тут же полились звуки «Марсельезы» на французском языке. Все встали. Аплодисментам не было конца.
     Коллектив должен был дать в Париже шесть концертов, а пришлось выступать пятнадцать раз. И каждый номер повторялся, вызывался на «бис». Так было и в Лионе, и в Лилле. Ансамбль привез из Франции диплом «Гран-при» - высшую награду.
     Выступал ансамбль в том же году и в Чехословакии. В залах и даже на стадионах - так много было желающих. «Нех жие руда армада! Да здравствует Красная Армия!» - дружно скандировали благодарные чехи.
Приглашали александровцев и в Америку - в Вашингтон и в Нью-Йорк, но не успели наши военные артисты съездить за океан: заполыхала страшная, кровавая война, которую ансамбль прошел всю - от звонка, как говорится, и до звонка.
     Александр Васильевич по-армейски подтянулся, перевел коллектив на боевой режим. Нужны были новые песни, новая музыка. Он сумел подчинить своему ансамблю лучших поэтов и композиторов. Репертуар наполнился злободневным содержанием.
     На фронты александровцы чаще всего выезжали группами, чтобы охват духовного влияния был пошире. Сам Александр Васильевич старался попасть на самые опасные участки, дать концерт перед боем. Его близко знали почти все командующие, корпусные и дивизионные генералы.
     В апреле сорок третьего года широко отметили шестидесятилетие Александра Васильевича. Он был награжден орденом Ленина, получил звание генерал-майора. Все говорили, что военная форма шла ему, скрашивала полноту, он выглядел в ней по-гвардейски молодцевато. И вообще он был довольно привлекателен: открытое доброе лицо с еле заметными «ворошиловскими» усиками, умный и пытливый взгляд...
     Александр Васильевич не щадил себя в работе и в службе. А уставшее сердце его уже давало о себе знать. Много пришлось потрудиться ему над музыкой к гимну Советского Союза. Всю денежную премию за гимн от отдал на вооружение армии.
     Скончался Александр Васильевич восьмого июля сорок шестого года в Берлине от второго инфаркта. Он со своим ансамблем выступал в Польше, и маршал Соколовский пригласил его к себе в Берлин в гости. Ехали на машине. Стояла невыносимая жара, и в пути Александрову стало плохо. Врачи не смогли спасти великого музыканта...
     Ансамбль принял его сын Борис Александрович Александров, который давно уже служил в этом коллективе. Он преумножил славу отца и его детища. Дважды краснознаменный академический ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова - так он стал называться. И по-прежнему почти весь земной шар был у его ног...
     В эти дни отмечается 120-летие со дня рождения Александра Васильевича Александрова. Я позвонил Сергею Владимировичу Михалкову, который хорошо знал маэстро, вместе с ним работал над гимном.
     - Каким он был в жизни? - переспросил Михалков. - Он был и останется на века великим сыном России. Генерал по должности и маршал в музыке!
     В ансамбле мне подарили кассету с записями песен прославленного коллектива. Пленка начинается со «Священной войны». А всего восемнадцать лучших произведений. Я все их прослушал. Ходил по комнате, слушал, и слезы копились у меня в глазах. Глубоко талантливое, национальное и патриотическое искусство никогда не стареет.
     

На снимках: А.В. АЛЕКСАНДРОВ; артисты ансамбля на пароходе перед отплытием в Гавр (Франция). Ленинград, 1937 г.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker