на главную страницу

22 Апреля 2003 года

Армия и общество

Вторник

Как помочь вспомогательному флоту

Взгляд на проблему с разных точек зрения

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной указом президента 27 июля 2001 года, отмечено, что «…военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане, относится к категории высших государственных приоритетов». Однако это положение Морской доктрины вступает в противоречие с экономическими возможностями государства. Что же делать?

     В Военно-морском флоте накоплен опыт выживания вспомогательного флота в общей системе обеспечения ВМФ в условиях недостаточного бюджетного финансирования, когда на обеспечение технической готовности кораблей и судов выделяется не более трех процентов от потребности. С учетом этого опыта главным командованием ВМФ были подготовлены предложения о том, как восстановить вспомогательный флот. Эти предложения по ходатайству главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова рассмотрены в Министерстве обороны и в виде концепции адресной Программы «Строительство судов для вспомогательного флота ВМФ» - в ряде министерств Российской Федерации. Предупредительное восстановление системы обеспечения боевых кораблей в море учитывает 15-летний резерв времени, связанный с ограничениями на деятельность боевых кораблей в море, а также и то, что к 2006 году у 80 процентов судов обеспечения срок службы перевалит за тридцатилетний рубеж.
     Предлагается создать две системы финансирования строительства судов для вспомогательного флота ВМФ: по государственному оборонному заказу и за счет инвестиций негосударственных средств.
     По государственному оборонному заказу финансируется строительство судов обеспечения, которые в связи с безопасностью или их специальным предназначением не могут отвлекаться от деятельности сил флота в интересах сторонних организаций.
     С применением финансовой аренды в рамках адресной программы строятся суда обеспечения так называемого двойного назначения. Возврат инвестиционных кредитов обеспечивается в течение 5-7 лет за счет торгового мореплавания вновь построенных судов, после чего они передаются в оперативное управление ВМФ. Согласитесь, лучше получить суда через 5-7 лет, чем иметь 30-летние суда, сроки эксплуатации которых продлены с нарушением требований Морского регистра России. Суда обеспечения двойного назначения могли бы составлять до 80 процентов от общего состава вспомогательного флота. Таким образом, в период существующих ограничений на деятельность боевых кораблей без дополнительной нагрузки на бюджет, по мнению специалистов ВМФ, можно до 2020 года восстановить составляющую вспомогательного флота.
     Реализация адресной программы обеспечивает привлечение дополнительных средств на нужды Вооруженных Сил и может оказать положительное влияние на инвестиционный климат в целом в судостроительной отрасли России.
     Однако не представляется возможным реализовать эти предложения без государственной поддержки. Именно она является основанием для передачи судов, построенных с привлечением негосударственных средств, в собственность государства. В качестве мер государственной поддержки адресной программы «Строительство судов для вспомогательного флота ВМФ» главное командование ВМФ предлагает следующее.
     Во-первых, внебюджетные средства, полученные от услуг торговому мореплаванию судами вспомогательного флота и от реализации списанных судов обеспечения, а также от реализации судов обеспечения с неистекшим сроком службы, которые не могут быть восстановлены из-за недостаточного бюджетного финансирования, но имеют спрос на общегражданском рынке, - все эти средства аккумулировать на специальном счете в Федеральном казначействе и направлять как бюджетные инвестиции на финансирование строительства новых судов обеспечения.
     Во-вторых, на финансирование строительства судов направить средства от реализации третьим лицам части внешних долгов других стран перед Российской Федерацией.
     Участие государства, а тем более выделение части внешних долгов должно инициировать привлечение инвестиций негосударственных средств, объем которых может составить до 85 процентов. Расходы из бюджета в качестве государственной поддержки программы за счет внебюджетных средств и части внешних долгов несравнимы с затратами, которые потребуются через семь лет, когда, по оценке специалистов ВМФ, 95 процентов судов в действующем составе вспомогательного флота ВМФ будут иметь срок службы более 30 лет.
     Сейчас проработан вопрос строительства морских судов разного класса за счет погашения части государственного кредита бывшего СССР Индией. Причем вопрос поставок судов может быть решен уже в 2004 году, если на это будет воля Правительства России. Этот первый опыт вызвал большой интерес и в Словакии. Об этом председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Касьянову заявили представители словацкой официальной правительственной делегации во время встречи 8 апреля и предложили схемы взаимовыгодной для обеих стран реализации предложений.
     Предлагается не просто расходование средств на строительство судов. Создается механизм возврата этих средств за счет торгового мореплавания и их последующего реинвестирования в строительство новых судов обеспечения на судоверфях России. Интерес для негосударственных инвесторов заложен в долгосрочности программы, которая рассчитана на 20 - 25 лет, и в объемах строительства, а также в относительном сокращении коммерческих рисков за счет гарантий государства и достаточно высокой вероятности возврата инвестиционных средств. Суда, соответствующие по своему тоннажу и назначению судам обеспечения ВМФ, по оценке экспертов Минтранса России, будут иметь повышенный спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках услуг торгового мореплавания на период до 2018 года.
     По расчетам специалистов ВМФ, по предложенной системе финансирования до 2020 года может быть построено для ВМФ более 150 судов, из них за счет инвестиций в лизинг негосударственных средств - около 120 судов и за счет средств государственной поддержки – 35 - 40 судов обеспечения. Это позволит произвести поэтапное замещение до 75 - 80 процентов судов действующего состава вспомогательного флота от потребного по оперативным планам количества и полностью восстановить систему обеспечения боевых кораблей в море, особенно в океанской зоне.
     Что же мешает принять предложения и программу в целом после их обсуждения в федеральных органах исполнительной власти? В Главном штабе считают, что прежде всего инертность тех же органов исполнительной власти, в частности Минфина России. Первый вопрос, который задается авторам предложений: зачем и кому все это надо? Есть бюджет, есть гособоронзаказ, есть Программа вооружения до 2010 года. Если в их рамках не выделены средства на финансирование строительства судов обеспечения, значит, в этом нет необходимости. Почему надо искать дополнительные средства, ведь это не предусмотрено федеральными законами «Об обороне» и «О государственном оборонном заказе»? И такие вопросы вновь замыкают круг безысходности. Согласовать предложения со всеми «заинтересованными» лицами при их незаинтересованности просто невозможно. Таким образом, Военно-морской флот может вновь остаться один на один со своими нерешаемыми проблемами.
     Как мне сказали в Главном штабе ВМФ, там надеются, что Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации скажет свое веское слово в поддержку предложений концепции программы, консолидирует мнение всех участников для ее принятия. Вопрос об этом от имени Минобороны России вынесен на заседание Морской коллегии, которое состоится 30 апреля.
     Почему речь идет именно о вспомогательном флоте? Во-первых, он уже адаптирован к программе, подготовлен ряд первоочередных шагов, в частности возможность поставки судов обеспечения в счет погашения внешнего долга перед Российской Федерацией других стран, что в свою очередь проверит жизненность концептуальных положений программы без изменения законодательства.
     Во-вторых, не дело военных органов управления разрабатывать и внедрять какие-то, пусть и современные, схемы финансирования. Для внедрения программы требуется создание специализированной финансовой компании при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и негосударственных структур, которая могла бы взять на себя доработку и управление этой программой.
     Предложения главного командования ВМФ позволят впервые объединить интересы негосударственных структур и государства в целях национальной безопасности. Реализация программы может вывести финансирование отдельных направлений обеспечения Вооруженных Сил на совершенно иные условия и принципы, а значит, позволит привлечь дополнительные средства на оборону вне рамок бюджетного финансирования.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker