на главную страницу

23 Апреля 2003 года

Пульс планеты

Среда

Ирак: стойкость и… безысходность

Валерий ЯРЕМЕНКО, кандидат исторических наук.



Понедельник, 7 апреля. Раннее утро. Весь мир облетела сенсационная весть – Багдад пал и находится в руках американцев! Вскоре выяснилось, что 70 танков М-1 «Абрамс» и 60 бронированных машин М-2 «Брэдли», совершив 15-мильный бросок от аэропорта по автостраде № 8 вдоль Тигра, без особого труда добрались до разрушенного и необитаемого президентского комплекса. Над ним водрузили американский флаг. Отсутствие элементарного сопротивления воодушевило американцев – было решено: танковой ротой совершить разведку боем в одном из близлежащих кварталов Багдада. Но на узких улочках старого города танки попали под перекрестный огонь. Все стреляло, все пылало – кромешный ад, говорил позже корреспондентам еще не пришедший в себя американский офицер. Три часа продолжался «хаос»: одни танки горели, другие палили по жилому кварталу. Тяжелым было и отступление: многие танки и БМП так и остались на мостах через Тигр и Диялу.
Вторник, 8 апреля. Американцы предпринимают очередную попытку захватить центр Багдада. Усиленные бронетанковые «клинья» с трех сторон пересекают городскую черту и устремляются к центру столицы. Через каких-то полчаса, не встретив даже символического сопротивления, колонны сходятся на площади Освобождения («Саххат ат-Тахрир»). Тысячи багдадцев, которые еще пару дней назад неистово славили Саддама, теперь приветствуют американцев, не скрывая радости.

     
Когда за дело берется партия

     Произошло нечто невероятное в этой странной войне. Большинство ее моментов просто не укладывается в рамки элементарной логики, особенно человека военного. Так и напрашивается вопрос: неужели Буш и Саддам все решили заранее?! Или сыграли другие факторы. Например, то, что иракцы в морально-психологическом плане оказались не готовыми к длительной и тяжелой, с большими потерями войне. Хотя накануне ее и сами американцы, и многочисленные эксперты довольно высоко оценивали морально-боевой дух вооруженных сил Ирака.
     Вначале англо-американские войска действительно встретили яростное сопротивление. Сопротивление со стороны фактически безоружной и истрепанной репрессиями регулярной армии, народного ополчения, федаинов, активистов правящей партии Арабского социалистического возрождения (Баас) и конечно же элитных дивизий Республиканской гвардии. Все слои иракского общества (за исключением оппозиционных курдов) взялись за оружие для борьбы с пришельцами. Даже шииты Юга не пошли за янки, хотя те извинились за «предательство» 1991 года, когда не сдержали обещания помочь им в антисаддамовском мятеже.
     На мой взгляд, это имеет объяснение. В 1979 году путем интриг и дворцового заговора на вершину пирамиды иракской власти взошел Саддам Хусейн. Он, по природе человек-холерик с выраженным чувством собственной непогрешимости, сразу же понял, что, лишь опираясь на преданную «паству», можно сравнительно долго продержаться на белом арабском скакуне. Необходимо было чуть-чуть подкорректировать мораль и психику подданного люда, научить его жить по новым светским стандартам с учетом древних традиций и религиозного прошлого. За основу воспитательного процесса были взяты «европейские модели XX века». Из них Саддам выбрал те, которые, по его мнению, как нельзя лучше соответствовали менталитету иракской нации (читай – менталитету самого президента). К 1981 году партия Баас превратилась в своеобразную секту избранных, покрытую ореолом таинственности. Чтобы стать ее членом (и соответственно получить работу и возможность продвигаться по служебной лестнице), необходимо было прежде всего доказать на деле преданность «раису» («генеральному»), а затем уж собирать рекомендации у партийных функционеров. Постепенно при местных комитетах Баас стали создаваться вооруженные дружины, получившие название «Народная армия» («Аль-Джейш аш-Шаабий»). В ее распоряжение передавались не только стрелковое оружие, но и отдельные виды бронетанковой техники. Основная задача – борьба с инакомыслием, подавление в зародыше элементарного народного протеста. Партийные инструкторы имели право носить военную форму, зачастую им присваивались офицерские звания. Они считались опорой правящего режима, основными проводниками его политики и идеологии.
     Численность членов партии никогда не обнародовалась. По косвенным данным, к началу войны в 25-миллионном Ираке около двух миллионов человек считали себя баасистами. В силовых структурах 95 процентов офицеров и унтер-офицеров были членами партии.
     
В назидание другим

     Воспитание морально-психологической стойкости у личного состава, преданности «Родине и Саддаму» – вот две основные функции партийных организаций в войсках. Примечательно, что армейские парторганизации не подчинялись командирам частей - они были подотчетны лишь местным (гражданским) партийным комитетам и действовали в соответствии с их указаниями. Ежемесячно парткомы издавали для армии специальные бюллетени (под грифом «секретно» или «для служебного пользования»), которые использовались в ходе занятий по так называемой «политической ориентации». На занятиях присутствовали только члены партии, место занятий всегда держалось в строгой тайне. В соответствии со специальной инструкцией каждый партиец имел право вкратце изложить содержание очередной лекции своим родственникам, друзьям и знакомым, преподнося его в качестве «генеральной линии партии и правительства». Эта «линия» зачастую отличалась от ежедневных сообщений в средствах массовой информации.
     Вот живой пример. Вскоре после израильской агрессии в Ливане (лето 1982 года) мне случайно попал в руки партийный бюллетень под грифом «сиррий» («секретно»). В преамбуле к лекции «Причины поражения арабской армии» читаю: «Необходимо как можно доходчивей разъяснить личному составу, что основная причина поражения кроется в устаревшем советском вооружении и военной технике, которые Москва поставляет в арабские страны. Наоборот, американцы дают сионистскому образованию все самое современное вплоть до лазерных бомб и самонаводящихся ракет. Вежливо, но настойчиво донести эту мысль до советских специалистов (если таковые имеются в вашем подразделении)… Ни в коем случае не акцентировать внимание на некоторые промахи арабского руководства и несогласованность действий арабской стороны… Слушатели должны понять непреложную истину: без активного участия иракской армии во главе с Саддамом Хусейном в войне с сионистами проблему Палестины решить невозможно».
     Анализ практики военного строительства в Ираке показывает, что Баас реализовывала свою деятельность по двум линиям: социально-политической и организационно-технической. Главной из них была первая, поскольку оружием управляет человек. Саддам Хусейн неоднократно подчеркивал, что человек и его качества «предшествуют оружию с его тактико-техническими характеристиками». Главным звеном здесь выступает человек, который «верен своей родине, делу арабской нации, отличается сознательностью, героизмом, готовностью к самопожертвованию». Саддам постоянно выступал за обновление армии, настаивая на том, что личный состав должен состоять из «представителей трудящихся классов, разделять политику партии, служить делу революции». При этом «классовым подходом» нередко объяснялись почти регулярные чистки офицерского состава. Каждый военнослужащий при необходимости мог быть обвинен в «реакционной антинародной деятельности» и, в лучшем случае, уволен из вооруженных сил, в худшем – приговорен к смертной казни. Особо свирепствовала «партийная инквизиция» в годы ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), а также весной 1991 года, когда сотни военнослужащих были казнены по обвинению в «антинародной деятельности».
     Вспоминаю, как в 1983 году пришлось уговаривать командование военного лагеря «Ар-Рашид» (в Багдаде) убрать от проходной качающиеся трупы повешенных солдат и офицеров. Таблички на их телах давали понять каждому еще живому, что его ждет впереди, если он не будет следовать «партийной дисциплине» и указаниям «великого вождя». К вечеру, после долгого согласования с центральными партийно-политическими органами, виселицы с трупами все же перенесли в другое место. «А почему вообще нельзя убрать этих несчастных,– поинтересовался я, – ведь по исламским обычаям их необходимо предать земле в день смерти до захода солнца». – «Они не мертвые, они казненные», – парировал бравый капитан и попытался разъяснить, что, согласно инструкции партии Баас для военного времени (шла война с Ираном), каждый «реакционер, предатель и дезертир», не понимающий «линию Саддама», должен быть казнен немедленно, без суда и следствия, на месте совершения «преступления» и в присутствии сослуживцев, коллег и друзей. «В зависимости от погоды (но не менее двух дней) казненный должен оставаться на виселице в назидание другим», - закончил он свой поучительный спич.
     
Ставка на «рыцарей»

     Руководство Баас всегда исходило из того, что армия способна выполнить свою высокую патриотическую миссию лишь при условии постоянного и твердого руководства со стороны правящей «революционной партии». В этих целях была развернута соответствующая работа в войсках. «Совершенствованию» этой работы способствовали специальные решения и закрытые постановления партийных конференций. В частности, в спецпостановлениях речь, как правило, шла о необходимости более слаженной работы партийных организаций армии и флота с особыми отделами контрразведки («Аксам аль-Мухабарат»).
     При составлении годовых программ партийного образования в воинских частях и подразделениях особый акцент делался на «укрепление авангардной роли Баас в борьбе за повышение боевой мощи армии», подготовке офицерского состава, сержантов и солдат на «основе теоретических положений партии и решений ее конференций с целью повышения у них сознательности, чувства ответственности, воспитания у личного состава ненависти к врагу (Израилю) и любви к родине, партии, народу и президенту».
     Количество тем на год (одинаковых как для офицерского, так и рядового состава) варьировалось от 20 до 25. В месяц рекомендовалось проводить не менее одного 4-часового занятия по наиболее актуальной на данный момент теме. Многие темы повторялись из года в год. Например, такие как «Дух самопожертвования во имя родины и народа», «Империализм и сионизм – орудия убийств и порабощения», «Профессиональная армия – удел реакционной власти», «Саддам Хусейн – вождь и полководец»…
     Конечно, не только партия занималась воспитательным процессом в армии и на флоте. Эта «миссия» возлагалась и на офицерский состав. В официальном документе «Особенности строительства иракских вооруженных сил», в частности, говорилось, что каждый офицер должен концентрировать свои усилия, опыт и знания на воспитании у подчиненных «высоких морально-психологических качеств». Для этого использовать «все формы революционной культуры», основанной на принципах партии Баас. Эти принципы предполагают «любовь к народу, родине и нации», мужество и героизм, формирование «единого целостного механизма в системе «солдат – оружие». Высокие морально-боевые качества офицеров формировались на факультетах «рыцарского искусства» («фарусийа»), специально созданных при учебных заведениях. К слову сказать, почти весь личный состав элитной «Золотой дивизии Саддама» (около 15 тыс. человек) состоял из «рыцарей с дипломом».
     В свое время, работая над переводом иракских народных сказок и преданий, я обратил внимание на одну закономерность: почти все они пронизаны неким пафосом преданности и готовности к самопожертвованию во имя высокой и благородной цели, во имя великой личности, которая дарит герою повествования не только жизнь и благородство, но и обязанность верно служить «отечеству, царю-освободителю и народу». Зная особенности бытования детских сказок в Ираке (большая популярность устного рассказа, наличие многочисленных сказочников-профессионалов и т.д.), я постепенно стал понимать «душу и сердце» простого иракца, с которым практически ежедневно приходилось работать, беседовать и даже спорить. Вкратце, «средний» гражданин страны представляет собой своеобразный индивид, в котором причудливо сочетаются безалаберность и строгая рациональность, политическая пассивность и отличное знание своего вероятного врага. Почти каждый гражданин республики может цитировать наизусть всех героев Месопотамии, начиная с древнего Шумерского царства (V тысячелетие до н.э.) и кончая эпохой Салах эд-Дина, победителя крестоносцев. При этом он гордится своими предками, подспудно желая следовать их героическим примерам, и прежде всего в деле борьбы с неприятелями, захватчиками и поработителями. Все это, поверьте, не простая банальность, не желание показать рядового иракца в лучах радужного света - это реальность сегодняшнего дня.
     
Нет оружия – нет морального духа

     В течение последних 20 лет иракское руководство постоянно внушало своим гражданам, что агрессор может прийти в любой момент, чтобы покорить их страну. Казалось, выросло целое поколение, морально готовое к длительному сопротивлению, даже при отсутствии Саддама. Но, увы, это поколение, несмотря на мощнейший партийно-политический прессинг, проявило чудеса некомпетентности и открытого пренебрежения долгом чести и совести. Пожалуй, лишь федаины («жертвующие собой партизаны») несколько омрачали торжественное шествие американо-британского альянса (да и сейчас они постреливают). А ведь федаины – это 30-тысячная группировка «головорезов, бандитов и людей подворотен», созданная в 1995 году старшим сыном Саддама Удаем в качестве собственной гвардии. В основном безграмотное (но хорошо вооруженное) «братство» не посещало никаких политзанятий, не слушало радио и не смотрело телевидение. Оно лишь хладнокровно убивало, насиловало и грабило; за деньги, которые исправно платил Удай, готово было совершить любое злодеяние. Без угрызения совести.
     Крах же регулярного войска имеет несколько объяснений. Основное, на мой взгляд, кроется в тезисе самого Саддама, записанного в названных выше «Особенностях строительства…»: без наличия современной техники невозможно добиться успеха в бою... А такой техники из-за 12 лет строжайших международных санкций иракская армия не имела.
     В последний час
     Мухаммад Хазмак аль-Зубайди, оказавшийся на 18-м месте в списке 55 «наиболее разыскиваемых» силами американо-британской коалиции иракских руководителей, арестован в понедельник в Ираке. Аль-Зубайди известен как один из ключевых участников подавления восстания мусульман-шиитов на юге Ирака в 1991 году. Он также был членом Совета революционного командования - высшего органа власти Ирака.
     * * *
     Парижский клуб кредиторов начинает рассмотрение проблемы долгов Ирака. По мнению большинства финансовых экспертов, «нет никакого сомнения в том, что этот долг будет частично сокращен и реструктуризирован – ведь сейчас Ирак не в состоянии его выплачивать». По разным оценкам, внешний долг Ирака достигает от 60 до 120 млрд. долл. (при нынешнем ВВП страны в 25 млрд. долл.), следует учитывать также «репарации», связанные с войной в Персидском заливе, потолок которых может превышать 300 млрд. долл. По расчетам экономистов, если Ирак согласится обратить свои нефтяные богатства в деньги, то ему потребуется по меньшей мере 30 лет для уплаты половины суммы долгов. Россия уверена, что реструктуризация долгов Ирака была заведомо неизбежна, — так считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Но главное, подчеркнул он, что «такая реструктуризация будет проводиться под эгидой Парижского клуба».
     * * *
     Многотысячная демонстрация протеста прошла в понедельник в Багдаде после сообщения об аресте американскими оккупационными властями одного из шиитских шейхов - Мухаммеда аль-Фартуси. Участники акции пригрозили «отомстить Америке», в случае если шейх и сопровождавшие его сторонники не будут выпущены на свободу в ближайшие часы. Аль-Фартуси на днях возвратился в Багдад из Ан-Наджафа - города, наравне с Кербелой священного для мусульман-шиитов. Он представляет одного из видных лидеров шиитской общины Муктаду ас-Садра. Сегодня в Кербеле – шиитской духовной столице – состоятся ежегодные траурные церемонии, посвященные памяти имама Хусейна – внука пророка Мухаммеда, убитого в 680 году. По поступившим сюда сообщениям, впервые с 1977 года религиозные процессии пройдут при массовом скоплении верующих.
     * * *
     За считанные дни до нападения Соединенных Штатов Ирак уничтожил свои химические вооружения и средства ведения биологической войны. Об этом говорят представители оккупационных американских сил со ссылкой на показания неназванного иракского ученого, якобы участвовавшего в программе разработки химоружия. По его словам, правительство Саддама Хусейна уничтожило часть запасов смертоносных веществ еще в середине 90-х годов, а часть ОМП, а также технологии по его созданию Багдад переправил в Сирию.
     * * *
     Соединенные Штаты решают в настоящее время вопрос о том, сколько их войск должно остаться в Ираке после завершения активной фазы военной акции. Вместе с тем, судя по всему, американцы в любом случае хотят сохранить там присутствие. Как подтвердил телекомпании Си-эн-эн неназванный высокопоставленный представитель Пентагона, военное ведомство США «действительно хочет сохранения доступа к базам» на иракской территории. В настоящее время в Ираке находятся порядка 130 тыс. американских военнослужащих, а в перспективе их количество может приблизиться к 200 тыс. чел. В самом Ираке, по всей вероятности, американские базы еще понадобятся для подготовки и оснащения новой иракской армии.
     ИТАР-ТАСС.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker