на главную страницу

29 Апреля 2003 года

Армия и общество

Вторник

«Нам помогают бывшие «силовики»…»

Подготовил Роман ФОМИШЕНКО.



За последние несколько лет в нашей стране открылись десятки новых вузов. У каждого из них своя привлекательная, прежде всего в просветительном отношении, особенность. Международный «Институт управления», набравший стартовый состав своих студентов в Архангельске без малого 10 лет назад, имеет, если так можно выразиться, еще и дополнительную «колоритную» привлекательность – одним из его учредителей выступила итальянская общественная организация. Кроме того, помимо россиян, здесь обучаются ребята из Украины, Белоруссии и еще шести стран СНГ.
Наш корреспондент встретился с его ректором, президентом Лиги возрождения науки России, председателем Международного аттестационного совета, академиком РАЕН, доктором экономических наук, профессором Анатолием Ежовым. И первое, о чем попросил рассказать: как образовался этот международный союз и чем же так привлекла российская высшая школа благотворителей из Италии?

     - Одним из наших учредителей действительно является итальянская Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России, которую представляет Татьяна Пиццикеми, - рассказывает Анатолий Николаевич. - Но это наша, русская женщина. Татьяна – дочь двух асов отечественной авиации: Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Анатолия Леонидовича и подполковника Тамары Богдановны Кожевниковых. К слову, оба этих замечательных человека являются членами Союза писателей.
     Вместе с Татьяной, которая уже тогда работала в одном из благотворительных итальянских фондов, в начале 90-х мы помогали через Волоколамскую церковь российским пенсионерам. И в том числе бывшим военнослужащим.
     Вскоре у нас созрело решение создать новое, международное неправительственное образовательное учреждение, которое объединило бы все самое лучшее, чем располагала на тот момент европейская высшая и научная школы. Причем именно в Поморье. Ведь именно отсюда, с малой родины Михаила Васильевича Ломоносова, и пошла российская наука.
     Не подумайте, что мы открестились от благотворительной деятельности. Мы и сегодня активно помогаем детским организациям, ветеранским и православным учреждениям. Но вся моя жизнь связана с наукой и образованием: только на профессиональной научной работе я отработал 17 лет, 4 года трудился в Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР и руководил аттестацией в области экономических наук. Татьяна Пиццикеми в свое время окончила МГУ и также активно занималась педагогической деятельностью.
     С другой стороны, помимо, так сказать, личных мотивов, нами двигало понимание того, что наука и образование всегда определяют будущее страны. И особенно важно развивать это направление, формировать интеллектуальный экономический и юридический потенциал завтрашнего дня в момент реформации политики и экономики страны, смены менталитета.
     Эти настроения, собственно, и предопределили создание в России первого международного межрегионального научно-образовательного центра.
     
Наша справка

     Международный «Институт управления» (МИУ) - International «Academy of Management» - негосударственное некоммерческое высшее учебное заведение. Создано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», другими законодательными актами РФ и имеет федеральную государственную лицензию Госкомвуза (Минобразования) РФ, а также свидетельство о государственной аккредитации и сертификат Международной аккредитации (США, штат Делавер). Учредители МИУ - Лига развития науки и образования (и ее зарубежные партнеры в 24 государствах), Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия), Международная общественная организация профессиональных экономистов и юристов, член Международной федерации по правам человека при ООН, член Европейской ассоциации научно-образовательных учреждений, рабочий член ЮНЕСКО.
- Анатолий Николаевич, что означает термин «неправительственный» вуз?
     - Своими опытом и знаниями, накопленными на протяжении нескольких десятилетий, мы мечтали поделиться в рамках такой структуры, где бы политика и ее концепции не довлели над наукой и образованием. Вместо политических шор мы хотели культивировать исключительно патриотическое воспитание в его «чистом» виде. Я обращаю внимание: эта идея всецело совпала вскоре с основной линией воспитательной работы в современной России.
     Сегодня могу с гордостью сказать, что нам удалось построить свое маленькое «государство» в нашем большом общем государстве. И в каком-то смысле наша мини-модель регенерируется в глобальную, укрепляя последнюю изнутри. В то же время, с политической точки зрения, наш вуз нейтрален. Мы не поддерживаем никакую партию, но в каждом политическом движении приветствуем все, что работает на укрепление родного Отечества.
     Основные цели и задачи «Института управления»:
     - содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей и политических, социально-экономических законах развития современного общества;
     - создание системы экономического и правового образования на основе лучшего зарубежного и отечественного опыта;
     - подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в области юриспруденции, менеджмента, бухгалтерского учета и аудита, финансов и кредита, современных информационных технологий;
     - формирование научной школы будущего;
     - патриотическое воспитание в духе лучших российских традиций;
     - создание системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов на основе современных требований развития общества.
     - Анатолий Николаевич, экономическое и юридическое образование – два основных направления, по которым специализируется ваш институт, - сейчас наиболее популярны среди российских абитуриентов. И это несмотря на то, что в настоящий момент рынок труда переполнен этими специалистами. Не случится ли так, что ваши завтрашние выпускники пополнят очередь российских безработных?
     – Ни в коем случае. Две трети сегодняшних управленцев не имеют либо юридического, либо экономического образования. Пройдет еще немало лет, пока ситуация кардинально изменится к лучшему. Потребность в высококвалифицированных кадрах с экономическим и юридическим образованием исчезнет очень нескоро. Нашим же выпускникам безработица не грозит, тем более еще во время учебы они проходят стажировку в различных организациях, которые приглашают их к себе после выпуска с большим желанием. Примерно 30 процентов наших сотрудников - выпускники МИУ.
     - Есть мнение, что российская высшая школа переживает сегодня определенный кризис. Вы неоднократно бывали за рубежом, хорошо знакомы с западной системой образования. Неужели у нас все так плохо?
     - Я абсолютно уверен, что отечественная система образования намного лучше западной. Однако это не значит, что у нас нет недостатков. Есть много направлений, которые на данном этапе важно реформировать. Ведь ни один вуз у нас не готовит настоящих управленцев, а только узкоспециализированных экономистов и юристов. Наши экономисты поверхностно знакомы с юриспруденцией, а юристы изучают лишь «вершки» экономики. Мы вышли на уровень конкретики и упустили из внимания область экономических законов и производственных отношений. Это все равно, что выпускать авиационного инженера, который не знает законов аэродинамики.
     Отсутствует у нас в высшей школе культурная составляющая. Вроде бы специалист с высшим образованием, а этикету не обучен.
     А взять нашу законодательную базу – и в ней много противоречий…
     - Что вы имеете в виду?
     - Обратимся, например, к статье 55-й Гражданского федерального кодекса. Согласно ей филиал вуза не является юридическим лицом. А в Законе «Об образовании» записано, что я, ректор, могу наделить филиал правами юридического лица. То есть имею право не считаться с Гражданским кодексом?
     Идем дальше. Минобразования требует, чтобы филиал, который опять же не является юрлицом, имел собственный штат сотрудников. А как же его набирать, какую делать запись в трудовую книжку наемному специалисту? Это противоречит не только закону, а уже и здравой логике.
     Еще один пример. Вот я, ректор, у меня в подчинении проректор, заведующие кафедр. Помимо административной работы, мы еще и читаем курс лекций. А министерство штатными преподавателями нас не считает. Мы являемся совместителями самих себя?!
     И это далеко не все примеры формализма в нашей высшей школе.
     А какие противоречия между министерствами? С теми же медиками? По квоте на каждого студента должно приходиться 10-15 квадратных метров жилой площади. То есть отдельная комната. В состоянии ли сегодня наши вузы обеспечить такие бытовые условия? Конечно же, нет. У нас не у каждого заведующего кафедрой такой кабинет. Но Министерство здравоохранения стоит на своем и по большому счету целенаправленно ограничивает число учебных мест.
     Приходится что-то выдумывать, чтобы обойти бюрократические препоны… Все это видят, понимают абсурдность ситуации, но молчат, продолжая культивировать собственную глупость…
     В то же время надо отметить, в последние годы специалистами Министерства образования и лично его нынешним руководителем Владимиром Михайловичем Филипповым многое делается для устранения противоречий и недостатков. В том числе - приведенных выше.
     - Анатолий Николаевич, столь открытая критика в адрес коллег-руководителей позволяет сделать предположение, что вы в своем «маленьком государстве» противоречий не допускаете, а базовая подготовка студентов по качеству близка к ведущим вузам страны…
     - Я могу ответственно сказать, что качество подготовки у нас очень высокое. Ведь не случайно наша деятельность отмечена в том числе грамотами Президента России, Генеральной прокуратуры России и Республики Беларусь, Главной военной прокуратуры, Верховного суда, Министерства образования РФ, Министерств обороны и внутренних дел, губернаторов Архангельской, Вологодской, Ярославской областей…
     У нас отличная база. Семь собственных учебных корпусов в пяти регионах России. Все аудитории телевизированы, оборудованы компьютерной техникой. В разных регионах наши лучшие умы разрабатывают собственные курсы лекций, а мы берем их на вооружение. Ежегодно на обновление книжного фонда мы тратим свыше 3 млн. рублей.
     Ну и, конечно, у нас есть электронная библиотека. Любой студент может сесть за компьютер и вывести на печать искомый раздел учебника.
     У нас есть команда КВН, передвижная лаборатория информационных технологий, Театр моды, спортивные секции, свои флаг, герб, гимн. Регулярно проводятся международные студенческие научные конференции. Первыми в мире мы открыли памятник Святому праведному воину Феодору Ушакову - адмиралу флота Российского Федору Федоровичу Ушакову...
     Но мы никогда не будем удовлетворены достигнутым. Именно чувство неудовлетворенности и является двигателем совершенствования образования.
     Большую помощь нам оказывают работники Министерства образования РФ, сотрудники администраций на местах.
     - И насколько трудно поступить в такой «продвинутый» вуз? Небось набираете к себе ребят исключительно «о семи пядях во лбу»?
     - Поступить к нам очень легко. В нашем институте нет вступительных экзаменов в их классической форме. Только собеседование и тестирование, по итогам которых формируются группы студентов.
     В то же время учиться у нас трудно. В среднем ежегодно мы отчисляем 250–300 ребят. Учебная дисциплина у нас строгая. А вот атмосфера - дружеская: мы рассматриваем каждого студента как равноправного партнера. Наши подопечные нас финансируют, а преподавательский состав, в свою очередь, обязан дать им качественное образование, администрация – предоставить отличную учебную базу.
     Все замечания и предложения студентов обязательно учитываются. В том числе и в подборе преподавателей. Наши ребята полноправные участники всех без исключения мероприятий. Будь то совещание актива института или фуршет по случаю приезда высоких гостей. Мы даже в этих вопросах отчитываемся перед ними и в то же время учим, как выстраивать диалог с партнерами в неформальной обстановке.
     В состав МИУ входят 5 филиалов в Санкт-Петербурге, Волгограде, Ханты-Мансийске, Иваново, Ярославле. Занятия в МИУ ведут лучшие специалисты Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Иваново, Волгограда, Ханты-Мансийска, Украины, Белоруссии, США, Германии, Норвегии, Польши, Швеции, Финляндии, работники органов законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, суда, управления юстиции, банков, страховых компаний, крупных финансовых структур.
     Научный потенциал только головного института (в г. Архангельске) сегодня составляют 25 докторов и 55 кандидатов наук (из 105 человек профессорско-преподавательского состава), 15 человек имеют звание академиков.
     В институте имеются все возможности для научно-исследовательской деятельности. Есть научно-студенческое общество. Существует аспирантура по экономике и юриспруденции. В Москве основан собственный издательский дом «Юпитер».
     При институте работают «воскресные» школы для старшеклассников, окончив которые выпускники зачисляются сразу на 2-й курс МИУ, а также Центр, занимающийся подготовкой специалистов по антикризисному управлению.
     В настоящее время в международном «Институте управления» обучаются более 9.000 студентов, учащихся, слушателей и аспирантов из 9 стран и 37 субъектов РФ.
     - Среди студентов МИУ, насколько мне известно, немало бывших военнослужащих. Как тех, кто проходил службу по призыву, так и офицеров запаса. Все они учатся за счет вуза. Это, на мой взгляд, не очень рентабельный подход к укреплению бюджета института. Он, я бы сказал, даже несколько «контрастирует» с экономической специализацией института. Особенно на фоне нынешней рыночной экономики…
     - Действительно, у нас немало студентов с военным прошлым. Кроме того, за счет института у нас обучаются госслужащие, представители руководства казачества и выпускники кадетских корпусов. И мы очень рады этому.
     Как показывает практика, именно из людей, прошедших школу военной службы, получаются лучшие специалисты. Человек формируется как профессионал своего дела после 30 лет, когда у него за плечами опыт решения собственных проблем. И если говорить с государственной точки зрения, эти выпускники принесут большую пользу стране. Помогать таким людям особенно приятно. Если говорить обо мне лично, то я постоянно чувствую в этом необходимость. Это потребность души.
     С другой стороны, пусть косвенно, но эти студенты вместе с нами участвуют в патриотическом воспитании наших ребят. Открыто говоря, бывшие матросы и солдаты, офицеры учатся на деньги студентов, пришедших с «гражданки». Но каждый из вчерашних школьников понимает, что это своеобразная дань людям, которые в свое время охраняли наш покой. А сегодня они нуждаются в нашей помощи. Так почему же им не помочь?
     Поддержать принципы взаимовыручки может только тот человек, который разделяет патриотические взгляды. Мои студенты всецело приветствуют эту жизненную позицию. А значит, мы готовим не только хороших специалистов, но и растим граждан с ориентацией на безусловное возрождение самого потенциально сильного государства в мире.
     На снимках: ректор МИУ А.Н ЕЖОВ; у памятника Ф.Ф. Ушакову.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker