Перейти на главную страницу

29 Апреля 2003 года

Новости

Вторник




Жизнь, отданная армии

    К 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерала армии И.Н. Шкадова
    Судьбы выдающихся людей всегда интересны и познавательны. Возвращаясь к ним по прошествии какого-то времени, словно вновь перелистываешь страницы истории страны, заново узнаешь о многих значительных событиях.
    В плеяде военных деятелей нашего государства имя генерала армии И.Н. Шкадова занимает достойное место. Несомненны значительные его заслуги в деле строительства Вооруженных Сил, службе в которых он посвятил всю сознательную жизнь. В течение 15 лет Иван Николаевич Шкадов руководил Главным управлением кадров Министерства обороны СССР, внес весомый вклад в дело подготовки квалифицированных военных специалистов.
    Жизнь Ивана Николаевича Шкадова неотделима от жизни нашей страны. Годы становления Советского государства, первых пятилеток, патриотизм, яркий всплеск трудового энтузиазма молодежи, самоотверженно строившей новые, современные по тому времени заводы и фабрики, внесшей достойный вклад в дело развития индустрии страны, укрепления ее обороноспособности... Таким было время, когда шло становление Ивана Шкадова, будущего генерала армии, одного из наиболее известных военачальников.
    Началась служба Ивана Николаевича в 30-е годы прошлого века. Он окончил Харьковское бронетанковое училище, служил на различных командных должностях. Участвовал в боях в районе озера Хасан, за проявленное мужество был награжден орденом Красной Звезды. Впоследствии Иван Николаевич Шкадов написал об этом книгу «Озеро Хасан. Год 1938», вышедшую в Воениздате в 1988 году.
    С начала Великой Отечественной войны Шкадов находился в действующей армии, участвовал в боях на Брянском, Западном, Южном, Юго-Западном, Сталинградском, Донском, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Он занимал должности помощника начальника штаба полка, командира батальона, командира полка. С осени 1944 года и до конца войны командовал отдельной танковой бригадой.
    За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, образцовое выполнение заданий командования Иван Николаевич Шкадов был награжден многими орденами и медалями. Впоследствии удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
    В послевоенные годы он прошел многие высокие служебные ступени: был старшим группы советских военных специалистов и главным консультантом министерства Революционных вооруженных сил Республики Куба, командовал Северной группой войск, был первым заместителем начальника Военной академии Генерального штаба, возглавлял Главное управление военно-учебных заведений Минобороны. В августе 1972 года генерал-полковник Шкадов был назначен начальником Главного управления кадров Министерства обороны СССР, а позже стал заместителем министра обороны СССР по кадрам.
    Это назначение явилось венцом военной карьеры Шкадова. К работе в Главном управлении кадров он приступил, обладая богатейшим опытом и знаниями. Иван Николаевич быстро вник в сложную кадровую работу, а с течением времени активизировал ее, принял ряд мер, позволяющих укрепить офицерский корпус армии и флота, его руководящее звено. При этом Иван Николаевич не ограничивался кабинетной работой, а нередко выезжал в войска, на флоты, лично знакомился с кадровой обстановкой, узнавал нужды и заботы офицеров на местах. Все это помогало ему предметно строить работу, оперативно принимать те или иные кадровые решения.
    За годы руководства Главным управлением кадров Иван Николаевич Шкадов внес большой вклад в развитие правовых основ прохождения военной службы. Многие известные военачальники обязаны генералу армии И.Н. Шкадову своей карьерой. Огромный служебный и жизненный опыт помогал Ивану Николевичу заглядывать далеко вперед, смело решать самые сложные служебные вопросы. На способных, перспективных офицеров у Шкадова было, образно говоря, особое чутье. Он внимательно присматривался к людям, изучал их возможности, имел о них свое собственное мнение. Оттого его решения были всегда точны, и все офицеры - его выдвиженцы, как свидетельствует опыт, успешно справлялись с поставленными перед ними задачами.
    В 1991 году Ивана Николаевича Шкадова не стало. Но его имя навечно вошло в историю наших прославленных Вооруженных Сил, Главного управления кадров Министерства обороны.
 ||  Генерал-полковник Николай Панков, начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ - заместитель министра обороны РФ по кадрам.



Летная элита страны

    Липецкий ордена Лен
    ина Краснознаменный центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В.П. Чкалова еще называют школой пилотов экстра-класса. Начальник центра заслуженный военный летчик России генерал-майор Александр Харчевский по праву гордится его воспитанниками. Более 30 выпускников стали Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации.
    На днях центр отпраздновал «золотой» юбилей. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов, поздравляя личный состав, отметил его большой вклад в подготовку высококлассных специалистов. Здесь сохранен научный потенциал, создана современная учебная база. На ней традиционно проходят летно-методические сборы руководящего состава ВВС.
    Главнокомандующий ВВС сообщил, что уже в этом году в Липецком центре появятся новые авиационные комплексы, решится проблема с жильем. Накануне праздника сдали в эксплуатацию 160-квартирный дом, заложили очередной.
    Генерал-полковник Михайлов вручил медаль Нестерова майору Леониду Бутенко и знак «Заслуженный военный летчик Российской Федерации» полковнику Николаю Герасименко (на снимке).
 ||  Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, пресс-служба ВВС.



Надежная тяга для новых самолетов

    От авиадвигателя, его технических и эксплуатационных характеристик зависит судьба самолета. Не зря говорят: есть хороший мотор - таким же будет самолет. За примером далеко ходить не надо: лишь после того, как конструкторы создали лучшие в мире авиадвигатели РД-33 и АЛ-31Ф, была дана путевка в жизнь непревзойденным и по сей день истребителям МиГ-29 и Су-27, ставшим целой эпохой в отечественной и мировой авиации. Именно благодаря в значительной степени двигателям эти боевые самолеты способны выполнять фигуры пилотажа, которые не под силу ни одному зарубежному истребителю.
    В российских ОКБ даже в самые трудные постперестроечные годы продолжали и продолжают совершенствовать авиационные моторы. Так конструкторы создали модификации повышенной мощности с отклоняемым вектором (направлением) тяги, в результате чего самолеты получили увеличенную боевую нагрузку, приобрели качества сверхманевренности.
    Авиационное двигателестроение является одной из самых наукоемких, сложных и престижных отраслей промышленности. В нем сконцентрированы достижения фундаментальных и прикладных наук, высший уровень проектирования и производства. По состоянию производства авиадвигателей в каждой конкретной стране можно в значительной мере судить об уровне ее экономического развития.
    Достаточно сказать, что в мире сейчас существует лишь несколько государств, обладающих технологией полного законченного цикла производства современных авиадвигателей для военной и гражданской авиации. В их числе Россия, где производится все - от простейших шестеренок до жаропрочных сплавов и композитов, из которых делаются лопатки и другие детали газотурбинных двигателей. И технологии эти уникальны, они не имеют аналогов в мире. Вот еще почему мотористы западных фирм очень тесно сотрудничают с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ), Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ), ГНПП «Салют», ОАО «Пермские моторы», ОАО НПО «Сатурн» и другими лидерами отечественного двигателестроения.
    Во всех странах мира, где всерьез занимаются авиацией, эта наукоемкая отрасль промышленности пользуется поддержкой государства, потому что вкладывать в нее деньги выгоднее, чем в любое другое производство. К сожалению, в 90-е годы российские чиновники не понимали или не хотели понимать этого. Тем не менее нашлись подвижники, не давшие зачахнуть отрасли. Еще в 1991 году авиационные моторостроители объединились в ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения», которую возглавил Виктор Михайлович Чуйко - бывший заместитель министра авиационной промышленности СССР. Жизнь показала, что это было сделано вовремя. Сейчас можно с уверенностью сказать, что наша страна сохранила потенциал и в состоянии создавать и серийно производить современные и перспективные авиационные моторы.
    Именно об этом, а также о стоящих перед отраслью проблемах, которые предстоит решать в ближайшем будущем, шла речь на недавнем годовом собрании ассоциации «Союз авиационного двигателестроения». В частности, отмечалось, что работа предприятий во многом способствовала успешным летным испытаниям самолета-амфибии Бе-200, авиалайнера Ту-334, самолета для местных воздушных линий Ан-38 и вертолета Ка-62 с новыми двигателями.
    Среди предприятий, восстановивших свой научно-производственный потенциал и активно осваивающих передовые технологии, Пермский моторный завод, Московское машиностроительное производственное объединение «Салют», Завод имени В. Климова (Санкт-Петербург), Научно-производственное предприятие «Эга», ОАО НПО «Сатурн». Так, ММПП «Салют» в инициативном порядке разработал и практически испытал «на крыле» модернизированный реактивный двигатель повышенной мощности для истребителей Су-27 и их модификаций. Работу по модернизации двигателя АЛ-31Ф «Салют» провел силами собственного КБ совместно с Центральным институтом авиационного машиностроения (ЦИАМ), Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ) и другими отраслевыми институтами.
    На базе ММПП «Салют» создан Научно-производственный центр по изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей военного и гражданского предназначения. Завод имени В. Климова (Санкт-Петербург) объединил усилия по созданию перспективных авиадвигателей с запорожскими моторостроителями, и это приносит конкретные результаты.
    О стабилизации ситуации свидетельствует и тот факт, что прекратилось падение численности работников на предприятиях авиационного моторостроения и даже начался ее рост. На заводы и в КБ пошла молодежь. А это добрый знак. Словом, отечественное авиационное моторостроение вновь обретает силу. А это значит, что и в ХХI веке Россия будет иметь первоклассные самолеты с отечественными двигателями мирового уровня.
 ||  Александр МАНУШКИН.



Черноморцы прошли «Фарватером мира–2003»

    Закончились совместные российско-украинские учения «Фарватер мира–2003». Они проходили в несколько этапов. Сначала состоялись тактические учения по противовоздушной и противокорабельной обороне, охране и обороне кораблей на рейде, выполнению практических артиллерийских стрельб.
    На этом этапе учений авиаторам отдельного смешанного авиационного полка, которым командует военный летчик 1-го класса полковник Олег Повечеровский, предстояло обнаружить в море группировку кораблей «противника» и передать их координаты на командный пункт. С этой задачей авиаторы справились успешно. Все необходимые данные были переданы в адрес командования.
    В Казачью бухту, к берегу, где уже вела инженерную разведку местности инженерно-десантная группа, подошли БДК «Ямал» и СДК «Кировоград». По замыслу учений, в этот момент саперы, проделывавшие проходы в минных заграждениях, подверглись нападению вооруженной бандгруппы и перешли к обороне. Аппарели десантных кораблей открылись. Боевые машины пехоты и бронетранспортеры устремились на позиции «бандитов». Морские пехотинцы под прикрытием бронетехники рассредоточились по побережью и, двигаясь короткими перебежками, выполнили охват огневых точек «противника»… Так началась береговая фаза учения «Фарватер мира-2003». В ходе скоротечного «боя» российские и украинские «черные береты» продемонстрировали хорошую боевую выучку, четкое взаимодействие и стремление к победе.
    Второй эпизод береговой фазы учения был связан с отработкой действий миротворцев по эвакуации «раненых» и «пострадавших» из района разрушений.
    Заключительным эпизодом учения стало «отражение нападения вооруженных бандгрупп на лагерь МС», в ходе которого личный состав подразделений морской пехоты выполнил практические стрельбы из вооружения боевых машин и стрелкового оружия.
    Отвечая на вопросы представителей средств массовой информациии, командующий ЧФ РФ вице-адмирал Владимир Масорин выразил удовлетворение высоким уровнем боеготовности российских и украинских морских пехотинцев, качеством организации учения и четким взаимодействием сил. «Мы не ставили основной задачей совершенствование боевой выучки, - подчеркнул он. - В том, что она на должном уровне, вы смогли убедиться сами. Важнее было отработать взаимодействие сил и штабов, выработать общие взгляды на проведение миротворческих операций. Считаю, что мы этого добились».
    Фото Александра ГРИГОРЬЕВА.
 ||  Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



День кадета будет!

    Мысль об установлении дня, связывающего воедино более чем трехвековую историю подготовки юных россиян к защите Отечества (от Навигацкой школы, созданной по Указу Петра I от 14 (27) января 1701 г., до артиллерийских подготовительных, суворовских, Нахимовского училищ и сегодняшних кадетских корпусов), прозвучала на собрании выпускников артиллерийских подготовительных училищ (АПУ) 1946-1955 гг.
    Почин воспитанников Московского 1-го МАПУ создать объединение ветеранов своего училища (председателем избран его выпускник генерал-полковник в отставке Иван Кириллович Макаренко) заинтересовал многих. По их инициативе в Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил состоялась встреча, в которой приняли участие и выпускники Ленинградского, Киевского, Минского, Харьковского и Ростовского училищ.
    Волнующее было собрание - в зал пришли те, кому около или более 70 лет. Общее настроение - нам дали хорошую подготовку и наше поколение оправдало возлагавшиеся на его надежды.
    Сначала был решен ряд оргвопросов. Горячий отклик вызвало выступление выпускника Уссурийского СВУ полковника запаса Сергея Андреевича Медведева. Он рассказал о Московском суворовско-нахимовском содружестве, о Международном клубе детского воинского воспитания и предложил объединениям ветеранов участвовать в установлении Дня кадета.
    На встрече было принято обращение к молодым писателям России с призывом создать яркие литературные произведения о системе воинского воспитания молодежи, давшей армии и флоту замечательную когорту самоотверженных, преданных своему народу офицеров, генералов, видных военачальников, деятелей науки и культуры.
    А вот ветераны 1-го МАПУ и сами кое в чем преуспели на литературном поприще, о чем наша газета уже сообщала («Мы из послевоенных кадетов», 22 января с.г.). И на состоявшейся встрече были нарасхват новые книги: группы авторов «Наша юность, любовь и память» (часть вторая) и полковника в отставке Н. Монахова «Памятные годы».
 ||  Подполковник в отставке Станислав ЖЕЛЕЗНЫЙ, выпускник 2-го МАПУ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker