на главную страницу

7 Мая 2003 года

Российское оружие

Среда

ПОЛВЕКА НА РЫНКЕ ВТС

Подготовил Андрей ГАРАВСКИЙ.



Исторические корни военно-технического сотрудничества (ВТС) России с зарубежными странами уходят в глубину веков. Оно осуществлялось с учетом национальных и геополитических интересов государства как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья. Безусловно, и тогда, и сейчас эта сфера является одной из важнейших для государства. 50 лет назад, 8 мая 1953 г., согласно распоряжению Совета Министров СССР в структуре Министерства внутренней и внешней торговли СССР было создано Главное инженерное управление (ГИУ). Этот орган рассматривал поступающие заявки стран, готовил проекты постановлений правительства, согласовывал их с заинтересованными министерствами и ведомствами, оформлял контракты, обеспечивал отгрузки ВВТ и проводил расчеты с инозаказчиками. Сегодня на вопросы «Красной звезды» отвечает председатель Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС России) Михаил ДМИТРИЕВ.

     - Михаил Аркадьевич, что предшествовало образованию КВТС России?
     - В начале 90-х годов произошли серьезные изменения структуры мирового рынка вооружений, его географии. В это же время наметились преобразования в оборонно-промышленном комплексе России, связанные с тяжелым экономическим положением отрасли. Поэтому указом Президента РФ в январе 1992 г. Главное инженерное управление (ГИУ) и Главное техническое управление (ГТУ) Министерства внешних экономических связей РФ (МВЭС) были реорганизованы в Российское государственное внешнеэкономическое объединение по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения (ВО) «Оборонэкспорт» и Государственную внешнеэкономическую компанию (ГВК) «Спецвнештехника». При этом они сохранили статус структурных подразделений МВЭС.
     В ноябре 1993 года на базе ВО «Оборонэкспорт», ГВК «Спецвнештехника» и Главного управления по сотрудничеству и кооперации МВЭС была образована Государственная компания (ГК) по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». Она получила статус самостоятельной коммерческой организации, другими словами, она не подчинялась ни одному из министерств и ведомств. В августе 1997 г. три ФГУП «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии» получили статус государственных посредников по экспорту ВВТ, запасных частей к ним, работ (услуг) военного назначения и т.п.
     В 2000 г. Президент России
     В. Путин подписал основные нормативно-правовые документы в области военно-технического сотрудничества, определившие стратегию и тактику поступательного наращивания объемов российского оружейного экспорта. В ноябре было создано ФГУП «Рособоронэкспорт», а в декабре создан Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.
     - Что дало создание единого государственного посредника в области экспорта и создание КВТС России?
     - «Рособоронэкспорт» был образован путем слияния двух ФГУП «Росвооружение» и «Промэкспорт». Это, на мой взгляд, позволило вернуться к возрождению эффективного инструмента реализации принципа государственной монополии в этой сфере, устранить предпосылки к неоправданной конкуренции российских спецэкспортеров на внешнем рынке. Прошедший период доказал правильность принятого решения. Сегодня «Рособоронэкспорт» не только сохранил, но и укрепил позиции России на мировом рынке вооружений.
     КВТС России является головным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию решений Президента и Правительства России по урегулированию и контролю деятельности в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечивающим исполнение положений международных договоров в вопросах военно-технического сотрудничества. По всем направлениям деятельности, относящимся к совместной компетенции Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами и Минобороны России, координацию деятельности КВТС России осуществляет министр обороны РФ.
     Благодаря принятым мерам общий объем отечественных поставок за рубеж продукции военно-технического назначения в 2002 г. превысил показатель предшествующего года более чем на 1 млрд. долларов и составил 4,8 млрд. долларов. По валютным поступлениям достигнут показатель 4,5 млрд. долларов. Это свидетельствует о том, что, несмотря на значительное обострение конкурентной борьбы на традиционных оружейных рынках, Россия начинает восстанавливать на них свое влияние.
     - Что удалось сделать в организационной и законодательной сферах военно-технического сотрудничества вашему комитету?
     - Нами выработан эффективный механизм взаимодействия комитета с другими органами государственной власти и организациями по вопросам военно-технического сотрудничества. В результате к российским участникам ВТС приходит понимание роли и места комитета как координирующего органа государственной власти в этой сфере.
     В тесном взаимодействии с Администрацией Президента, Советом Безопасности, Правительством и федеральными органами власти наш комитет оказывает всестороннюю и целенаправленную государственную поддержку разработчикам, производителям и экспортерам вооружения.
     В интересах стратегического развития ВТС с иностранными государствами нами разработан ряд документов. Назову лишь некоторые из них: это, в частности, Концепция государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами на период до 2010 года, Концепция военно-технического сотрудничества РФ с государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Постановление Совета Безопасности «О мерах государственной поддержки экспорта продукции военного назначения и механизмах ее реализации». Все эти документы утверждены Президентом РФ.
     Кроме того, в настоящее время наш комитет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет разработку предложений в части совершенствования маркетинговой деятельности в сфере ВТС, включая конкретные программы продвижения отечественных систем, комплексов и образцов вооружения и военной техники в иностранные государства - потенциальные импортеры российского оружия.
     Для упрощения процедуры оформления экспортных паспортов, их перечней, совершенствования процедуры оформления экспортных лицензий Комитет РФ стал активнее использовать предоставленное ему право принимать решения на поставку продукции военного назначения, не вынося их на уровень Правительства и Президента РФ. Это позволило значительно оптимизировать динамику процесса реализации внешнеторговых сделок с момента поступления заявки от заказчика до поставки военной продукции. В настоящее время около половины решений на поставку ВВТ принимается комитетом. Существенно сократились сроки принятия решений и в результате оптимизации механизмов выдачи лицензий. В настоящее время проводится проработка механизмов рационального использования валютных поступлений, получаемых от экспорта вооружений, на развитие ОПК России.
     Указом Президента РФ с декабря 2001 г. организации-разработчики получили право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВТ. На сегодняшний день уже десяти организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту.
     Большое внимание в сфере ВТС уделяется вопросам формирования информационной политики и решению проблем информационной безопасности. В частности, осуществляется подготовка предложений по созданию единой информационно-аналитической системы ВТС и поддержке экспорта вооружений при координирующей роли КВТС России, в том числе по формированию совместного с субъектами ВТС соответствующего центра информационно-аналитического обслуживания.
     - КВТС России работает в интересах государства. В чем это конкретно проявляется?
     - Мы проводим работу по повышению качества послепродажного обслуживания ВВТ, уровня подготовки специалистов, созданию необходимой инфраструктуры в странах - импортерах российского вооружения, а также по расширению экспорта ЗИП и пресечению их нелегального вывоза. При этом проводим гибкую ценовую политику, применяем разнообразные формы расчетов за поставки с учетом финансовых и экономических возможностей стран-импортеров, стремимся разумно использовать офсетные программы. Одно из основных направлений - повышение уровня конкурентоспособности российских вооружений за счет снижения эксплуатационных расходов, создание образцов вооружений под требования конкретного иностранного заказчика. Этот перечень можно продолжить.
     На внутреннем рынке мы стремимся обеспечить равные условия всем субъектам ВТС, исключить случаи пересмотра решений об определении исполнителей по поставкам. Наш комитет оказывает активное содействие российским участникам ВТС в международной договорно-правовой сфере. Мы считаем важным устранить причины нездоровой конкуренции между субъектами ВТС, исключить случаи несанкционированного участия в ВТС и применения демпинговых цен.
     - Какие, по вашему мнению, перспективы имеет Россия на мировом рынке вооружений?
     - Наша страна в настоящее время уверенно входит в число ведущих стран - экспортеров вооружения и военной техники. Россия развивает военно-техническое сотрудничество с десятками стран мира в различных его регионах, а ее основными партнерами по ВТС являются Китай, Индия, Греция, ОАЭ, Йемен, Кувейт, Судан, страны СНГ и другие.
     Сегодняшний спектр ВТС России с иностранными государствами довольно широк. Это поставки на экспорт современных образцов авиационной техники и вооружения, зенитно-ракетных и артиллерийских систем, бронетанковой техники, боеприпасов и стрелкового оружия. Россия осуществляет строительство, модернизацию и ремонт в интересах инозаказчиков подводных и надводных кораблей различных классов, оказывает содействие в налаживании лицензионного производства, ремонта и модернизации российских образцов ВВТ на территории иностранных государств. Немаловажные направления - проведение совместных НИОКР, осуществление запусков зарубежных космических аппаратов военного и двойного назначения и другие. Из российской продукции военного назначения наибольшим спросом за рубежом пользуется авиационная и ракетная техника. При этом авиационная техника составляет около 60 процентов отечественного оружейного экспорта.
     - Какие тенденции развития современного мирового рынка оружия необходимо учитывать для закрепления позитивных позиций России в сфере ВТС?
     - Таких тенденций несколько. Они заключаются в повышении требований стран-импортеров к эффективности ВТС с точки зрения обеспечения экономической выгоды и собственной обороноспособности. В последнее время заметно возросла конкуренция между основными странами-экспортерами, которые стремятся закрепить свои позиции на мировом рынке продукции военного назначения в условиях превышения ее предложения над спросом. Растет спрос на высокотехнологичную продукцию военного назначения. В последнее время заметно возрос интерес ряда стран-импортеров к системам ПВО.
     Прослеживается тенденция сокращения объемов закупок новых типов вооружения государствами с ограниченной платежеспособностью (они будут ориентироваться на проведение работ по модернизации ранее закупленной продукции). Страны-импортеры стремятся к приобретению современных технологий, проведению совместных НИОКР. Участники ВТС стараются использовать более гибкие формы расчетов за поставки продукции военного назначения, расширяется практика заключения офсетных соглашений и расчетов на компенсационной основе. Поставки продукции военного назначения нередко используются как формы расчетов по погашению государственной задолженности.
     - Необходимо ли сегодня расширение международной кооперации в сфере ВТС?
     - Создание перспективных, конкурентоспособных систем оружия сегодня - это длительный, требующий многомиллиардных инвестиций процесс, который зачастую не под силу одному даже самому высокоразвитому в экономическом и научно-техническом отношении государству. Не случайно ведущие мировые производители вооружений и военной техники при разработке систем оружия будущего все чаще прибегают к различным формам кооперации. В качестве наиболее характерных примеров можно привести совместно созданный Великобританией, ФРГ, Италией и Испанией истребитель Eurofighter-2000, американскую программу создания перспективного многофункционального истребителя пятого поколения JSF, в реализации которой уже сейчас задействованы девять стран, европейскую программу создания космической навигационной системы.
     Подобный опыт все более активно используется и нашей страной. В качестве позитивных примеров можно привести совместные предприятия: российско-индийское BrahMos с участием «НПО машиностроения», российско-германское «MAPS» с участием РСК «МиГ», российско-украинский консорциум «Средний транспортный самолет».
     Проблема интеграции отечественных и иностранных разработчиков и производителей продукции военного назначения в последнее время становится все более актуальной. По мере консолидации европейских военно-промышленных компаний и появления новых экономических субъектов на рынке вооружений, способных на равных соперничать с крупнейшими американскими корпорациями, Россия зачастую продолжает выступать на этом рынке преимущественно с национальной продукцией. В целях создания более конкурентоспособной продукции военного назначения важно предпринимать шаги по развитию интеграции и кооперации с заинтересованными зарубежными производителями ВВТ, продвигая на оружейные рынки новые совместные проекты в сфере ВТС при должном соблюдении наших интересов.
     - Не секрет, что интеллектуальные права России на производство и модернизацию вооружения и военной техники постоянно нарушаются третьими странами. Что делается для изменения ситуации?
     - Сейчас мы работаем над подготовкой проекта «Основ государственной политики РФ в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения на период до 2010 года». Кроме того, ведутся работы по решению проблемы восстановления прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства ВВТ, разработанных в бывшем СССР и в России. В октябре 2001 года соответствующим постановлением утверждено типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Нотой МИД России проект соглашения направлен более чем 15 иностранным государствам.
     Еще одной актуальной проблемой ВТС является восстановление прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионных производств вооружения и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в России.
     К примеру, сегодня на международных рынках модернизации российской авиатехники несколько вызывающе работают фирмы «третьих стран». В действительности никто, кроме российских разработчиков и производителей, не может обеспечить реальное повышение боевых возможностей модернизированной отечественной техники и полную безопасность ее эксплуатации. В качестве негативных примеров можно привести имевшие место катастрофы и аварии самолетов МиГ-21 румынских и индийских ВВС, ремонт и модернизация которых проводились без участия российской стороны.
     Другим примером являются факты, когда на рынке модернизации наших вертолетов, которые эксплуатируются в том числе в Западной и Восточной Европе, многие западные компании не согласовывают свои действия с разработчиком. Это приводит к большому числу аварий и авиакатастроф вертолетов Ми.
     «Пиратские» ремонт и модернизация не только наносят ущерб престижу именитых оружейных марок, но и ставят под угрозу жизнь и безопасность пилотов, а также других людей. Россия не против участия иностранных компаний в модернизации отечественной техники, но с условием привлечения российских разработчиков.
     Прежде всего это относится к странам Центральной и Восточной Европы, на вооружении ВВС которых еще с социалистических времен находится авиатехника советского производства. Сейчас российские предприятия предлагают новые разработки по модернизации, ориентированные в том числе на требования заказчиков по их соответствию стандартам НАТО. При этом очевидно, что российская авиапромышленность имеет культуру производства гораздо выше, чем те страны, которые сейчас выходят на рынок изготовления комплектующих для авиатехники российской или советской разработки.
     Уже существует положительный пример российско-германского взаимодействия по обеспечению эксплуатации самолетов МиГ-29 ВВС Германии. Более того, в 2001 году подписано межправительственное соглашение о взаимодействии России и Германии в области модернизации и обслуживания самолетов МиГ-29 в странах Европы, что поднимает данное сотрудничество на межгосударственный уровень. Россия готова в таком же конструктивном духе сотрудничать со всеми странами, заинтересованными в передовых российских технологиях.
     Пользуясь случаем, хочу поздравить всех участников и ветеранов ВТС с юбилеем и от всей души пожелать им доброго здоровья, счастья, оптимизма и дальнейших успехов в труде на благо России!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker