на главную страницу

7 Мая 2003 года

Российское оружие

Среда

ЭКСПОРТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ АВИОНИКИ

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



     Авиационно-космическая отрасль - наиболее эффективная ветвь оборонно-промышленного комплекса страны, активно участвующая в военно-техническом сотрудничестве с другими государствами. Достаточно сказать, что именно боевая авиация приносит России основной доход, львиную долю от экспортных поставок вооружений. Например, соглашения на поставку в Китай истребителей Су-30МКК, в Индию - Су-30МКИ специалисты уже окрестили контрактами века.
     Однако среди некоторых экспертов бытует мнение, что наши самолеты, двигатели для боевых летательных аппаратов соответствуют лучшим мировым образцам, а радиоэлектронное оборудование (авионика) не выдерживает конкуренции.
     Отчасти это так. Но, подчеркну, лишь отчасти. Конечно, в компьютерных технологиях, микроэлектронике мы отставали от Запада и в советские времена. Девяностые годы сумбурных и подчас непродуманных экономических реформ лишь увеличили это отставание. За это время были разорваны экономические связи между многими НИИ и ОКБ, занимающимися наукоемкими технологиями, серийными заводами, производящими конечную продукцию. Но там, где сумели вовремя сориентироваться в условиях нарождающихся рыночных отношений, где смогли правильно определить основной вектор развития, найти свою нишу в конкурентной среде, там сохранили и развили научно-технический потенциал и сейчас уверенно завоевывают внутренний и международный рынки наукоемких технологий.
     К числу таких предприятий ОПК можно отнести Федеральный научно-производственный центр «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (РПКБ), возглавляемое лауреатом Государственных премий СССР и РФ, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором технических наук, профессором Гиви ДЖАНДЖГАВОЙ. На этом старейшем предприятии отечественного авиационного приборостроения за более чем полувековую историю разработано и внедрено в эксплуатацию свыше 400 наименований изделий - от простейших датчиков и приборов до высокотехнологичных систем и «интеллектуальных» интегрированных бортовых авиационных комплексов для современных и перспективных летательных аппаратов различных классов.
     К главному профильному направлению развития РПКБ и его смежников (соразработчиков и производителей) относится создание таких жизненно важных систем ЛА, как инерциальные навигационные системы, курсовертикали, интегрированные комплексы высокоточной навигации и управления, в том числе системы, обеспечивающие автоматический полет с огибанием рельефа местности, навигацию и наведение по физическим полям Земли. Свою прописку в РПКБ получили современные разработки бортовых компьютеров и графических станций, программного обеспечения авионики, многофункциональных жидкокристаллических индикаторов. Немаловажное значение в развитии этого уникального предприятия играют микроэлектроника специального назначения, информационные микромеханические технологии.
     Накопленный опыт исследований и опытно-конструкторских работ в таких областях, как инерциальная навигация, технологии комплексирования, математического и полунатурного моделирования, визуализации, информации создания математического обеспечения бортовых комплексов, позволил конструкторскому бюро разработать концепцию авиационного оборудования для самолетов поколения «четыре плюс» и перспективных истребителей. Эта концепция основана на магистрально-модульном принципе и «открытой архитектуре» и реализуется в комплексах авионики для истребителя-перехватчика МиГ-31, истребителей и истребителей-бомбардировщиков Су-27, Су-30, Су-32, Су-35, МиГ-29, вертолетов Ка-31, Ми-24ПН, Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор» и др.
     В последнее десятилетие вокруг РПКБ объединились предприятия Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Курска, Перми, Казани, Екатеринбурга, Чебоксар и других регионов России, связанных единым производственно-технологическим циклом. Так образовался Научно-производственный центр (НПЦ) «Технокомплекс», состоящий из полутора десятков НИИ, ОКБ, опытных и серийных заводов. На базе НПЦ сейчас формируется концерн «Авионика» в соответствии с Государственной программой реструктуризации ОПК.
     Что это дает предприятиям ОПК для повышения экспортных возможностей? Коллективы НПЦ «Технокомплекс» и до этого работали вместе. Однако в самом названии центра скрыт принцип объединения его участников: взаимовыгодное сотрудничество технологически увязанных между собой разработчиков и производителей авионики. Этот принцип позволяет более эффективно реализовывать поставленные задачи по созданию и модернизации бортового радиоэлектронного оборудования авиакомплексов.
     НПЦ «Технокомплекс» - структура достаточно демократичная. Его руководитель - президент и генеральный директор - не имеет права принимать какие-либо решения по значимым вопросам без согласования с членами совета директоров НПЦ. Шесть лет успешной работы «Технокомплекса» подтвердили, что было выбрано верное направление развития. За это время предприятия определили корпоративные интересы и свою специализацию. Жизнеспособность структуры подтвердило успешное выполнение предприятиями Научно-производственного центра работ по созданию авионики истребителей Су-30МКК (для Китая), Су-30МКИ (для Индии), многофункционального бомбардировщика Су-32, вертолетов Ка-31 и Ка-52, Ми-24ПН и Ми-28, истребителя МиГ-29СМТ-2 и ряда других ЛА. В прошлом году «Технокомплекс» получил две лицензии: на производство и разработку систем бортового и наземного радиоэлектронного оборудования для всех типов самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.
     Современный военный самолет стоит десятки миллионов долларов. Значительная часть этой стоимости - цена бортового радиоэлектронного оборудования. Именно поэтому выгодно вкладывать деньги в этот высокотехнологичный промышленный комплекс страны, приносящий государству немалые доходы. Специалистами подсчитано, что при производстве «ширпотреба» в легкой промышленности и даже в автомобилестроении один человек производит товаров в среднем на 5-10 долларов в час, а в авиационном и космическом приборостроении - на 200—350 долларов.
     Авиационное радиоэлектронное оборудование является одной из самых наукоемких, сложных и престижных отраслей промышленности и всей экономики ведущих стран мира. В авионике сконцентрированы современные достижения фундаментальных и прикладных наук, высший технологический уровень проектирования и производства. По состоянию, в котором находится производство авиационных комплексов, можно в значительной мере говорить об уровне экономического развития страны.
     Предприятия «Технокомплекса» активно вкладывают в новые и перспективные разработки свои творческие силы и средства. Все более или менее значимые работы по авионике делаются корпоративной структурой, и на ближайшие годы у НПЦ есть солидный портфель заказов. Все это позволит «Технокомплексу» уже в обозримом будущем стать конкурентоспособной фирмой на мировом рынке с высоким технологическим и научным уровнем, способной обеспечивать как внутренние, так и внешние заказы в области авионики.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker