на главную страницу

14 Мая 2003 года

Армия и общество

Среда

Работа на перспективу

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



     В эту учебную танковую часть я приехал не случайно. Без преувеличения можно сказать, что каждый уголок ее территории досконально изучил еще в детстве: в свое время отец прошел здесь путь от командира взвода до заместителя комбата. Естественно, и мы, гарнизонные мальчишки, проводили тут львиную долю свободного времени – благо строгих запретов не было. Даже некоторые школьные занятия проводились на территории танкового полка.
     Теперь полк стал батальоном, масштабы изменились, но основная задача осталась прежней – подготовка младших командиров и специалистов для танковых подразделений. Признаться, побывав до этого в двух мотострелковых частях окружного учебного центра, ожидал услышать привычные сетования на проблемы, прямо или косвенно влияющие на освоение воинских специальностей. Это и острая нехватка офицеров взводного звена, и недостаточное финансирование, и дефицит запчастей для боевой техники – перечень не нов и сегодня характерен для многих частей. Танкисты в этом плане отнюдь не в привилегированном положении, однако здесь привычных сетований не услышал. Более того, тут на «узкие места» смотрят как на пройденный этап, предпочитая работать на перспективу.
     – В части сложился по-настоящему дееспособный коллектив, – рассказывает заместитель командира батальона майор Андрей Урванцев. – И дело не в том, что многие офицеры не один год служат здесь – новички тоже есть, постоянно идет ротация кадров. Главное, в части служат единомышленники во взглядах на все нюансы в подготовке специалистов, в том числе младших командиров – у нас это, как известно, командиры танков.
     Рота, где их готовят, практически постоянно находится на полигоне: на день-два возвращается на «зимние квартиры» и опять в поле. Командир роты майор Андрей Куликов – опытный офицер и отличный методист, прекрасно знает тонкости подготовки командиров танков и наводчиков-операторов. Высокий профессионализм отличает и командира взвода капитана Александра Шибанова, прибывшего в эту часть из Чечни.
     К слову, здесь практически все офицеры побывали в «горячих точках», не понаслышке знают, на что именно нужно обратить особое внимание при подготовке командиров танков – в бою учиться некогда. После первоначальной подготовки, курса обучения на тренажерах, упор делается на совершенствование полевой выучки. Нынешняя суровая зима не стала помехой – стреляли и водили даже в трескучие морозы. Ведь почти всем выпускникам предстоит продолжать службу в соединениях постоянной готовности, где они должны с первых же дней показывать достойный профессиональный уровень. К примеру, сам помню, как не прошло и двух месяцев после прибытия в новую часть, а новоиспеченные командиры танков принимали участие в ночном батальонном тактическом учении. Справились.
     Кроме того, хорошим подспорьем стали современные тренажеры Муромского машиностроительного завода. Оснащенные компьютерами со специальными программами, они позволяют проводить занятия как с отдельными специалистами, так и в составе экипажа: будущий командир танка получает навыки управления подчиненными в той или иной ситуации.
     Как выяснилось из бесед с офицерами, определенный оптимизм им внушают новые руководящие документы по организации боевой подготовки. С их основными положениями они уже познакомились – в части работали специалисты из Москвы. В частности, «Курс стрельб», по мнению майора Урванцева, отвечает современным требованиям.
     Сумели в роте создать должный настрой и за счет морального стимулирования. Речь не только о поощрениях отличившихся – об этом тоже не забывают. Главным для себя каждый курсант считает получение сержантского звания. А для этого нужно успешно сдать выпускные экзамены, где спрос очень строгий.
     – Конечно, ребята знают, что на должность командира танка их поставят, – поделился со мной командир отделения сержант Александр Саенко. – Но, во-первых, прибыть в новый коллектив сержантом или рядовым – вещи разные. А во-вторых, все знают, что лучших оставят служить в этой части – это тоже стимул.
     Признаться, последнее меня удивило – традиционно считалось, что в учебном подразделении сержантам приходится сложнее: больше подчиненных, напряженнее ритм занятий. Но оказалось, именно четко налаженная боевая учеба и привлекает: младшие командиры чувствуют свою востребованность, при постоянной занятости быстрее летит время. Да и результат работы виден уже через полгода: из вчерашних школьников и учащихся профтехучилищ удается сделать настоящих специалистов. К тому же созданы прекрасные условия службы: теплые оборудованные солдатские общежития, отменное питание в столовой и при выездах на полигон, не так давно вступило в строй практически новое караульное помещение.
     Вообще, сержантам в части уделяют особое внимание. Не только потому, что они традиционно должны быть первыми помощниками в боевой учебе и службе. В этой роте они своеобразный образец: через несколько месяцев нынешние курсанты сами станут младшими командирами и в войсках во многом будут копировать стиль работы своих командиров отделений и заместителей командиров взводов в «учебке».
     А как решается довольно острая для ОУЦ проблема дефицита кадров, когда хронически не хватает выпускников военных институтов? Путь, по которому идут в мотострелковых учебных батальонах – призыв офицеров-двухгодичников, у танкистов не совсем уместен: слишком много тонкостей как в освоении материальной части, так и в методике подготовки специалистов. К тому же пока выпускник военной кафедры вуза освоится – его уже и увольнять пора. Исключение – заместители командиров рот по воспитательной работе: три лейтенанта на этой должности окончили гражданские вузы.
     – Перспективный путь – заключение контракта с недавним заместителем командира взвода, – говорит майор Урванцев. – Мы человека знаем, уверены, что он в практическом плане полностью подготовлен по требуемому профилю, ориентируется в специфике и без раскачки может приступить к выполнению офицерских обязанностей. В частности, заключен контракт со старшиной Евгением Тишаковым. Теперь он всерьез собирается учиться, чтобы стать офицером. Думается, таким людям нужно активнее давать возможность через год-два службы на офицерских должностях сдавать экзамены в военных институтах экстерном и присваивать звание лейтенанта: их уровень подготовки будет даже выше, чем у «стандартного» выпускника. Хотя, конечно, такой вариант – только подспорье. Надеемся, что в этом году удастся наконец-то получить нескольких лейтенантов из танковых институтов.
     Не секрет, что традиционной помехой в подготовке специалистов считается отрыв курсантов на выполнение хозяйственных работ. Как обстоит дело у танкистов? Этот вопрос задавал не столько офицерам, сколько сержантам и рядовым. Выяснилось, что за последний год практически нет отрывов личного состава для решения несвойственных задач. Впрочем, тому есть объяснение: в части достаточно напряженный график несения службы в нарядах плюс наращивание учебной материально-технической базы (танковый полигон закреплен за частью), поэтому даже при желании трудно выделить людей куда-то на сторону. Да и контроль по этой части со стороны командования ОУЦ достаточно жесткий.
     …Прошлой осенью перед КПП части на пьедестале замер танк Т-80. Это уже второй памятник: на территории есть монумент со знаменитой тридцатьчетверкой. Что ж, без памяти о прошлом нет будущего. Здесь гордятся славными традициями фронтовиков, офицеры части и бывшие курсанты с самой лучшей стороны проявили себя во время контртеррористической операции на Северном Кавказе, четко видят перспективу своей службы. Да, трудности сегодня есть, но относиться к ним можно по-разному. Танкисты привыкли не сетовать на проблемы, а искать пути их решения. И не без успеха.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker