на главную страницу

15 Мая 2003 года

Тема номера

Четверг

Безопасность не терпит правового вакуума

Вадим МАРКУШИН.



     Государственная Дума в среду ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Этому предшествовало совещание в Кремле с руководством российского парламента, на котором Президент России Владимир Путин высказался за безотлагательное одобрение депутатами этого документа. «Это важнейший документ в сфере стратегической стабильности, его положения позволяют нам развивать стратегические силы на уровне разумной достаточности, с учетом как экономических возможностей страны, так и динамики военно-политической обстановки в мире», - заявил глава государства.
     Президент убежден, что «расхождения по конкретным вопросам международной повестки дня не должны вести к появлению правового вакуума в этих жизненно важных областях». «Россия не раз заявляла заинтересованность в укреплении правовой системы международных отношений и безопасности», «в соблюдении юридически обязывающих режимов контроля над вооружениями», сказал глава государства.
     Договор СНП был подписан президентами России и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем в Москве в мае 2002 года в ходе российско-американского саммита. Намеченная на март ратификация этого документа в Госдуме была отложена после начала военных действий в Ираке. Американский конгресс также ратифицировал этот договор.
     Проблемам коллективной безопасности, упрочению ее правового поля большое внимание уделил Совет Россия - НАТО, работавший на этих днях в Москве. Комментируя итоги заседания, СМИ, в частности, приводят слова Владимира Путина, сказанные им в ходе встречи с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном. Несмотря на разный подход к некоторым оценкам ситуации в мире, отметил президент, Совет Россия — НАТО «в целом оправдывает наши ожидания». «Борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, кризисное реагирование, спасение на море - эти и некоторые другие вопросы постоянно находятся в проработке», - подчеркнул он.
     «То, что это вещи действительно первостепенного значения, подтверждают последние события в мире», - считает Президент РФ. В качестве примера он обратил внимание на последние теракты в Чечне и в Саудовской Аравии, отметив, что «почерк и там, и там абсолютно одинаковый», а последствия «абсолютно сопоставимы». Как отметил глава российского государства, «мы готовы работать по решению не только общей задачи борьбы с терроризмом, но и по другим вопросам». При этом он высоко оценил личный вклад лорда Робертсона «в становление механизмов сотрудничества России с Североатлантическим блоком».
     Джордж Робертсон со своей стороны отметил, что события в Чечне и Саудовской Аравии «объединили мир в чувстве негодования и вновь убедили нас, что мы должны бороться с терроризмом». Генсек НАТО высказал мнение, что в Москве «объявлен смертный приговор старым стереотипам», имея в виду, что НАТО и Россия более не рассматриваются как противники.
     Наблюдателей привлекло также следующее замечание Робертсона: «НАТО не может стать во главе процесса урегулирования существующих на Кавказе проблем. Для урегулирования конфликтов на Кавказе необходимо конструктивное вмешательство России». Оно опубликовано в тбилисской газете «24 часа». «НАТО будет содействовать развитию сотрудничества между странами Кавказа, - отметил он. - Но очень важно, чтобы стороны сами проявили политическую волю и желание урегулировать проблемы».
     Давая свою оценку работе Совета в Москве, министр иностранных дел РФ Игорь Иванов отметил, что это мероприятие - «еще одно свидетельство того, что Россия и НАТО выстраивают продуктивное взаимодействие, ориентированное на активное решение международных проблем и отвечающее общим интересам безопасности России и стран — членов НАТО». Глава МИД подчеркнул, что «философия «двадцатки» заключается в противодействии угрозам и вызовам современной эпохи, прежде всего в борьбе с терроризмом». «Россия и НАТО сотрудничают весьма активно в данной области, выводя это взаимодействие на уровень стратегического партнерства в евроатлантическом пространстве», — сказал он. В качестве примера Иванов напомнил о создании предпосылок для совместного антикризисного реагирования, диалоге по проблемам ОМУ, ряде проектов по военной линии.
     По словам главы МИД, «можно говорить о том, что новый механизм сотрудничества дает практическую отдачу». Он уточнил, что в ходе встречи «основное внимание было уделено дальнейшим совместным шагам по реализации принципов Римской декларации».
     Министр обороны РФ Сергей Иванов, говоря об опыте четырехлетнего военного сотрудничества России с НАТО на Балканах, в частности, отметил, что существует много причин, по которым Россия приняла решение о выводе своего военного контингента из Косово и Боснии. Прежде всего это переход миротворческой операции в этом районе из военной фазы в полицейскую.
     - Это решение, - отметил министр, - не означает прекращения сотрудничества России с НАТО на Балканах. В дальнейшем оно будет проходить в рамках полицейской операции с возможностью более активного вовлечения в нее сотрудников МВД.
     Как отметил глава военного ведомства РФ, для стабилизации ситуации на Балканах Россия будет сотрудничать с ООН и ОБСЕ, а также участвовать в действиях по урегулированию в двустороннем и многостороннем форматах. Он уточнил, что российские воинские контингенты будут выведены с Балкан начиная со второй половины мая до 1 августа. Министр сообщил, что Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ и «в настоящее время Генеральный штаб и Главкомат Сухопутных войск в тесном взаимодействии с натовскими коллегами работают над обеспечением вывода российских миротворцев с Балкан».
     Министр обороны России Сергей Иванов выразил удовлетворение по поводу заявлений стран НАТО и государств Балтии о том, что они обязуются присоединиться к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) после его вступления в силу. «Мы не хотели бы, чтобы при расширении НАТО создавались дополнительные угрозы национальной безопасности России», - заявил министр. Он позитивно расценил подход альянса к данной проблеме. «Руководство НАТО разделяет нашу позицию, которая состоит в том, что безопасность одного государства не может быть обеспечена за счет безопасности другого». Оценивая перспективы вступления в действие адаптированного ДОВСЕ, Сергей Иванов сказал, что сегодня большинство государств - участников «двадцатки», в том числе Россия, выступают за скорейшую ратификацию документа.
     Затрагивалась и афганская тема. Как заявил министр обороны РФ, альянс возьмет на себя основную нагрузку по направлению в Афганистан сил для стабилизации обстановки. По оценке Сергея Борисовича Иванова, ситуация сейчас в Афганистане «очень далека от идеальной и имеет тенденцию к ухудшению».
     Касаясь ситуации с принятым накануне руководством КНДР решением об одностороннем выходе страны из соглашения с Республикой Корея о безъядерном статусе Корейского полуострова, Сергей Иванов сказал: «Нашу реакцию на этот шаг Пхеньяна можно выразить одним словом «сожаление». «Я считаю, что проблему урегулирования на Корейском полуострове необходимо активнее решать политико-дипломатическими средствами. Неважно, в каком формате это будет делаться - в двустороннем (США - КНДР) или многостороннем с подключением к этому процессу сопредельных и соседних государств, прежде всего Южной Кореи, Японии, Китая и России», - подчеркнул министр.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker