на главную страницу

15 Мая 2003 года

Заметки обозревателя

Четверг

Армейский «магазин»

Александр ТИХОНОВ (Тбилиси), «Красная звезда».



     В эти дни Грузию посещают сразу две важные персоны - генсек НАТО Джордж Робертсон и госсекретарь США Колин Пауэлл. Как ожидается, и тот и другой поведут речь в Тбилиси об одном и том же: расширении сотрудничества республики с Североатлантическим альянсом. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, говоря о приоритетности этой задачи, вместе с тем постоянно подчеркивает, что много еще нужно его стране сделать, чтобы стать кандидатом в члены НАТО. И, в частности, «сохранить стабильную среду (?), довести до конца начатые реформы, искоренить коррупцию»... Урегулирование межэтнических конфликтов в этом списке не значилось. Между тем именно это условие НАТО считает одним из важнейших для предметного разговора с Грузией о ее приеме в свои ряды. Но в Тбилиси и не скрывают, что надеются своим вхождением в НАТО переложить на плечи альянса решение не только этой проблемы, но и ряда других. Например, реформирование вооруженных сил.

     Парадоксально, но факт: реформирование грузинской армии фактически началось с момента ее создания в первой половине 90-х годов. Впрочем, в нынешней независимой Грузии полно подобных парадоксов, противоречащих логике. Что же касается цели реформирования вооруженных сил, то она зазвучала внушительно - привести их в соответствие с натовскими стандартами. Для ее достижения в «Белой книге» детально расписали будущий состав вооруженных сил и их численность, технику и вооружение, функции министерства обороны и генерального штаба, сроки перехода к новой организационно-штатной структуре и т.д. Все эти годы власти внушали общественности, что военная реформа идет успешно. В качестве доказательства был предъявлен и первый батальон, подготовленный американскими инструкторами по программе «Обучение и оснащение». Однако те же американцы весьма скептически оценивают состояние грузинской армии. По их мнению, она страдает от постоянного недофинансирования, коррупции и низкой мотивации у грузин военной службы. О чем, в частности, свидетельствует последний осенний призыв на срочную службу.

     Несмотря на то что указом президента призыв был продлен до весны, поставить в армейский строй из запланированных 6.300 новобранцев удалось не более 70 процентов. В военном ведомстве меня заверяли, что бытовых причин уклоняться от службы почти не осталось и в последнее время солдат стали кормить-одевать хорошо. Да и саму проблему призыва не стоит преувеличивать - мол, все равно впереди переход на контрактную систему и призывники почти не понадобятся. Тем не менее в подготовке изменений и дополнений в Закон «О воинской обязанности и военной службе», направленных на кардинальное улучшение «призываемости», министерство обороны приняло самое активное участие. Предлагаемые нововведения уже обсуждались на совещании у Шеварднадзе. Скорее всего, в ближайшее время парламентский комитет по обороне и безопасности внесет их на утверждение в высший законодательный орган страны.

     Особые надежды на исправление ситуации разработчики возлагают на следующие поправки: увеличение платы за годовую отсрочку с 200 до 1.000 лари (1 лари = 14,5 руб.); замена осеннего и зимнего призывов на ежеквартальный; запрет замещения руководящих постов в госструктурах гражданами мужского пола, которые не служили в армии; упразднение различных так называемых социальных оснований для отсрочки (например, давать отсрочку тем, у кого двое и более детей, но лишить права на нее отцов призывного возраста, имеющих одного ребенка). Как заявил «Красной звезде» начальник управления по связям с общественностью и СМИ минобороны Грузии Мириан Кикнадзе, в министерстве обороны полагают, что принятие этих мер (особенно повышение платы за отсрочку и превращение военной службы в одно из непременных условий для последующего назначения на руководящие посты) решит проблему комплектования войск качественным призывным контингентом. Однако некоторые аналитики позицию авторов поправок не разделяют.

     Во-первых, существование службы по призыву при наличии возможности откупиться от нее наносит сильнейший удар по престижу ратного дела. Население Грузии живет в «рыночных отношениях», при которых все продается и покупается, очень давно. Богатство, добытое любыми путями, престижно, его обладатели (не в пример подпольному миллионеру Корейко из знаменитого «Золотого теленка») всегда стараются выпятить свой достаток. Отсюда откуп от армии превращается в еще одно публичное доказательство состоятельности, а невозможность заплатить, наоборот, снижает оценку в глазах соседей и знакомых.

     Невозможность занять руководящий пост без армейской строки в личной биографии также вряд ли приведет к росту числа желающих отслужить срочную. Ведь в сегодняшней Грузии и карьерный рост определяют «рыночные отношения». Шансами занять в будущем высокий пост обладают только те, кто имеет родственников-руководителей в настоящем. Эти родственники скорее всего устроят своим сыновьям и племяшам «заочную» срочную службу, когда последние будут лишь числиться в списках той или иной воинской части. Основная же масса призывников, ясно осознавая свое происхождение и отсутствие возможности получить в перспективе руководящий пост, на эту поправку не обратит никакого внимания.

     Тем не менее переход на контрактную службу уже начался. Сейчас в минобороны насчитывается около трех тысяч. Из них 554 человека служат в подготовленном американскими инструкторами антитеррористическом батальоне. Еще 558 – в другом таком же батальоне, подготовка которого завершилась на днях. 600 кандидатов в третий антитеррористический батальон уже набраны. В течение месяца из этого числа отберут четыре сотни самых-самых, к которым добавят 158 сержантов и офицеров. Все вместе три месяца они будут учиться военному делу по американскому образцу. Кроме того, контрактниками укомплектован Коджорский батальон быстрого реагирования, а также формирующаяся на базе бывшего полка охраны военная полиция. Наконец, контракт заключен с будущими миротворцами в Косово и Ираке (два подразделения численностью примерно по 140 человек).

     Денежное довольствие рядовых контрактников - 400 лари. Это в несколько раз выше, чем у офицеров, проходящих службу в частях, укомплектованных призывниками. Разница в оплате имеет два следствия. Положительным является то, что желающих попасть в контрактники гораздо больше, чем нужно, и у военного ведомства появилась возможность выбора. Обратная сторона медали – зависть и неприязнь, с которыми на контрактников смотрят не только из других частей, но и из центрального аппарата минобороны, где оклады также значительно меньше. Вскормленные властью и изолированные денежным барьером от остальных солдатских и офицерских масс контрактники вполне могут быть подготовлены на роль опричников. Первый тест на преданность они выдержали в ночь с 23 на 24 марта во время провокационного захвата ветеранами-гвардейцами расположения одной из воинских частей в Тбилиси. До боестолкновения тогда не дошло, потому что «мятежники» после непродолжительных переговоров сложили оружие и сдались. Однако в «верхах» появилась уверенность, что армейские «коммандос» в час «Х» не подведут.

     Общая численность военнослужащих минобороны сейчас составляет порядка 20 тысяч. С учетом запланированного на 2003 год сокращения до 18 тысяч армия все равно в подавляющем большинстве будет состоять из солдат и сержантов по призыву, так как вопрос упирается в финансирование армии. А на это у государства средств не хватает. Они могут появиться при эффективной работе экономики. Однако, несмотря на бодрые заверения официального Тбилиси о стабилизации ситуации, росте ВВП и других экономических показателей, оценки экспертов международных финансовых институтов далеки от оптимизма. Западным экспертам в данном случае можно доверять хотя бы потому, что именно они и приглашались в Грузию для помощи в проведении экономических преобразований. Так, после тщательного ознакомления в феврале-марте этого года миссии Международного валютного фонда с положением дел в грузинской экономике руководитель представительства МВФ в Грузии Джонатан Дан был вынужден прибегнуть к дипломатическим приемам, дабы не обидеть грузинских коллег. Суть выводов миссии МВФ заключалась в указании на наличие фискального дефицита, то есть, проще говоря, дырявой казны, образовавшейся из-за повального уклонения населения от уплаты налогов и ошибок правительства в проведении экономических преобразований.

     Теоретически полученных минобороны Грузии в первом квартале денег едва хватило бы на оплату ратного труда 9 тысяч контрактников (при полном отсутствии расходов по другим статьям военного ведомства). Поэтому сейчас значительная доля подписавших контракт финансируется за счет программы «Обучение и оснащение», то есть из американских источников. В этой связи напрашивается вывод, что у грузинского военного ведомства впереди еще более сложные времена, когда американские подачки закончатся. Впрочем, в Тбилиси многие надеются, что денежный поток из США не иссякнет.

     Вместе с тем проблема с призывом не единственная в грузинских вооруженных силах. «Красная звезда» регулярно рассказывала и о других аспектах военного строительства в этой республике. В том числе о технике и вооружении грузинской армии: о подаренных турками средствах связи, джипах «Лендровер» и грузовиках, американцами – далеко не самых современных вертолетах, греками – катерах, об остальной матчасти еще советского производства, требующей срочного ремонта или даже замены. За последнее время в этом плане ничего не изменилось. Все, кроме иномарок высшего руководства, осталось прежним, ржавеющим. Разве что спасибо Китаю – на днях из Поднебесной министерству обороны Грузии презентовали 12 грузовиков с запчастями. Китайские товарищи, несмотря на необходимость почти всегда оперировать большими числами, тонко прочувствовали грузинский масштаб. Отдельные получатели грузовиков радовались, как дети.

     …История помнит разных господ на грузинской земле – арабов, персов, турков. Были здесь и русские, но наши предки приходили не завоевателями, а по приглашению, как защитники. Возможно, именно поэтому история запомнила героические подвиги грузинских ратников, когда они воевали в составе русских полков. Участие же в боях на стороне арабов, персов или турков если и было, то в православном грузинском народе считалось предательством и позором. Поэтому и стерлось из народной памяти навсегда. Были героические эпизоды и тогда, когда грузинские отряды собственными силами пытались защитить свою землю. Но, даже если воины стояли насмерть, это все равно в конце концов приводило к потере суверенитета.

     Сегодня в Грузии, похоже, не хотят вспоминать эти страницы своей истории. В Тбилиси сделан выбор в пользу США, несмотря на удаленность этой страны от Грузии. Соглашение с Соединенными Штатами о сотрудничестве в области обороны, которое фактические может в любой момент привести к передаче грузинской территории под контроль американских военных, подписано и ратифицировано. Собственные вооруженные силы при этом превращаются в ненужный атрибут, в рудимент, и не исключено, что, говоря о реформировании армии, в госканцелярии президента Грузии сейчас подразумевают ее упразднение. Грузинские военачальники конечно же не в курсе дела, потому что из госканцелярии до них этого никогда не доведут, чтобы не лишать надежд на светлое будущее. Хотя в этом случае будущего у вооруженных сил Грузии вообще не окажется – ни светлого, ни какого-либо другого. Останется лишь потешное войско для церемониальных действий да несколько привилегированных и высокооплачиваемых батальонов на всякий случай.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker