на главную страницу

17 Мая 2003 года

Линия жизни

Суббота

Не говори «ГУП», пока не перепрыгнешь

Что принесет Министерству обороны новый закон
об унитарных предприятиях?

Иван ИВАНЮК,«Красная звезда».



В конце 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который в соответствии с Гражданским кодексом РФ детализировал правовое положение этих хозяйственных субъектов, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. Закон позволяет создавать ГУПы не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем документ ограничивает основания для их создания. В частности, ГУПы создаются в случаях, когда используется имущество, приватизация которого запрещена, для решения социальных задач, а также в случаях производства продукции, связанной с национальной безопасностью и обороной, или отдельных видов продукции, изъятой из оборота. Также ГУПы могут создаваться для осуществления деятельности, определенной для них как исключительная.

     Этот нормативный акт, судя по всему, должен сыграть важную роль в хозяйственной жизни Министерства обороны, да и не только в ней. Ведь в этой правовой форме существует значительная часть производственной, строительной, научной, бытовой инфраструктуры военного ведомства, и от того, как будет работать новый закон, зависит очень многое.
     Некоторые комментаторы уже успели оценить новый закон как нормативный акт, призванный ускорить процессы приватизации в Министерстве обороны. Федеральным государственным унитарным предприятиям и сейчас живется непросто. С одной стороны, они обременены долгами переходного периода начала 90-х годов, изношенными основными фондами и оборудованием и требуют значительного вложения средств. С другой стороны, у них нет никаких послаблений в жесткой конкурентной борьбе на рынке. В этих условиях одни руководители пытаются выживать и решать задачи в интересах Минобороны, другие предоставляют право вверенному им детищу медленно угасать, уводя часть денежных потоков «налево». При этом в большинстве случаев отсутствует система государственного оборонного заказа, а выделяемые бюджетные средства тратятся главным образом на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату рабочих и служащих. Поэтому есть мнение, что если ФГУПы еще слегка прижать, то они сами побегут акционироваться. Некоторые из них и без того убыточны и висят тяжким бременем на шее у Минобороны при общей нехватке средств на решение важнейших задач военного строительства.
     Думается, что ситуация на самом деле несколько сложнее, и у рассматриваемой проблемы есть еще несколько важных аспектов. Само по себе сочетание бюджетного финансирования с коммерческой деятельностью в новых условиях является нонсенсом. Поэтому еще несколько лет назад предпринимались попытки отделить «овц от козлищ». На высоком уровне были утверждены документы, носившие программный характер. Предполагалось, что после их реализации предприятия должны стать либо казенными, либо частными, то есть смешение денежных потоков предполагалось исключить в принципе. Реально же за прошедшее время почти ничего не было сделано, за исключением некоторых частных решений типа того, что офицеры, проходящие службу в федеральных государственных унитарных предприятиях, перестали получать вещевое имущество или компенсацию взамен его из средств федерального бюджета. Нормы обеспечения их предметами вещевого довольствия остаются прежними, но «закрывать» эту статью расходов теперь должно само предприятие.
     Причин топтания на месте можно назвать множество, но главная из них, пожалуй, состоит в том, что большинство ФГУПов вступили в рынок с очень плохими стартовыми условиями. Если у них отнять бюджетную «подпорку», то они просто развалятся. А этого многие не хотят допустить даже в мыслях, ведь тогда Вооруженные Силы могут остаться без жизненно необходимых товаров и услуг. Конечно, можно все отдать на откуп коммерсантам, пусть они вкладывают деньги и осваивают ту или иную сферу деятельности в интересах Минобороны и других ведомств, где законом предусмотрена военная служба. Но такой путь таит в себе и прямые опасности. Известен, в частности, печальный опыт Великобритании, которая полностью перевела снабжение своих армии и флота на коммерческую основу. А когда англичане начали войну за Мальвинские острова, поставщики просто отказались заниматься столь опасным делом где-то на краю света.
     Не будем брать столь экстремальные ситуации. Рассмотрим, к примеру, гостиничное хозяйство Министерства обороны Российской Федерации. Федеральное государственное унитарное предприятие «Гостиничный комплекс «Славянка» было создано на основании Указа Президента РФ от 8 июля 1997 года № 692 и соответствующего постановления правительства от 15 сентября 1997 года № 1173. В настоящее время ФГУП «Славянка» функционирует в составе головного и 13 дочерних предприятий. Основной их задачей согласно нормативным документам является «первоочередное размещение и обслуживание военнослужащих министерств и ведомств, где имеются воинские формирования, членов семей военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас и отставку, родственников погибших и раненых и др.»
     Надо сказать, что с этой задачей гостиничный комплекс справляется весьма успешно. Как известно, возмещение стоимости проживания в рамках командировочных расходов в настоящее время ограничено суммой в 550 рублей. Где найти служивому человеку гостиницу, где бы были такие цены в мало-мальски крупных городах? Это просто нереально. А в «Славянке» и предприятиях комплекса - всегда пожалуйста. При этом военнослужащему номер первой категории даже в столице предоставляется по цене не выше 550 рублей. При этом гостиничное хозяйство ведется не в убыток: все предприятия комплекса рентабельны.Таким образом, гостиничный комплекс «Славянка» выполняет социальный заказ Минобороны по предоставлению льгот военнослужащим. Огромные финансовые потери комплекса, думается, надо обязательно учитывать при выделении бюджетных средств для капитального ремонта зданий, при решении вопроса о предоставлении права безвозмездного и бессрочного пользования землей как предприятию Минобороны. При несоблюдении этих условий возникает угроза банкротства, перехода гостиниц людям, которым чужды интересы Минобороны.
     Конечно, если объявить сейчас тотальную приватизацию, то прибыльное хозяйство в первую очередь окажется в поле зрения потенциальных акционеров. Как показывает печальный опыт последних лет, за которые было разбазарено, продано за бесценок огромное количество государственного имущества, на «лежачие» предприятия мало кто зарится - всех интересуют хорошие здания, перспективные земельные участки, новое оборудование, налаженное производство и т. д.
     По словам заместителя главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Александра Иванова, в условиях проводимых в России экономических преобразований и набирающей темп военной реформы защита охраняемых законом экономических интересов общества и государства становится одной из основных задач органов военной прокуратуры. Тем более что активность коммерческих и иных структур, желающих за бесценок завладеть федеральным имуществом, растет год от года. Механизм очень прост - возбуждение процедуры банкротства при наличии возникшей естественным путем или искусственно созданной кредиторской задолженности. Таких примеров можно привести десятки.
     «Красная звезда» уже писала о неудавшейся попытке коммерсантов завладеть 724-й Центральной автомобильной ремонтной базой ВМФ в Москве. Хотя все рекорды в этом отношении бьет Санкт-Петербург, где военной прокуратурой ЛВО предотвращены попытки признания несостоятельными 775-го артиллерийского ремонтного и Кронштадтского морского заводов, 35-го судоремонтного завода, 578-го управления начальника работ и других предприятий и организаций. Одной из самых громких была история с банкротством ГУП «57-й экспериментальный автомобильный ремонтный завод» Минобороны РФ по инициативе ОАО «Ленэнерго», несмотря на то, что это предприятие является режимным. Арбитражный суд назначил временным управляющим господина Д. Теттера, который не имел даже допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну. Угрожая применением огнестрельного оружия, он стал требовать передать ему ключи от всех помещений, в том числе от секретного делопроизводства. Добился того, что против него было возбуждено уголовное дело, а сам он был снят с должности управляющего. А вскоре при активном участии Главной военной прокуратуры была прекращена и процедура банкротства.
     Военной прокуратурой ДВО, возглавляемой генерал-майором юстиции Юрием Никольским, была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что районной инспекцией Министерства по налогам и сборам был заявлен иск в Арбитражный суд Хабаровского края о признании банкротом дочернего государственного унитарного предприятия «Востокспецдорстрой» № 903 Дальневосточного строительного управления Спецстроя России. Предприятие могло быть признано несостоятельным, поскольку имело задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 7 млн. рублей, которая образовалась вследствие неоплаты КГУ «Хабуправтодор» выполненных предприятием строительных работ. Спецстроевцы почему-то не горели желанием взыскивать долги, пока не вмешались военные прокуроры. Еще более поразительна история с ФГУП «523 УМСР» Министерства обороны (начальник - полковник Сергей Щукин), где процедура банкротства была возбуждена по... иску всего на 181 тыс. рублей, о котором заявитель, кооператив «Экспресс-13», даже не знал.
     В последнее время в отношении ФГУП государством проводилась политика ужесточения контроля за деятельностью руководителей этих предприятий путем проведения аттестаций на соответствие занимаемым должностям, а также создания предпосылок для многосторонней оценки эффективности хозяйственной деятельности ФГУП. Проведение аудиторских проверок стало носить более целенаправленный характер, а требования регулярной отчетности от руководителей ФГУП обеспечили естественные требования государства о перечислении части заработанной прибыли в бюджет.
     Но если все будет пущено на самотек, то с чем останется Министерство обороны? Как будут решаться проблемы ремонта военной техники, развития науки? Простой вопрос: как проводить сборы офицеров, приезжающих со всей страны, которые традиционно размещаются в «Славянке», как принимать ветеранов, вдов погибших? Или офицеру с его нищенскими суточными и небогатым денежным довольствием ночевать на вокзале?
     Как считает начальник управления военно-экономического анализа и экспертиз Министерства обороны генерал-лейтенант Виктор Сторонин, к вопросам акционирования оборонных предприятий нужно подходить взвешенно и осторожно. С одной стороны, нужна инвентаризация всех ФГУПов, подробный экономический анализ их состояния, работы и перспектив развития, с другой - здравая оценка того, как уход того или иного хозяйствующего субъекта из-под «крыла» Министерства обороны скажется на жизнедеятельности армии и флота, обороноспособности страны.
     В июле прошлого года Президент Российской Федерации В.В. Путин отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 165503-3. При возвращении закона на доработку учитывались подготовленные в Главной военной прокуратуре предложения Генерального прокурора Российской Федерации о необходимости дополнительной защиты стратегически важных для обороноспособности и безопасности страны предприятий.
     26 декабря 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который содержит ряд норм, позволяющих более эффективно отстаивать интересы государства как собственника имущества его учреждений, организаций и предприятий, однако в полной мере возможность банкротства предприятий Минобороны России не исключает.
     Принятое в апреле 2003 года Пленумом высшего Арбитражного суда Российской Федерации постановление о некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определило порядок отнесения к числу стратегических предприятий и организаций до принятия Правительством Российской Федерации соответствующего их перечня. Это позволит более эффективно защищать интересы армейской экономики и обороноспособности государства в целом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker