на главную страницу

21 Мая 2003 года

Армия и общество

Среда

Был месяц май, была Победа

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда», борт БПК «Адмирал Чабаненко».



«Красная звезда» уже сообщала, что большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» под флагом командира оперативной эскадры надводных кораблей Северного флота вице-адмирала Геннадия Радзевского посетил с неофициальным визитом порт Ливерпуль. В юбилейных торжествах, посвященных 60-летию битвы за Атлантику, кроме североморцев участвовали представители многих других флотов, а также делегации ВМС Австралии, ЮАР, Исландии, Республики Ирландии, Канады, Новой Зеландии, США. О том, что в эти дни происходило в Ливерпуле, заметки нашего корреспондента.

     
Приглашает «Непобедимый»

Флагманским кораблем торжеств стал авианосец королевских ВМС «Инвинсибл». Бросив якорь на внутреннем рейде реки Мерси, он как будто замер под сенью городских соборов. Принятый в боевой состав военно-морских сил летом 1980 года, авианосец и по прошествии более двух десятков лет флотской службы выглядит молодцом, чему способствовали недавний ремонт и, несомненно, модернизация.

     Пока мы вместе с вице-адмиралом Радзевским и командиром БПК «Адмирал Чабаненко» капитаном 2 ранга Сергеем Гришиным шли на катере от речного вокзала к авианосцу, наш гид (он из офицеров-резервистов) информировал нас, что полное водоизмещение корабля 20.600 тонн, длина - 209 метров, а полетной палубы - 167,8 метра, ширина же - 13,5 метра. Максимальная скорость хода 28 узлов, дальность плавания на скорости 19 узлов 7 тысяч миль. Экипаж - 685 человек, из которых 60 офицеров. В составе авиагруппы 366 человек, в их числе 80 офицеров. При десантном варианте на борту «Инвинсибла» можно разместить до 600 морских пехотинцев.

     Авиационное вооружение корабля составляют восемь истребителей «Си Харриер» и столько же истребителей-штурмовиков «Харриер», в основном используемых для поддержки действий морской пехоты. На «Инвинсибле» базируются два новых вертолета «Мерлин» и четыре - «Си Кинг» ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения).

     На шкафуте прямо у трапа нас встретил старший помощник командира корабля и, вытянувшись во фронт, гордо провозгласил: «Господа! Добро пожаловать на борт «Инвинсибла». В сопровождении старпома мы прошествовали со шкафута через огромный авиационный ангар в приемную каюту, расположенную внутри так называемого «острова», то есть корабельной надстройки. При этом получили еще несколько штрихов к портрету авианосца, чье имя в переводе на русский звучит как «Непобедимый». Мол, этот корабль уже шестой с аналогичным именем в истории британского флота. Однако, к сожалению, некоторые из них завершили свою карьеру трагически: второй «Инвинсибл» в 1801 году потерпел крушение в шторм рядом с Норфолком, при этом погибли 400 моряков, а пятый - крейсер погиб в 1916 году во время знаменитого Ютландского сражения, и из тысячи человек экипажа в живых остались лишь шестеро. «Увы, морская служба всегда была опасной», - заметил старпом.

     Нынешний же «Инвинсибл», первый в классе противолодочных авианосцев, благословила на доблестные деяния во благо Британии сама ее величество королева Елизавета II. Командир авианосца кэптен Сор, кстати, начинал флотскую карьеру на подводных лодках, поэтому досконально знает, на что способны в бою профессионалы подплава. Сам же «Непобедимый» участвовал в 1982 году в англо-аргентинском конфликте у Фолклендских островов и позже - в операции «Осторожная сила» у побережья Боснии...

     - Я рад приветствовать на празднике такой впечатляющий корабль, как «Адмирал Чабаненко», - заверил, встречая вице-адмирала Геннадия Радзевского и капитана 2 ранга Сергея Гришина, командующий флотом королевских ВМС адмирал Джонатан Бэнд. - Для меня лично это приятно вдвойне, так как я стоял у истоков меморандума о взаимодействии и сотрудничестве между флотами Великобритании и России.

     Биография адмирала Джонатана Бэнда - калейдоскоп дат и событий, несомненно, ставящих его в иерархии британских моряков на достаточно высокую ступень. Служба на кораблях у него сочеталась с постоянной учебой, службой в различных штабах и управлениях ВМС и министерства обороны. Как уже говорилось, адмирал Бэнд - один из разработчиков меморандума 1998 года о взаимопонимании между ВМФ Российской Федерации и ВМС Великобритании по сотрудничеству в военно-морской области.

     - Поэтому было бы очень неплохо, - сказал командующий флотом, - продолжить практическую часть нашего взаимодействия не только за столом переговоров, но и, как это положено у настоящих моряков, в море. Надеюсь, что у нашей группировки ВМС будет возможность поработать в районе Персидского залива с тем отрядом боевых кораблей ВМФ России, который сейчас находится в Индийском океане...
     
«Боже, благослови Святую матушку Русь!»

     Это лишь одна из 460 записей, оставленных ливерпульцами в книге отзывов во время посещения «Адмирала Чабаненко». В течение трех дней на российский корабль, ошвартовавшийся из-за большого водоизмещения несколько в стороне от центра города, валом шли англичане. В одиночку, семьями, с друзьями они шли, чтобы познакомиться с «Адмиралом Чабаненко».

     «Десять лет назад ваш визит был бы невозможным. Фантастический корабль!» - гласит книга отзывов. И это, пожалуй, единственная из всех фраз, так до конца мною и непонятая. Почему это «был бы невозможным», когда на 50-летие битвы за Атлантику сюда же приходил гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий»? Хотя, может быть, здесь все же упоминание о нашей былой отчужденности. Во всяком случае, посетив «фантастический корабль», десятилетний ливерпульский мальчуган сразу же решил стать моряком, но предлагает покрасить его в светло-розовый цвет.

     За время посещения на «Адмирале Чабаненко» побывали около пяти тысяч человек. Гости были разными: к примеру, малыши из детского дома Кламберлодж, которых североморцы одарили конфетами, представители иностранных кораблей, также пришедших на празднование юбилея, городской полиции и просто ливерпульские обыватели.

     Однако в череде посетителей были и те, кого на борт корабля привела память. Скажу больше: чувство долга и неоплатной благодарности русским морякам. Остин Берн в марте 1942 года шел в Мурманск в составе конвоя «PQ-13», когда его корабль торпедировала германская подводная лодка. Из всего экипажа в шлюпке спаслись он и еще шестеро его товарищей. Английских моряков на четвертые сутки после трагедии подобрали в штормовом Баренцевом море в 125 милях севернее Мурманска советские тральщики. В книге отзывов БПК «Адмирал Чабаненко» ветеран оставил запись: «...очень хорошо, что у меня появилась возможность сказать спасибо за то, что спасли мою жизнь в 1942 году». Его друг Дон Аллен - председатель клуба ветеранов арктических конвоев «Северная Россия» - крепко жал руки всем находившимся рядом североморцам и твердил: «Я всегда восхищался мужеством ваших людей, проявленным во время Второй мировой войны». На его глазах блестели слезы...

     «Мы получили огромное удовольствие от посещения корабля. На нас произвели впечатление проявленное дружелюбие и уважение со стороны ваших моряков. Получайте удовольствие от пребывания здесь, как мы получили его от нахождения на вашем корабле»...

За время пребывания в Ливерпуле экипаж «Адмирала Чабаненко» совершил пятнадцать автобусных экскурсий по памятным местам города. Две экскурсии побывали в городе Честер, расположенном на границе Англии с Уэльсом, и в курортном Лландидно, раскинувшемся белыми строениями на берегу Ирландского моря. И везде североморцы слышали: «Русские? Приходите к нам чаще!»

     Команда «Адмирала Чабаненко» сыграла матч с ветеранами футбольного клуба «Эвертон» на самом что ни на есть настоящем одноименном стадионе. И хотя в упорной борьбе мы уступили британцам, зрители долго и искренне аплодировали корабельной команде.

     Впервые эту седовласую старушку я увидел возле англиканского собора, в котором проходила торжественная служба, а затем состоялся парад ветеранов битвы за Атлантику, в котором принял участие и взвод моряков с «Адмирала Чабаненко» во главе с капитаном 2 ранга Дмитрием Агальцовым. После этого ведомые нашим гидом Эндрю Максвеллом мы шли к микроавтобусу, как вдруг я увидел, что какая-то женщина, кивая в нашу сторону, что-то спрашивает у ветерана. «Раша?» - на ее лице одновременно обозначились радость и изумление. Уже идя нам навстречу, она неожиданно начала кланяться каждому и говорить: «Сэнкью! Спасибо!..»

     А на следующий день во время посещения «Адмирала Чабаненко» жителями Ливерпуля я снова увидел ее. Не знаю почему, но сердцем чувствую, что запись в книге отзывов: «Боже, благослови Святую матушку Русь!» - вывела именно ее рука...

     
«Нас в живых осталось только шестеро»

     Тысячи бывших моряков и летчиков приехали в те майские дни в Мерсисайд, чтобы принять участие в праздновании последнего юбилея битвы за Атлантику. Некоторые ветераны, многим из которых пошел уже девятый десяток, прилетели из Канады, США и Австралии. И не одни. К примеру, 82-летний житель Ливерпуля Мэт Москоп привез из Флориды на дни празднования своих внуков Шона и Имонна О’Салливан.

     После открытия мемориальной доски в честь 60-летия битвы за Атлантику около Сент- Джордж Холла у памятника в Бутле состоялась торжественная церемония «Ассоциации старых парней кэптена Уокера». Венок к монументу погибшим британцам возложили Брайан Картер, служивший на корабле ВМС «Сторк», легендарный охотник за немецкими подводными лодками Джон Уокер и Лайонел Айриш, один из шести уцелевших моряков английского корабля «Кайт», погибшего в августе 1944 года.

     Эмоции переполняли атмосферу службы в кафедральном соборе Ливерпуля, где волнами распространялось эхо голосов более полутора тысяч людей, певших военно-морские гимны и хором произносивших слова молитв. Некоторые присутствовавшие плакали, когда из горна раздавались звуки траурной мелодии. А на узкой улице прямо у выхода из англиканского собора сотни людей аплодировали проходящим торжественным маршем ветеранам.

     По этому поводу вице-адмирал Геннадий Радзевский заметил:
     - Нам по-прежнему нужно учиться у истории. Принимая участие в этих торжествах, мы демонстрируем искреннее уважение к морякам британских торгового и военного флотов, проявивших высокий профессионализм в годы войны. Они - настоящие герои.
     
«Мы победили в той войне!»

     Так что же значит для британцев битва за Атлантику, на юбилей которой пришли большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», представители флотов других стран, принимавших участие в конвойных операциях или каким-то иным образом вовлеченных в самую продолжительную морскую кампанию Второй мировой войны?

     В течение всего визита этот вопрос приходил на ум, и, если честно, я долго не мог решиться на, казалось бы, очевидную аналогию: Ливерпуль, вся Великобритания отмечали такой же великий праздник, что и у нас, и в то же время - День Победы. Только свой, национальный. Но прав ли я?

     - Думаю, что здесь, в Британии, - ответил на мой вопрос первый морской лорд - начальник морского штаба (главнокомандующий королевскими ВМС) адмирал сэр Алан Уэст, - люди несколько подзабыли о том, насколько важно море для нас в силу островного положения страны. Если бы та битва была проиграна, Великобритания прекратила бы свое существование как независимое государство. Не было бы и Второго фронта. России пришлось бы в одиночку сражаться с фашистской Германией.

     Оказывается, многие в Англии и по сей день помнят, знают, что именно русские больше других сделали для разгрома немецкой армии. А вот хребет фашистскому флоту, полагают, сломали английские ВМС. И не без оснований. Именно британцы уничтожили фашистские надводные силы и потопили 768 подводных лодок из той примерно тысячи, которая была в боевом составе ВМС Германии. При этом сами потеряли 4.800 торговых судов и пятую часть эскортных сил. Англичанам пришлось заново создавать флот, в состав которого вошло около тысячи двухсот кораблей, выполнявших задачи сопровождения. А к началу 1945 года они уже построили 54 авианосца.

     - Эту битву на море по масштабам и размаху, - подчеркнул адмирал сэр Алан Уэст, - можно сравнить лишь с тяжелейшими сражениями на Восточном фронте. И я рад, что сегодня могу сказать: «Мы представляем страны, победившие в той войне!» Вот почему нам так важно сохранять добрые отношения и впредь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker