на главную страницу

23 Мая 2003 года

Тема номера

Пятница

Единая страна – единые законы

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



В соответствии с планом основных мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2003 года Комиссия по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации провела в Калининграде выездной научно-практический семинар на тему «Единое правовое пространство страны и его финансово-экономическое обеспечение: опыт регионов и федерального центра». Задачей семинара было изучение и обобщение прежде всего местного опыта обеспечения парламентской деятельности в этом направлении.

     В ходе поездки в самый западный российский регион члены парламентской комиссии Владимир Кулаков, Игорь Провкин, Николай Тулаев, Иван Стариков, Бато-Жаргал Жамбаннибуев, Андрей Чиркин, Ирина Ларочкина встретились с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым, председателем областной думы Владимиром Никитиным, приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 300-летию дважды Краснознаменного Балтийского флота.
     Обсудив вопросы научно-практического семинара, его участники пришли к выводу, что решение проблемы единого правового пространства страны есть ключ к укреплению государства и его институтов как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов. Выступавшие отмечали, что заслуживает всяческой поддержки начатая в 2000 году развивающаяся ныне инициатива Президента России Владимира Путина по организации работы в целях устранения противоречий между федеральным и региональным законодательствами. Особое значение эта работа приобретает сейчас, после Послания главы государства Федеральному Собранию, где он подчеркнул, что в итоге напряженной работы всех уровней власти удалось восстановить единое правовое пространство страны.
     Вместе с тем участники семинара считают, что значительный перекос в нынешнем правотворчестве сохраняется и непосредственно влияет на процесс обеспечения единого правового поля. Эта проблема возникла в связи с тем, что законодательные инициативы, превращающиеся в форму закона, в основном идут сверху. В связи с этим, как отмечали участники встречи, важно укрепить механизм формирования инициатив снизу, от субъектов Федерации и их представителей в Федеральном Собрании России. Особо подчеркивалась также необходимость выработки надежного правового механизма недопущения впредь принятия законов и других нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству.
     Участники научно-практического семинара отмечают, что единое правовое пространство страны – это тот фундамент, который позволяет сберечь от разрушения само государство и обеспечить права и свободы его граждан. Более того, это совокупный правовой гарант политической стабильности. В связи с этим была отмечена важность задачи по вовлечению в процесс обеспечения единого правового пространства не только политиков, но и юристов, экономистов, представителей СМИ, общественных организаций. Да и в целом тема правового поля должна стать величиной постоянной и доминировать в будущем.
     Работа представительной делегации Совета Федерации под председательством Владимира Кулакова была продолжена в ходе совместного рабочего совещания с руководителями органов исполнительной власти Калининградской области, депутатов Калининградской областной думы. Его темой стала реализация прошлогоднего постановления верхней палаты российского парламента «О государственной политике в отношении Калининградской области».
     Ознакомившись с ситуацией, в которой находится анклав сегодня, сенаторы и их местные коллеги вынуждены были отметить, что ряд пунктов постановления реализован не в полном объеме. Так, до настоящего времени не решен вопрос о принятии «Основных направлений и принципов федеральной политики в отношении Калининградской области». В связи с этим Правительству РФ рекомендовано активизировать действия по внесению в Госдуму проекта федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», а при разработке законодательных актов учитывать особенности существующего хозяйственного режима, установленного действующими правовыми механизмами. Предлагается также предусмотреть в проекте бюджета-2004 выделение финансовых средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих при транзите грузов и пассажиров в (из) Калининградскую область через территории Литвы, Латвии и Белоруссии.
     Не были забыты и другие «болевые точки» региона. На совещании особо отмечалась важность принятия мер для обеспечения жителей области общегражданскими паспортами, учета потребностей дислоцированных здесь воинских частей и соединений в средствах на строительство жилья для военнослужащих и лиц, увольняемых в запас, и многое другое.
     В ходе пребывания в Калининградской области делегация сенаторов посетила также ряд предприятий региона, провела встречи с деловыми кругами и представителями общественных организаций. Немало времени сенаторы уделили общению с командованием и личным составом одного из самых боеспособных соединений Балтийского флота - Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады ракетных катеров, которая в нынешнем году отпразднует свое 75-летие.
     Итоги рабочего визита корреспондент «Красной звезды» попросил прокомментировать самих участников поездки.
     
Председатель Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Владимир КУЛАКОВ:
     
- Еще совсем недавно большинство из нас были очевидцами так называемой войны законов между союзными республиками и федеральным центром Советского Союза. Законодателям не хватило тогда политической мудрости и гражданского мужества, чтобы подняться над схваткой политических групп и движений и прекратить эту войну. В определенной мере это также явилось правовыми предпосылками развала мощнейшего государства мира.
     Война законов могла полыхнуть и внутри России. Противоречия между российским законодательством и законами субъектов федерации напрямую угрожали безопасности государства. В своем Послании Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин не случайно подчеркнул, что нам удалось сохранить страну и восстановить единое правовое пространство. Вместе с тем он заметил, что федеральная власть только приблизилась к регионам. Поэтому визит нашей комиссии и научно-практический семинар на эту актуальную для России тему можно расценивать как самую быструю реакцию федеральной власти на рекомендации президента, изложенные в его послании.
     А в целом единое правовое пространств
     о России, по нашему мнению, должно стать стратегической целью не только политического руководства страны, но и Федерального Собрания, каждого члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, стратегической целью руководства государственных органов власти каждого из субъектов Федерации и их депутатского корпуса.
     
Заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Игорь ПРОВКИН:
     
- Новым направлением в нашей деятельности стала работа по обеспечению научно-исследовательской и законотворческой деятельности и контроль за расходованием бюджетных средств на эти цели. Мы понимаем под такой деятельностью работу, проводимую Советом Федерации как палатой Федерального Собрания, обладающей конституционным правом законодательной инициативы.
     Эта работа финансируется за счет средств федерального бюджета и должна, по нашему мнению, проводиться на основе плана, который рассматривается и одобряется Советом палаты. Научно-исследовательская деятельность Совета Федерации направлена на изучение проблем, имеющих общегосударственное значение. Вместе с тем в методике обеспечения научно-исследовательской и законотворческой деятельности федерального центра и региональных органов законодательной власти немало общих вопросов и проблем. Они достаточно обстоятельно изложены в наших предложениях и рекомендациях, которые мы привезли на семинар и в порядке обмена опытом передали нашим коллегам из Калининградской областной думы.
     Вообще законотворчество – дорогостоящий процесс. На разработку отдельных законопроектов запрашиваются суммы от 100 тысяч рублей до полумиллиона и более. Именно поэтому основной вектор наших усилий должен быть направлен на повышение обоснованности принимаемых решений по организации планирования и управления процессом законопроектной работы, по рациональному распределению ресурсов за счет совершенствования прогнозирования затрат. И, конечно, сами законодатели обязаны остановить бессмысленную трату средств, если будет признано нецелесообразным продолжать работу над тем или иным законопроектом. Иначе мы получим, как заявил Президент России в своем послании Федеральному Собранию, «законы, разорительные для государственного бюджета».
     
На снимке: делегация Совета Федерации поздравляет командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Валуева с 300-летием старейшего флота России.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker