на главную страницу

24 Мая 2003 года

Пульс планеты

Суббота

Объединяющие мотивы доминируют

Вадим МАРКУШИН.



     Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами по-прежнему существуют разногласия. Однако доминируют в их отношениях объединяющие мотивы. Таков общий фон американо-российского политического диалога, частью которого стал на этих днях визит в США министра обороны РФ Сергея Иванова. Глава российского военного ведомства передал Джорджу Бушу послание от Владимира Путина, в котором, в частности, сказано, что в двусторонних отношениях гораздо больше субстанции, которая нас объединяет, нежели тех вопросов, по которым остаются расхождения.
     Состоявшиеся в Вашингтоне встречи в целом подтвердили такую оценку. Стороны сосредоточились на темах, важность которых очевидна не только с точки зрения двусторонних отношений, но и интересов международной безопасности. Кризис в российско-американских отношениях, вызванный событиями в Ираке, преодолен. Таково мнение специалистов по международным отношениям, комментирующих итоги переговоров в Вашингтоне.
     Российский представитель в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС сообщил, что во время переговоров с помощником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс и министром обороны Дональдом Рамсфелдом Сергей Иванов обсуждал также вопросы стратегической стабильности, ситуацию в Афганистане и Северной Корее, проблемы нераспространения и международного терроризма. Речь также шла о возможном военно-техническом сотрудничестве по линии министерств обороны двух стран.
     Касаясь, в частности, обстановки в Афганистане, член российской делегации отметил, что международному сообществу пока не удалось добиться существенного прогресса в борьбе против терроризма в Афганистане. Боевики-талибы перегруппировались, обнаглели и продолжают террористическую деятельность как против властей, так и против населения Афганистана, чего без внешней подпитки делать невозможно.
     На просьбу прокомментировать утверждения Вашингтона о связях с терроризмом Ирана российский представитель указал на присутствие международного терроризма во многих государствах. Одни страны поддерживают террористов финансами, другие поставляют кадры, третьи осуществляют информационно-пропагандистское обеспечение. Но нет ни одного государства, в котором все эти элементы были бы сведены в некое структурное единое целое.
     Затрагивая тему Ирана в более широком плане, российский представитель опроверг утверждения официальных американских лиц о том, что Россия не противодействует работам по созданию в этой стране ядерного оружия. На мой взгляд, в США достаточно широко укрепился миф, что Россия каким-то образом способствует или не принимает мер, чтобы в Иране не появилось ядерное оружие. Поверьте мне на слово, это не так, заявил он журналистам. При этом он особо отметил, что реактор на атомной электростанции в иранском городе Бушере не может наработать что-либо оружейное. Отметив, что все работы здесь находятся под полным контролем МАГАТЭ, член делегации сообщил, что Россия в качестве еще одного дополнительного условия будет ставить вопрос о возвращении обратно в Россию из Ирана отработанного ядерного топлива. Это фактически двойная гарантия, подчеркнул он.
     Говоря о ситуации вокруг ядерной программы Северной Кореи, член нашей военной делегации сказал, что между Россией и США существует принципиальное согласие о возможных путях урегулирования корейского кризиса. Как он пояснил, это прежде всего продолжение политики дипломатических усилий по разрешению проблемы и тесная координация действий наиболее активных участников этого процесса. Помимо двух корейских государств, очевидно, это США, Япония, Китай и Россия. У нас есть ясное понимание того, что все участники данного процесса будут согласовывать свои действия, чтобы идти единой согласованной дорогой, заявил он.
     Относительно намерений США заняться исследованиями в области ядерного оружия малой мощности (до 5 килотонн) российская сторона, по словам члена нашей делегации, возражений не высказала. О планах Пентагона заняться исследованиями в этой области на днях объявил Дональд Рамсфелд, и они уже получили одобрение американского сената. Назвав такие планы суверенным правом Соединенных Штатов, цитируемый источник отметил, что у Москвы нет по этому поводу никаких принципиальных возражений. В то же время он выразил надежду, что США будут придерживаться своих обязательств в рамках Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
     Касаясь Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, представитель российской делегации предположил, что он может вступить в силу уже в начале июня после встречи Владимира Путина и Джорджа Буша на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Я не исключаю, что на встрече в Санкт-Петербурге президенты обменяются ратификационными грамотами к Договору о СНП, сказал он.
     Проблематика противоракетной обороны на встречах и беседах министра обороны России Сергея Иванова в Вашингтоне с представителями американской администрации обсуждалась в контексте возможного сотрудничества РФ и США в области оборонных технологий.
     * * *
     Из Вашингтона Сергей Иванов отправился с однодневным рабочим визитом в Брюссель на встречу с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном. Я намерен обсудить с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном возможные направления сотрудничества с учетом того, что с осени НАТО примет на себя руководство антитеррористической операцией, сказал глава российского военного ведомства. Сергей Иванов также сообщил, что никаких соглашений о сотрудничестве с НАТО в рамках антитеррористической операции в Афганистане подписано не будет. Оно будет осуществляться на основе устной договоренности между сторонами и последующей отдачи распоряжений.
     Другая тема разговора с Джорджем Робертсоном, как сказал Сергей Иванов, - активизация деятельности военной миссии связи в составе структуры главного военного представителя РФ при НАТО Константина Тоцкого в бельгийском городе Монсе близ Брюсселя. Главнокомандующий вооруженными силами США в Европе уже дал на это принципиальное согласие, заметил министр обороны. По его словам, цель активизации российской военной миссии связи состоит в том, чтобы в условиях прекращения военного присутствия РФ на Балканах более активно вести работу в соответствии с положениями Римской декларации о создании Совета Россия - НАТО в формате «двадцатки», подписанной в мае 2002 года. Речь, в частности, идет о таких основных направлениях взаимодействия, как миротворчество, спасательные операции, недопущение и урегулирование кризисных ситуаций.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker