на главную страницу

24 Мая 2003 года

Пульс планеты

Суббота

Армия в политической жизни Африки

Юрий СУМБАТЯН, профессор Российского университета дружбы народов, доктор философских наук.



25 мая - день освобождения Африки. В этот день ежегодно народы континента подводят итоги и намечают перспективы дальнейшей борьбы за укрепление национальной независимости и социальный прогресс. Важную роль в этой борьбе играли и продолжают играть армии. Они как в прошлом, так и сегодня являются активной силой, оказывающей большое воздействие на ход политических процессов, перестройку социальных структур, выработку основных направлений внутренней и внешней политики африканских государств.

     По данным зарубежных источников, численность вооруженных сил стран Африки составляет более 2 миллионов человек. Наиболее крупными из них являются армии Алжира, Анголы, ДРК, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Судана, Эфиопии и ЮАР.
     Численность населения, вооруженных сил, военного бюджета этих государств на конец 2002-начало 2003 года можно представить в следующей таблице.
     Политическая роль армии в африканском обществе менялась на разных этапах национально-освободительной борьбы. На первом этапе шел процесс консолидации различных этнических групп для решения общенациональной задачи - ликвидации колониальной системы и достижения политической независимости. В центре этого процесса находилась армия, которая не только сближала все народности и племена вокруг общей цели, но и явилась важным средством в борьбе против трайбализма и национальной вражды.
     После получения независимости в большинстве африканских стран возникали новые политические структуры, где роль армии была далеко не однозначна. В одних странах она поддерживала шаги на демократизацию общества, в других - оказывала сопротивление, стремясь сохранить свою политическую власть, в третьих - занимала нейтральные позиции, ожидая результатов борьбы политических сил и реакцию на них со стороны народных масс, этнических групп и т.д.
     Прогрессивную роль армии можно проследить в Бенине, Мадагаскаре, Гане, Гвинее и Мали. Здесь трансформации военных режимов в гражданские прошли при непосредственном участии руководящих армейских кругов. В Бенине, например, армия все время находилась на переднем плане общественно-политической жизни. В условиях перехода от военного режима к гражданскому обществу и формирования правового государства военное командование стремится к установлению «политического нейтралитета» в вооруженных силах, возвращению военных в казармы, проведению реформ и сокращению армии.
     В Демократической Республике Мадагаскар власть с 1975 года осуществляла военная директория, а затем Верховный революционный совет во главе с капитаном 2 ранга Д. Рацираки, который был избран всеобщим прямым голосованием президентом страны и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Однако в процессе формирования высшего органа власти по переходу к Третьей Республике в соответствии с конституцией 31 октября 1991 года адмирал Д. Рацираки вынужден был уйти в отставку. Это объясняется тем, что в ходе как конституционного референдума, так и президентских выборов армия занимала нейтральную позицию, официально не поддерживала ни одну из сторон. Она лишь реагировала на волю малагасийского народа, который в ходе проведения политических реформ поддержал начало демократических перемен в стране и избрал гражданского президента.
     Военные режимы Эфиопии, ЦАР, Заира, Нигерии, Кот-д’Ивуара, Чада, Либерии, Сомали, Руанды, Бурунди оказали активное сопротивление при их свержении, в результате чего эти страны фактически оказались в условиях гражданской войны. Так, в Чаде генерал Х. Хабре, придя к власти после военного переворота, обещал своему народу обеспечить в стране демократическое правление. Однако с каждым годом утверждал собственную монополию на власть, став со временем обыкновенным диктатором, опирающимся на военную силу. Бывший президент Чада не брезговал ни иностранной помощью, ни контрабандой наркотиков, ни изготовлением фальшивых денег.
     В начале декабря 1990 года в результате активных военных действий повстанческих отрядов Народного движения спасения (НДС) Х. Хабре вынужден был обосноваться в Сенегале. В настоящее время он заочно обвиняется в геноциде и других преступлениях. Военно-диктаторские режимы в Заире и Того в начале 90-х годов прервали процесс политического реформирования, опираясь на верные им армейские части. Президент Заира маршал Мобуту Сесе Секо-Куку, возглавлявший военный режим в стране с 1967 года, в 1990 году дал свое согласие на проведение «опыта по установлению многопартийности». Однако в марте 1993 года Мобуту дезавуировал все свои решения по демократизации страны. Высшее армейское командование дало понять, что признает власть только в лице маршала Мабуту, подчиняется лишь ему и будет исполнять законы, которые утверждены им. Но он был свергнут, и в стране началась гражданская война, которая закончилась победой патриотических сил и созданием Демократической Республики Конго (ДРК). Любопытно, что в этой войне наряду с мятежниками приняли участие 6 государств Африки.
     Сложным и противоречивым путем шла эволюция военного режима в гражданский в наиболее крупной стране тропической Африки - Нигерии. В конце 1993 года президент Нигерии генерал Ибрагим Бабангида официально объявил о сложении с себя полномочий главы государства и верховного главнокомандующего вооруженными силами республики и назначении новых президентских выборов в феврале 1994 года. Однако в ноябре 1993 года власть в Нигерии вновь вернулась к военным. Это произошло после того как глава Временного правительства Э. Шонекан официально объявил о своей отставке. К власти пришел генерал Сани Абача, который распустил все существовавшие ранее институты власти: парламент.
     В мае 1999 года после 15-летней военной диктатуры к власти в Нигерии пришел демократически избранный гражданский президент О. Обасанжо, который провозгласил демократический путь развития страны.
     Таким образом, в результате борьбы африканских народов за демократические преобразования одновременно начали возникать новые политические структуры с учетом тех исторических демократических традиций и культуры, общественных институтов, которые при авторитарных режимах были либо извращены, либо забыты.
     Ряд африканских политических лидеров, в том числе и представители военной элиты, в последнее время опасаются возможности прихода к власти военных. Один из нигерийских генералов С. Ибрагим так изложил свои взгляды на армию и военные перевороты: «Военные режимы стали непопулярными во всем мире, и во многих странах идет борьба за восстановление конституционного правления. Следует уважать чаяния и желание военного руководства иметь подлинно профессиональную армию, которая была бы вне политики». Обобщая опыт правления военно-диктаторских режимов на этом континенте, он справедливо заметил: «Участие в управлении государством принесло военным больше неудач, чем достижений».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker