на главную страницу

24 Мая 2003 года

Линия жизни

Суббота

Земля военного значения

Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



В последнее время качественно изменилось российское законодательство о землепользовании. Были приняты Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве» и другие. Это привело к активному вовлечению земель в хозяйственный и торговый оборот. Резко возрос и интерес к землям Министерства обороны, в том числе со стороны коммерческих структур.Всегда ли подобный интерес подкрепляется уважением к закону? Учитываются ли при этом вопросы боеготовности армии и флота, другие обстоятельства? О результатах прокурорской проверки по этим и другим вопросам рассказывает начальник 2-го управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Константин МЕРЕЖКО.

     - В настоящее время в пользовании Министерства обороны России находится более 11 тысяч участков площадью 14,8 млн. гектаров. Но, как показали проверки, их учет надлежащим образом не налажен. Почти у половины воинских частей, организаций, учреждений отсутствуют документы на право постоянного пользования занимаемыми земельными участками. Почему так произошло? Право на бессрочное пользование землей удостоверяется документами, предусмотренными Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - свидетельствами о государственной регистрации прав. В советское время каких-либо правоустанавливающих документов балансодержателям земель Минобороны России и других силовых министерств и ведомств не выдавалось. В период с 1991 по 1997 год многие пользователи тоже не получили никаких документов, подтверждающих их права на закрепленные земельные участки.
     - Константин Александрович, почему бы не получить такие свидетельства в оперативном порядке?
     - Дело в том, что сведения о землях, включенных в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (к ним относятся и земли Минобороны), вносятся в документы государственного кадастра. Однако чтобы оформить необходимые документы, требуются весьма значительные средства – только для Минобороны России 62,7 млрд. рублей. Естественно, таких денег в военном бюджете нет.
     - К чему все это приводит?
     - Это приводит к постепенному разбазариванию земельных угодий – где-то по халатности, а где-то и из корыстных побуждений. К примеру, в 2000-2002 годах свыше 400 земельных участков Минобороны общей площадью более 14 тыс. га были добровольно переданы субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. Решения об их передаче принимались, как правило, по ходатайству заинтересованного органа власти на основании Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота от 1977 года, которое в части предоставления руководству Минобороны России полномочий по распоряжению землей устарело и противоречит действующему законодательству.
     Встречаются, к сожалению, и случаи самоуправства. Так, в 1994 году решением главы администрации Гусевского района Калининградской области был изъят закрепленный за КЭЧ района земельный участок площадью 151 га. А в 1998 году участок в городе Гусеве площадью 0,1 га был передан кооперативу «Энергетик» для строительства частных гаражей. По информации военного прокурора Гусевского гарнизона в марте 2003 года незаконные постановления были опротестованы территориальным прокурором. В настоящее время рассматривается вопрос о возвращении КЭЧ равноценного участка.
     - А есть такого рода случаи, представляющие непосредственную угрозу интересам обороны?
     - Есть, и они вызывают у нас особую тревогу. Скажем, когда отчуждаются земли, которые прилегают непосредственно к базам и складам вооружения, военной техники, боеприпасов. К примеру, сейчас военными прокурорами принимаются меры по ликвидации нарушений, связанных с решениями администраций в Алтайском крае и Московской области. И там и там без участия Минимущества и согласования с Минобороны изъята земля в запретных зонах – рядом с арсеналами.
     Опаснее всего, когда земельными участками, играющими важную роль в военной инфраструктуре, пытаются завладеть коммерческие организации. Причем зачастую это делается при попустительстве командования, которое заключает так называемые договоры «о сотрудничестве», «об оказании услуг», «о техническом обслуживании». Информация об этом сразу же служит для нас сигналом о необходимости проведения прокурорской проверки и принятия надлежащих мер. Хочется сказать доброе слово в адрес армейской общественности – люди болеют за государственное добро, за оборону страны и сообщают нам сведения, которые зачастую ложатся в основу нашей работы.
     Скажем, были вскрыты факты, когда еще в 1996 году ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания» самовольно проложило по земле Минобороны России 2 километра трубопровода к плавучему причалу в городе Балтийске Калининградской области. И до последнего времени все делали вид, что ничего не происходит. Немало случаев, когда «армейская» земля крайне привлекательна для коммерсантов - к примеру, находится в центре крупного города, но «подступиться» к ней чрезвычайно сложно. Тогда в ход идут нетрадиционные методы. Так, ООО «Прометей инжиниринг» с целью получения доступа к двум земельным участкам общей площадью около 114 га, находящихся в пользовании ГУП «775-й Артиллерийский ремонтный завод», инициировала процедуру его банкротства. При этом высказывало готовность отозвать из суда требования о банкротстве завода в случае его перевода с занимаемых земель в другое место.
     - Какие еще проблемы, связанные с землепользованием, в настоящее время наиболее актуальны?
     - Очень много проблем возникает с продажей недвижимости, принадлежавшей Минобороны на тендерной основе, в связи с тем, что нет механизма оценки стоимости земель, на которых эта недвижимость находится. Нет и самого механизма продажи. При этом кое-где с легкостью совершаются сделки, когда за бесценок уходит не просто земля Минобороны, но и с ней – народное достояние. Скажем, некая гражданка Абхазии за мизерную сумму купила 12 гектаров земли в Красной Поляне, относящейся к турбазе Минобороны. А вместе с ней – знаменитый царский домик, музей природы Северного Кавказа.
     - Константин Александрович, а если обобщить работу военных прокуроров по контролю за исполнением земельного законодательства, как выглядят цифры?
     - Только за 11 месяцев прошлого года было проведено свыше 750 проверок законодательства о землепользовании – почти вдвое больше, чем в 2001 году. При этом выявлено свыше тысячи нарушений законов, в том числе 48 незаконных актов. По результатам проверок принесено 20 протестов, направлено 9 информаций территориальным прокурорам. Привлечено к ответственности 177 должностных лиц. После заявления исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды государству возмещен ущерб на сумму 1,9 млн. рублей. Изъято из чужого незаконного владения 9.442 га земель, принадлежащих Министерству обороны и другим силовым ведомствам. В целом я бы отметил работу военных прокуратур Московского и Дальневосточного военных округов, Тихоокеанского флота и Федеральной пограничной службы России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker