на главную страницу

27 Мая 2003 года

К 300-летию Санкт-Петербурга

Вторник

Объяснение в любви

Аркадий ПИНЧУК,писатель,
заслуженный работник культуры Российской Федерации.



ПЕТЕРБУРГ сегодня еще в ажурных лесах. Фасады многих его архитектурных шедевров затянуты полупрозрачными шторами, скрывающими колдовство обновления. Город приводит себя в надлежащий вид, готовясь в час 300-летнего юбилея предстать перед горожанами и гостями во всем блеске своей неповторимой красоты, по-особому повернуться какой-то новой своей гранью.Созданный на рубеже веков, Петербург словно бы несет в себе ветер времени. Нет, он не просто окно в Европу, через которое можно всматриваться в другую жизнь. Он, скорее, мост из вчера в завтра. История выбрала этот город — место, где Россия, ее народы на равных вошли красотой, самобытностью и благородством своим в мир страстей и надежд человечества. История испытала этот город на стойкость и мужество в дни борьбы с фашизмом - человечество до сих пор не перестает изумляться силе духа и благородству его жителей.Золотые паруса фрегата на Адмиралтейской игле всегда шевелит ветер романтики и устремленной в будущее мечты. В этом - поэзия и бессмертие Петербурга, его сила и неиссякаемая притягательность.

     МОЕМУ ГОРОДУ щедро везло: он жил в разное время и многое видел, он может сравнивать... На Петроградской стороне упрятана в каменный чехол избенка - первый дом Петербурга, «домик Петра». На другом берегу Невы - вздыбленный конь и простертая рука основателя и строителя города... Глядя сегодня на каменные громады многомиллионного Санкт-Петербурга, с трудом веришь, что три века назад здесь были леса и болота.
     Сегодняшние митрофанушки не прочь порассуждать, что, дескать, Петр прорубил окно в Европу в этих гиблых землях по глупости. Они не ведают, что еще в VIII веке через эти земли, принадлежащие Новгородской Руси, пролегал «путь из варяг в греки», проходили главные торговые пути, связывавшие Европу с восточными странами. Именно из-за этого невские берега на протяжении многих веков были ареной кровавой борьбы со шведами. Так что государь-преобразователь знал, в каком месте России нужен город-крепость.
     С дней основания здесь были размещены войска и в первую очередь гвардия. Обустройство воинского контингента осуществлялось вместе с развитием города, диктовалось потребностями армии и флота. Выдающиеся зодчие Д. Трезини, С. Чевакинский, В. Баженов, А. Захаров, В. Стасов, К. Росси и другие выдающиеся мастера создавали такие шедевры, как Главный штаб, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж, Новая Голландия, Кавалергардские казармы, более двух десятков военных соборов...
     Топонимика города неразрывно связана с названиями полков, триумфальных арок, иными реалиями военной жизни. Только до 1917 года наименования, связанные с армией и флотом, получили 80 улиц, проспектов, площадей, мостов. В советское время количество новых наименований, относящихся к армии, превысило шесть десятков...
     
* * *

     
НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ Петербург без Невы с ее «державным течением» и «береговым гранитом». К 300-летию раскинувшегося по ее берегам мегаполиса река тоже прихорашивается. Обновлены Троицкий, Дворцовый, Литейный и Невский мосты, обрели загадочную подсветку мосты не только на Неве, но и на малой Невке, на Фонтанке, Мойке, Екатерининском канале.
     Кстати, знаете ли вы, сколько в Петербурге мостов? Почти 300, не считая железнодорожных и пригородных! Почти столько же, сколько в Венеции. При этом еще все они не похожи друг на друга. Хотя есть одна особенность невских мостов, объединяющая их. Днем они спят, подставляя изогнутые спины под городской транспорт, а ночью, просыпаясь, грациозно поднимают свои пролеты-крылья, чтобы пропустить корабли, идущие к Балтийскому морю и Ладожскому озеру.
     Петербург необыкновенно хорош, когда глядишь на него с палубы экскурсионного кораблика. Он поражает неожиданными открытиями, если на него смотришь с высоты птичьего полета. Архитектурные шедевры города кажутся прекрасными островами в море крыш. А Невский - четкою струною, прорезающею застывшую в камне музыку созидания, музыку творений рук человеческих.
     «НЕТ НИЧЕГО лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы!» - писал Гоголь. Действительно, Невский - неповторим. По нему надо пройтись пешком, не спеша. Задержаться в тени колоннады Казанского собора, ставшего памятником победителям в Отечественной войне 1812 года, пантеоном Славы. Здесь хранятся ключи от сдавшихся Русской армии европейских городов и трофейные знамена, здесь погребен прах фельдмаршала Михаила Кутузова.
     На Аничковом мосту вам расскажут о скульптурных группах знаменитых коней П. Клодта и о том, что этот мост был построен русскими солдатами под руководством военного инженера подполковника Михаила Аничкова. Нельзя не обратить внимания на обелиск из монолитного гранита на площади Восстания, установленный к 40-летию Победы как знак города-героя...
     Впрочем, не только Невский способен удивлять и поражать воображение гостей Петербурга. Есть еще немало и других дивных мест в нашем городе: Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами и Биржей, Дворцовая площадь и Зимний дворец, Исаакиевская площадь со знаменитым творением Монферрана, Марсово поле и Летний сад, ансамбль Инженерного замка, Александро-Невская лавра, Смольный, Таврический, каналы, памятники... Много-много еще такого, о чем хочется восторженно и искренне сказать: «Я люблю Вас, Петербург! Я счастлив, что живу в этом городе».
     
* * *

     
«ГРАЖДАНЕ! При артобстреле эта сторона улицы наиболее ОПАСНА». В память о героизме и мужестве Ленинграда в дни 900-дневной блокады города сохранена эта надпись на одном из зданий Невского проспекта. Надпись-Память, надпись-Боль, надпись-Завещание: помните, люди! Помнить нужно, хотя, конечно, сегодня трудно представить себе тяготы блокадной жизни...
     250 граммов хлеба в день - рабочим, 150 - служащим, иждивенцам и детям. Три тысячи разрушенных и семь тысяч поврежденных зданий. Четверть миллиона снарядов и бомб, обрушенных на город. Никто не знает сколько - может быть, даже более миллиона человек лежат под гранитными плитами одного лишь Пискаревского кладбища... Просто выжить было подвигом. Но Ленинград сражался. Воевал и трудился.
     Двести тысяч ленинградцев вступили в народное ополчение, сорок тысяч вошли в истребительные батальоны, полмиллиона под огнем врага строили оборонительные сооружения. Две тысячи танков, полторы тысячи моторов для самолетов, тысячи орудий, свыше двухсот тысяч автоматов, десять миллионов снарядов и мин выпустили ленинградцы для защиты родного города. Они сделали все что могли. Они отстояли Ленинград. Город всегда будет помнить своих защитников - павших и живых, военных и гражданских. Их подвиг бессмертен на века.
     
* * *

     
МНЕ НЕ РАЗ приходилось наблюдать, как при одном лишь упоминании о городе на Неве вдруг теплеют лица людей. Чем же так притягателен наш город? Какой заложен в нем магнетизм, что в любую пору года здесь не иссякает поток гостей, приезжающих буквально со всего света?
     Конечно, Петербург исключительно красив и богат историей. Но на свете есть немало прекрасных городов даже с тысячелетней историей. В сравнении с ними 300-летний Петербург очень молод. В отличие от старших собратьев он не складывался стихийно с течением веков, а был построен по единому и в основном последовательно реализованному замыслу. При его строительстве органично слились традиции русского зодчества и привнесенные классические каноны европейской архитектуры. Очевидно, этот сплав вековых традиций с новыми веяниями и придал городу тот самобытный облик, который сделал его не похожим ни на один другой в мире.
     Несомненной особенностью Петербурга является и то, что это самый северный из крупных городов мира - он находится всего в шести градусах от Северного Полярного круга, за которым в летнее время господствует непрерывный полярный день. Отсветы этого дня сотворяют чудо природы, которое является еще одной неповторимой достопримечательностью нашего города, именуемой белыми ночами. Время, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса», когда бестеневой свет, струящийся из глубин Вселенной, окутывает своим волшебным покрывалом дворцы на набережных рек и каналов, словно отрывает их от вековых фундаментов и заставляет парить до восхода солнца.
     Наконец, едва ли найдется в мире другой город, столь вдохновенно воспетый в стихах и прозе, многообразно поданный в живописи и графике, давший жизнь бесчисленным произведениям искусства. Кто знает, какое количество томов насчитывает всемирная библиотека о Петербурге - научных исследований и поэм, романов и альбомов, музыкальных произведений и театральных пьес, киносценариев и путеводителей?
     МОЖНО ЛИ в газетном материале объясниться в любви к самому прекрасному городу в мире? За пределами моего рассказа осталось, к сожалению, слишком много петербургских красот и тайн... А чтобы почувствовать дыхание Петербурга, ритм его жизни, ощутить обаяние этого города, в нем надо пожить хотя бы несколько дней. Особенно сегодня. В майские дни, когда Санкт-Петербург будет салютовать своему 300-летию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker