на главную страницу

27 Мая 2003 года

Планета людей

Вторник

Горизонты каспия

Александр ТИХОНОВ,«Красная звезда».



     Специальный представитель Президента России по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря, заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный провел пресс-конференцию, проинформировав об итогах 9-го заседания рабочих групп по разработке конвенции о промыслах на Каспийском море, которая прошла с 12 по 14 мая в Алма-Ате. На пресс-конференции были затронуты различные аспекты каспийской проблематики и четко обозначена позиция России по каждому из них.
     Необходимость заново определить статус Каспийского моря с учетом всех заинтересованных сторон появилась, как известно, после распада Советского Союза. Прикаспийских стран стало пять, а все вопросы использования Каспийского моря и его шельфа регулировались договорами между СССР и Ираном от 1921 и 1940 годов. В начале 90-х появились данные о прямо-таки гигантских запасах углеводородов в каспийском регионе, и проблеме раздела Каспия был придан излишний ажиотаж. По мере того, как нефтедобывающие компании начали более предметно заниматься разведкой месторождений, основываясь на результатах работ геологов, данные об общих размерах запасов нефти и газа становились все более достоверными. Получалось, что запасы не столь велики, так что в свое время советское правительство, осуществив перенос основной добычи углеводородов с Каспия в Западную Сибирь, поступило правильно. Пожалуй, единственным уникальным местом с точки зрения перспектив нефтедобычи является северная часть моря, где в советское время разработка месторождений не велась, чтобы исключить малейшую возможность нарушения сформировавшейся там экосистемы и сохранить район обитания и воспроизводства осетровых рыб. В целом же шельф Каспийского моря обладает не стратегическими, а средними запасами углеводородного сырья, причем газа в них больше, чем нефти. Отсюда строительство любых новых трубопроводов типа «Баку – Тбилиси – Джейхан» при значительной недозагрузке трубопровода до Новороссийска – чистой воды политика при очень спорной экономической целесообразности. По мнению Калюжного, именно тот факт, что не все компании, специализирующиеся в данной области, стремятся к участию в проекте Баку – Тбилиси – Джейхан, красноречиво свидетельствует о том, что здесь есть большие вопросы с точки зрения экономической целесообразности.
     Когда объем каспийских запасов нефти и газа получил более точную оценку, договариваться о разделе недр прикаспийским государствам стало значительно проще. Как известно, Россия активно выступала за реализацию тех или иных принципов раздела, предлагая и равное деление, и кондоминиум (то есть совместное владение). Время шло, некоторые прикаспийские соседи выражали несогласие с предлагаемыми инициативами, и в итоге в 1998 году президенты России и Казахстана подписали соглашение, где был заложен принцип модифицированной срединной линии. С этого момента дно Каспийского моря между Россией и Казахстаном было поделено, и далее позиция России относительно приверженности принципу срединной линии не менялась. После подписания подобных двусторонних соглашений между Россией и Азербайджаном, а также Азербайджаном и Казахстаном появилась возможность подписать трехстороннее соглашение между Россией, Казахстаном и Азербайджаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна, в которой сходятся (или, если угодно, из которой выходят) границы российского, казахстанского и азербайджанского участков дна Каспия. Соглашение подписали, и с тех пор любые инвестиции в северный и частично центральный районы Каспийского моря получили юридическую защиту, в связи с чем некоторые зарубежные нефтяные компании уже четко заявили о своем намерении работать в этих районах.
     Как подчеркнул Калюжный, все двусторонние и трехсторонние соглашения с участием России по статусу Каспия нисколько не мешают двигаться к решению общих проблем и подписанию конвенции, поскольку содержательная сторона соглашений не противоречит проекту конвенции. На заседании в Алма-Ате рабочим группам впервые удалось при обсуждении проекта конвенции «пройти» документ от начала до конца, согласовав при этом часть статей. Каждый из участников, отстаивая интересы своей страны, сейчас гораздо уважительнее, с большим пониманием относится к позиции коллег и стремится достичь консенсуса. Например, позиция Ирана хотя пока и остается во многом прежней, однако желание иранцев изучить нашу методологию определения срединной линии, чтобы затем применить ее в южной части моря, явно говорит о положительной динамике.
     К разделу акватории Каспия сегодня существует два подхода. Некоторые государства предлагают три зоны: пограничную, свободную и лежащую между этими двумя экономическую (рыболовную). При этом существуют различные предложения относительно широты пограничной и экономической зон. Однако поскольку сегодня в соответствии с договорами от 1921 и 1940 годов существуют рыболовная и свободная зоны, Россия предлагает оставить две зоны: 15-мильную прибрежную для осуществления всех видов государственного контроля (пограничного, таможенного, санитарного и т.д.) и свободную. Это позволило бы не усложнять исторически сложившуюся схему рыболовства в Каспийском море.
     Отвечая на вопрос «Красной звезды» о военной составляющей в проблеме определения статуса Каспийского моря, Виктор Калюжный отметил, что у наших соседей вызывает вопросы присутствие Каспийской флотилии и что есть выступления за демилитаризацию моря.
     - Я думаю, что Каспийская флотилия будет существовать до тех пор, пока наш Верховный Главнокомандующий посчитает нужным с точки зрения тех событий, той напряженности, которые есть в целом регионе. Этот вопрос нельзя решать в рабочем порядке, поскольку он – уровня глав государств. Как они решат, так и будет, - заявил спецпредставитель Президента России.
     Надо отметить, что русские военные корабли появились в Каспийском море отнюдь не вчера. Но если для кого-то исторические традиции и не являются весомым аргументом, то весьма странно выступать за ликвидацию флотилии с учетом ситуации в мире вообще и на Ближнем Востоке в частности. Разве можно не учитывать тот факт, что даже само стремление всех прикаспийских стран - впятером, без постороннего вмешательства, - определить статус Каспия должно быть надежно защищено?! Когда же статус будет окончательно определен, на море тем более потребуется весомый гарант соблюдения каспийской конвенции, из какого бы района земного шара ни исходили попытки ее нарушить. Кроме Каспийской флотилии, решать эту задачу в настоящее время некому. Такова реальность, отрицать очевидное неразумно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker